Фильм «Митрополит Филарет: служение Церкви и Отечеству». Часть первая
25.03.2010 17:03
—
ЧП
|
Есть такое понятие в музыке — переходный аккорд. Его особенность в том, что он одинаково гармонично звучит в совершенно далеких тональностях. Это, как правило, единственное созвучие, которое плавно и незаметно их объединяет. Один из участников это фильма сравнил Предстоятеля Белоруской православной церкви с таким переходным аккордом. Для всех Владыко стал знаковой фигурой, связавшей десятилетия атеизма и годы возрождения веры. Для каждого он был и остается посредником между Небом и Землей. Игуменья Гавриила(Глухова), настоятельница Гродненского Рождество-Богородичного женского монастыря: Возможно, Филарет тогда скрывал от людских глаз слезы. Владыко Никодим был его наставником, и молодой архиерей старался во всем на него походить. Ведение службы, манера поведения, мелодика речи, да и сам облик митрополита Филарета во многом напоминал Владыку Никодима. Поэтому на посту архиерея ленинградцы, как логическое продолжение, хотели видеть тогда именно митрополита Филарета. Но Священный Синод во главе с Патриархом Пименом решает этот кадровый вопрос по-другому. Назначает митрополита Филарета Вахромеева на Минско-Белорусскую кафедру. Назначение в Белоруссию в то время расценивалось как ссылка. Для церковнослужителей место это, действительно, было особым. Еще при Хрущеве местные чиновники, желая выслужиться перед Москвой, пообещали, что БССР станет первой атеистической республикой в Советском Союзе. Андрей Горанский, магистр гуманитарных наук, сотрудник Института теологии БГУ: Главным контролером и судьей в церковной жизни был уполномоченный по делам религии. Священник при церковных советах считался всего-навсего наемным рабочим. Он, как тогда было принято говорить, удовлетворял религиозные потребности верующих. Но в первую очередь священник должен был устраивать уполномоченного. В противном случае лишался регистрации, а вместе с ней и средств к существованию. Но, порой человеческие отношения пробивали и эту железную стену. Протоиерей Геннадий Дзичковский, настоятель Минского Свято-Духова Кафедрального собора: Возглавив Белорусскую кафедру, митрополит Филарет одновременно был назначен и Патриаршим Экзархом Западной Европы. Да и в Минск он приехал после пятилетнего служения в качестве архиепископа Берлинского. Приезд такого человека ввел белорусские власти в некоторое замешательство. Владыко олицетворял собой Запад, перед которым нужно было держать марку. Леонид Гуляко, уполномоченный по делам религий и национальностей при Совете Министров Беларуси: Протоиерей Геннадий Дзичковский, настоятель Минского Свято-Духова Кафедрального собора: Верующие тоже были в тревожном ожидании. Кто же займет место правящего архиерея? Многие лично знали предшественника — Владыку Антония Мельникова — человека тонкого, интеллигентного и образованного. Он возглавлял Минско- Белорусскую кафедру более 10 лет. Это был уникальный случай. За всю историю епархии правящие архиереи не задерживались в Минске более трех-пяти лет, в советские годы и того меньше. Протоиерей Федор Повный, настоятель Всехсвятского прихода г. Минска: Эпоха застоя. Некоторые историки позже назовут этот период временем «ироничного нейтралитета». Прямых гонений на верующих, как при Хрущеве или в 30-е годы, уже нет. Но отношения государства и церкви остаются стабильно тяжелыми. Сильные мира сего уже не разрушают храмы, но терпеливо ждут смены поколений, когда религия по всем земным законам отомрет сама собой. Ведь молодежь в большинстве своем практически поверила, что Бога нет. Инок Николай (Бембель), насельник Жировичского мужского монастыря: К приезду митрополита Филарета по всей Белоруссии действовало только 370 православных церквей, а священников и того меньше. Митрополит Филарет с присущей ему энергией начинает постепенно улучшать положение вверенной ему Церкви. Несмотря на недовольство властей, Владыко активно посещает сельские приходы. Подобные встречи с паствой заметно оживили церковную жизнь на местах, особенно там, где правящий архиерей последний раз служил лет 100 назад. Филарет, митрополит Минский и Слуцкий Патриарший Экзарх Всея Беларуси: Кадровый вопрос решить оказалось куда сложнее. Ждать образованного духовенства было неоткуда, а нужны они были прямо сейчас. Во-первых, в Советском Союзе действовали только три духовные семинарии. Во-вторых, с потенциальными абитуриентами на местах велась серьезная атеистическая работа: предлагалась поддержка при поступлении в любой светский ВУЗ, светили заманчивые перспективы карьерного роста. И тогда митрополит Филарет делает рискованный, но необходимый шаг. Начинает рукополагать в священники молодых людей без специального