Трактор ушел за 44 миллиона. С молотка. 21.by

Трактор ушел за 44 миллиона. С молотка

26.07.2014 — ЧП |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

После ужесточения мер к нетрезвым водителям вторичный рынок заполонили недорогие легковушки, грузовики, автобусы, которые готовятся уйти новым обладателям через торги. На аукцион выставляют и не очень дорогие тракторы. Смущает, что на одну сельхозмашину количество претендентов не ограничивают. Может оказаться, что трактор уйдет выше стартовой цены в два раза. На то, мол, и аукцион. Стоит ли покупать технику с аукциона или можно попасть впросак, как в пословице «скупой платит дважды»? Корреспондент «СГ» выяснял подробности продаж машинно-тракторного конфиската.

Где дешевле: в торговом доме или с рук?

Торговый дом «Восточный» — единственное место в Беларуси, куда поступают на продажу конфискаты. Дирекция расположена в Минске, в районе строительного рынка.

После задержания пьяного «повторника» трактор сначала перегоняют на штрафстоянку. Помечают данные — марку и модель, номер кузова, регистрационный номер, цвет, повреждения. На водителя заводят уголовное дело. Передают в суд, который выносит приговор: обратить транспортное средство в доход государства. Судебному исполнителю выписывают исполнительный лист на имущество. Эксперты оценивают стоимость техники. Она, разумеется, зависит от состояния ее внешнего вида.

— Есть несколько методов оценки. Затратный — он исходит от заводской стоимости и сравнительный — от цены на вторичном рынке, — рассказали «СГ» в Белорусской торгово-промышленной палате.

Предположим, трактор «Беларус 82.1» стоит 180 миллионов рублей. Срок эксплуатации — два года. По затратному методу производитель, в нашем случае Минский тракторный завод, официально предоставляет стоимость модели, снимается накопленный износ порядка 20 процентов, исходя из того, что срок эксплуатации трактора 10 лет.

По сравнительному методу эксперт проводит анализ такой же модели на вторичном рынке. Анализирует объявления в СМИ. Наибольшая и наименьшая сумма складывается и делится на два. Так выводится средняя цена. Если трактор слишком старый, конечно, учитывают срок эксплуатации.

Один из стимулов приобрести товар именно на аукционе — скидка: 20 процентов от средней рыночной стоимости, которая устанавливается изначально экспертами.

Не все конфискованные за нетрезвое вождение тракторы продают в «Восточном». «СГ» писала, как в ОАО «Пенчин» Буда-Кошелевского района по вине нетрезвого механизатора конфисковали «Беларус 82.1». Он, как нас проинформировали в РОСК Стародорожского района, безвозмездно передан в оперативное управление автотранспортного предприятия «Белтрансспецавто».

Кстати, за год в Буда-Кошелевском районе изъяли еще один трактор. Произошло это в ОАО «Николаевка». Техникой управлял 24-летний Виктор Борисенко, родом он из Чечерского района. Сотрудники ГАИ остановили его на трассе Гомель—Витебск возле деревни Николаевка. Первый раз за пьянство за рулем  механизатор уже получил штраф два с половиной миллиона, у него отобрали права. Теперь конфисковывают трактор.

— Виктора не стали увольнять, пожалели, предложили работу животноводом, но он снова взялся за старое — запил. В итоге уволили, — рассказал директор ОАО «Николаевка» Виктор Матюшенко.

С виновника взяли подписку о невыезде. Но в суд он не явился. Буда-Кошелевским РОВД объявлен в розыск. Поговаривают, что нарушитель уехал на заработки в Россию.

Кстати, с этим трактором хозяйству повезло больше  — вышел срок амортизации.

— В хозяйстве 25 тракторов, недостатка в них нет. А изъятый все равно собирались сдавать на металлолом, — заключил Виктор Матюшенко.

Скорее всего, конфискат поступит в «Восточный». На сегодня выбор тракторов здесь пока небольшой — всего три машины. Дороже всех энергонасыщенный «Беларус 9213» 2002 года выпуска — 121 миллион 442 тысячи рублей. А вот стоимость «Беларусов 82 и 82.1» 2008 года — 51 и 75 миллионов соответственно.

После вступления в силу 24 октября 2013 года изменений в УК и другие законодательные акты продано всего два трактора. (Для сравнения: всех транспортных средств — около 400.) Особенно за эти сельхозмашины не торговались. Заявки подали на каждую по одному человеку. «Т-40 А» 1976 года, конфискованный в Калинковичах, ушел с молотка за 12 миллионов, а «Беларус 952», изъятый в Пружанах, за 44 миллиона.

В частных рекламных объявлениях — газетных, интернет-ресурсов — цены выше. Новые предложения поступают каждый день. Универсальный «Беларус 82.1» 1989 года в Кобрине продают за 6 тысяч 700 долларов. «Беларус 82» 1998 года в Минске предлагают за 6 тысяч 900 долларов.

Неплохой выбор и легендарного детища Липецкого завода, так называемой «сороковки». В Могилевской области за «Т-40» 1982 года выпуска с документами просят 4 тысячи условных. Причем с возможностью дополнительных приобретений — двухкорпусного плуга, культиватора. На Гомельщине такая же модель 1993 года выпуска предлагается за 3,5 тысячи долларов. В качестве бонуса — телега под плуг, двухкорпусный культиватор и документы. В Витебской области продают «Т-25» 1988 года за 4 тысячи 250 долларов. В комплекте двухкорпусный плуг, тяжелая и легкая бороны, окучник, сбивалка.

Можно приобрести и восстановленные на предприятиях РО «Белагросервис» тракторы. «Беларус 1221», отремонтированный на Мостовском ремонтном заводе, — 170 миллионов рублей, «Беларус 82» — 90 миллионов. Аналогичные с конвейера — примерно в два раза дороже.

Лучше побитые «Жигули», чем припудренный «Опель»

Площадка конфиската напоминает авторынок и расположена рядом с дирекцией торгового дома «Восточный». В ассортименте — легковушки, грузовики, прицепы, мопеды и мотоциклы. В основном зарубежного производства. Ценовой выбор — начиная от «Жигулей» за три миллиона и заканчивая автобусом за полмиллиарда.

Но не все машины обращены в доход государства за нетрезвую поездку их владельцев, на некоторых, например, пересекали границу с запрещенным грузом. Напоминают о конфискате приклеенные к дверям документы с печатями.

— У торгового дома «Восточный» две площадки — в Минске и Бресте. Но их не хватает, так как товара много. Скоро откроется еще площадка в Гродно, — поделился заместитель директора ТД «Восточный» Дмитрий Борткевич.

У выставленных машин есть большой недостаток — не все они в идеальном состоянии, встречаются с дефектами — вогнутые крылья, треснувшие бамперы, спущенные колеса. Но серое прошлое отнюдь не смущает автолюбителей — ежедневно в торговом доме около 200 посетителей.

Битые «Жигули» привлекают больше внимания, чем «Опель» без повреждений на рынке.

— Техника без скрытых недостатков, и это честные продажи. А на рынке машины после косметического ремонта, специально подготовленные, про дефекты никто не расскажет, — считает Дмитрий Борткевич. 

Вход на торговую площадку Торгового дома ни для кого не ограничен. А вот фотографировать и снимать на видео «экспонаты» запрещено. Нарушил табу — появится охранник и попросит спрятать фотоаппарат. Проверить машину можно только на месте: заглянуть внутрь салона, под капот. Заводить также не запрещается, можно со своим экспертом, а вот выезжать на смотровую яму, за пределы территории нельзя.

На аукцион поступает техника, на которую поданы заявки. Покупатель вносит 10-процентный залог от первоначальной стоимости.  Только при этом условии он становится участником аукциона. Если «экспонат» не вызывает интереса месяц, его переоценивают — сбрасывают 15 процентов от первоначальной стоимости. Бывало, что цену на некоторые авто урезали по четыре раза.

В Минске торги проводят в четверг и субботу, в Бресте — в среду.

В минувшую субботу, когда мне довелось здесь побывать, зал оказался полупустым. Собралось 15 человек. Некоторые со знакомыми, родными. У каждого претендента табличка с номером. Предстояли торги за четыре автомобиля.