образования. Прежде такая практика не приветствовалась. А учитывая опыт ректорства Владыки в Московских духовных школах, за воспитание молодого поколения он берется сам. Протоиерей Георгий Дичковский, ключарь Минского Свято-Духова Кафедрального собора: Бельмом на глазу у «проповедников» атеизма оставался единственный действующий тогда в Белоруссии Жировичский мужской монастырь. Его тоже пытались прикрыть, и повод для этого был веский. В 60-х годах после закрытия женских монастырей в Гродно и Полоцке монахини этих обителей по благословению Патриарха перебрались в Жировицы. Больше некуда было. В России действующих женских монастырей на то время не осталось вообще. Власти на этот счет ехидно улыбались, мол, нехорошо это, что в одном монастыре живут и мужчины, и женщины. Выход один – закрыть. В то же время Жировичский монастырь оставался эдакой показательной «открыткой» перед Западом. Наглядный пример того, что со свободой совести и церковной жизнью в БССР все в порядке. Этой слабостью советских чиновников воспользовался митрополит Филарет. За 1979 год по приглашению Владыки по церковной линии Белоруссию посетили, побывав и в Жировичском монастыре, 23 иностранные делегации. После такой презентации о закрытии обители в верхах говорить перестали. Андрей Горанский, историк: Игуменья Гавриила(Глухова), настоятельница Гродненского Рождества-Богородичного женского монастыря: Небольшой деревянный домик бывшего епархиального управления еще год назад находился в центре Минска. Сегодня там строится элитное жилье, но тогда в районе частной застройки на улице Червякова митрополит Филарет принимал своих зарубежных гостей. Колоритно? Возможно. Но то, что не комфортно и, главное, не престижно – это факт. Ударить лицом в грязь перед приглашенными иностранцами было нельзя. Владыко снова заставил чиновников чесать затылки. Как известно, первый секретарь ЦК Компартии БССР Петр Машеров особой симпатии к православию не испытывал. Но во имя сохранения международного имиджа республики вынужден был подписать документ о начале строительства нового здания Епархиального управления. Лев Погорелов, заслуженный архитектор БССР: Таких специфических объектов в Советской Белоруссии никогда не было, как, впрочем, и опыта в подобном строительстве. Под Епархиальное Управление выделили на выбор два крохотных участка – по улице Обойной и на пересечении Раковской и Освобождения. Остановились на последнем. Епархию Лев Николаевич Погорелов спроектировал в форме митрополичьего головного убора — клобука - круглое здание с внутренним двориком. Было ли заметно партийным боссам это символичное сходство - неизвестно, но крест над входом располагать все-таки запретили. А чтобы сохранить в проекте домовую церковь, по официальным документам она проходила как рабочий кабинет. В миниатюрное трехэтажное здание вместили все, вплоть до лифтов — непозволительная роскошь в то время. Лев Погорелов, заслуженный архитектор БССР: Получив выговор, Лев Николаевич тогда еще и не знал, что через несколько лет удостоится ордена Русской православной Церкви во имя Святого равноапостольного князя Владимира 1 степени. Строили Епархию, как говорят, всем миром. Митрополит принимал самое непосредственное участие, верующие минчане помогали. Так в 1985 году в самом центре Минска - столице первой атеистической республики Советского Союза - открыли первое строение, официально принадлежащее Церкви. Это был поистине беспрецедентный случай, который по нынешним меркам обсуждали бы все ведущие СМИ. Тогда о Церкви предпочитали молчать. Но не использовать имя митрополита Филарета было глупо. Его знали и уважали на Западе, его слово имело там солидный вес. Наталья Бовкалова, обозреватель Белорусского радио: Наталья Бовкалова, корреспондент редакции вещания на зарубежные страны белорусского радио, стала первой из белорусских журналистов, которая записала официальное интервью с Владыкой Филаретом. Митрополит рассказывал о жизни Церкви. Но при хорошем монтаже и вычеркивании цитат из Евангелия двухминутный репортаж вполне подходил под общую тему «Миротворческая деятельность советского правительства». За каждую передачу, каждое слово в интервью приходилось бороться и отстаивать. Наталья Бовкалова, обозреватель Белорусского радио: Мало кто тогда верил, что не пройдет и 15 лет, и слово митрополита Филарета с надеждой и замиранием сердца будут слушать тысячи белорусов. Разочаровавшись в том, во что верили 70 лет, люди надеялись от Владыки услышать правду, но он владел большим. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Есть такое понятие в музыке — переходный аккорд. Его особенность в том, что он одинаково гармонично звучит в совершенно далеких тональностях. Это, как правило,... |
|