В зале появились комиссия, аукционист, который напомнил о правилах. На два автомобиля — лишь по одной заявке. Аукционист интересуется, не передумали ли покупатели, для них это последняя возможность забрать залог. На два автомобиля по одному претенденту, но их нельзя приобрести по заявленной стоимости. Цену поднимают на 5 процентов. Основная борьба развернулась за «Фольксваген-Транспортер». Стартовая цена — 18 миллионов. Ее «догоняют» до 31 миллиона.  Участник номер два предлагает максимальную — 37 миллионов. На большую никто не осмелился.

— Подтверждаете? Продано! — оглашает результат аукционист.

Победитель максимум в течение двух будних дней должен выплатить названную сумму. Только тогда вернут задаток и не придется платить штраф. Деньги поступят в доход государства.

Имеют ли право выкупить свои машины их бывшие владельцы?

Дмитрий Борткевич поясняет: кто станет покупателем, не важно. Главное, вовремя вносить все платежи.

У покупки с аукциона свои положительные стороны. К плюсам можно отнести подтвержденное состояние автомобиля. Его осматривают аукционные эксперты. Отображен пробег — при любых сомнениях в его подлинности эксперт обязательно это укажет в аукционном листе.

Виноват не только механизатор…

Но главная цель конфискации — предупреждение серьезных последствий ДТП, а не пополнение вторичного рынка.

В некоторых странах за вождение в нетрезвом виде имеется особое наказание. В США водитель «под мухой» может забыть про работу в госучреждении или в солидной компании. В Канаде, если нетрезвый водитель стал виновником гибели человека, ему грозит пожизненное заключение. В ОАЭ за пьяное вождение, кроме штрафа и нескольких месяцев ареста, наказывают десятками ударов плетью. В Китае могут… казнить. Эффективно ли в Беларуси подействовал закон по борьбе с нетрезвыми водителями? Может, нужно лишать прав раз и навсегда, как собираются сделать, например, в Польше? Тогда и конфискации никакой не потребуется.

— Любая административная или уголовная мера ответственности направлена прежде всего на перевоспитание, — рассказал старший инспектор организационно-аналитического управления милиции общественной безопасности МВД майор милиции Валерий Лобяк. — Водители стали более ответственно относиться к своему физическому состоянию перед тем, как садиться за руль. Только 8 процентов от числа задержанных управляли транспортным средством подшофе повторно. В этом году случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения стало меньше на четверть, повторно — на треть. Уменьшилось и общее количество за месяц — в 2012 году в мае 4158, в 2013-м — 3734, а в этом — 2628 нетрезвых.

Пожизненно лишить прав — значит оставить навсегда без возможности когда-либо управлять машиной на законных основаниях, тем самым снизить мотивацию к правомерному поведению. Такие водители еще более опасны, они уже не боятся выйти за рамки дозволенного.

Лишение прав на три или пять лет — достаточно строгая мера, она заставляет большинство людей изменить свое поведение в лучшую сторону.

— Мне кажется, не совсем справедливо конфисковывать технику у сельхозпредприятий. Может, стоит пересмотреть закон и перестать изымать у аграриев машины — трактора, например, которые на вес золота?

— Сельхозтехнику конфискуют не так уж часто. Мне известно о семи таких случаях. Причем по одному «Беларусу 82» конфисковано у дорожной организации Кричевского района и лесозаготовительной организации Могилевского района.

Там, где тракторы изъяли, — виноват не только механизатор. Просмотрели руководитель и инженер по технике безопасности. Первый — потому что принял на работу потенциального нарушителя. Второй — выпустил на линию и не проверил состояние механизатора.

КСТАТИ. За первое полугодие по приговорам судов конфисковано почти полтысячи транспортных средств, которыми управляли пьяные водители.

Константин КОВАЛЕВ, «СГ»

 
Теги: Брест, Витебск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
После ужесточения мер к нетрезвым водителям вторичный рынок заполонили недорогие легковушки, грузовики, автобусы, которые готовятся уйти новым обладателям через...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (ЧП)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика