Кому выгоден таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана?. 21.by

Кому выгоден таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана?

28.09.2011 00:27 — ИноСМИ | Gorodnews.ru  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: Gorodnews.ru

С 1 июля 2011 года, в рамках Таможенного союза, ликвидированы таможенные границы между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

Но кому выгоден этот союз и каких реальных последствий нам следует ожидать в ближайшее время? Кому, как не смолянам, живущим на границе, это должно быть особо интересно.

С одной стороны, ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза, доктор экономических наук, академик РАН Сергей Глазьев считает экономическое объединение одним из условий спасения российской экономики. Он говорит о необходимости «создать расчётно-платежную систему и единое платёжное пространство стран-участниц ЕврАзЭС с привлечением Межгосударственного банка СНГ». Вслед за этим, по его мнению, должна последовать политическая интеграция (то есть политическое объединение). По оценкам Российской академии наук, Россия за счет интеграционного фактора получит дополнительно 16,8% от современного уровня ВВП, Белоруссия - 16,1%, Казахстан - 14,7%. А суммарный интеграционный эффект к 2015 году составит примерно 400 миллиардов долларов.

Другие аналитики представляют Таможенный союз как выгодный транзитный проект между Евросоюзом и Китаем. По их оценкам, оборот торговли Восток-Запад к 2012-2015 годам достигнет уровня в $1 трлн. И сейчас мы забираем лишь малую часть этого транзита через Транссиб. Оптимистичных взглядов придерживаются и президенты всех трёх государств.

Но наряду с этим, к примеру, начальник управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) по Москве Вячеслав Давыдов говорит о том, что вступление России в Таможенный союз открывает дорогу поставкам наркотиков в столицу. В одном из интервью директор ФСКН России Виктор Иванов заявил: «Есть данные, что наркомафия активизировала свою деятельность по переброске героина на территорию Казахстана, чтобы увеличить поставки после создания Таможенного союза. Мы внесли предложения по минимизации рисков», – отметил Иванов. Кроме того, ФСКН России предлагает уточнить статью «Контрабанда» УК РФ, поскольку считает, что в её нынешнем виде при создании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана контрабандисты, в том числе наркоторговцы, смогут избежать наказания. Для контрабандистов и недобросовестных предпринимателей в данном случае создаются весьма благоприятные условия.

Глава Федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов считает, что к такому шагу нужно было подготовиться заблаговременно, поскольку страну может захлестнуть поток контрабанды и контрафакта из Китая, Индии и бывших союзных республик: Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, который потечёт через освобождённый от контроля Казахстан. А ведь и без этого оборот фальсифицированной и контрафактной продукции в России составляет, в зависимости от отрасли, от 30 до 90%. По данным аналитиков «Авента-Инфо», распространение контрафактной продукции в отдельных отраслях экономики России составляет до 85%.

Таким образом, как считают многие специалисты, Таможенный союз – это, в большей мере, политический проект, создаваемый в противовес современным глобализационным процессам, без сомнений, представляющих определённую угрозу как для России, так и для всего постсоветского пространства. В этом свете целесообразность Таможенного союза, безусловно, не вызывает никаких сомнений.

В связи с этим весьма сомнительной представляется перспектива вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Требования ВТО к России откровенно противоречат интересам России и угрожают её суверенитету. К примеру, требования ВТО о снижении и без того крайне низкой государственной поддержки сельского хозяйства иначе как циничными не назовёшь. И США, во власти которой находится политика ВТО, и Евросоюз, в своих странах при этом придерживаются прямо противоположной политики.

Всевозможные субсидии и дотации аграрному сектору в развитых странах составляют от 40% до 80% себестоимости сельскохозяйственной продукции. Россия тратит на поддержку сельского хозяйства около 1,5% бюджета, Белоруссия - 21%, США - 24%, страны ЕС - 33%. В Западной Европе государства на поддержку сельского хозяйства выделяют в среднем 300 долларов на гектар, в Японии - 473%, в США - 324%, в Канаде - 188%. В России государственная поддержка села составляет всего лишь около 13 долларов на гектар.

Как сказано в докладе Института глобализации и социальных движений (ИГСО), ВТО лишь формально предоставляет государствам равные условия развития. Либерализация внешней торговли работает в интересах более развитых экономик, прежде всего США и стран Западной Европы. ВТО обеспечивает господство их монополий и подчиняет развитие национальных экономик их интересам. ВТО отличают двойные стандарты. Нормы ВТО призваны подрывать положение конкурентов западных корпораций. Для многих стран вхождение в ВТО обернулось социально-культурной деградацией и упадком ранее развивавшихся отраслей. В рамках открытой мировой торговли транснациональный капитал сохранял только необходимые производства. Упадок сельского хозяйства и промышленности постсоветских стран, вступивших в ВТО во многом является результатом этого шага.

Многие специалисты так и не пришли к общему мнению о том, как именно отразятся результаты заключения Таможенного союза на территории трёх суверенных государств в условиях, когда экономическая политика этих государств существенно отличается одна от другой. Если это действительно политический проект, то разве не целесообразнее было бы начать противостояние экспансии транснациональных корпораций и агрессивной политике США не с разрушения собственной экономики, а наоборот, с защиты национальных интересов и идеологического противостояния? Может быть, нам стоит в этом отношении поучиться у Китая, который вступил в ВТО, в декабре 2001 года практически без потерь.

Приведёт ли экономическая интеграция России, Белоруссии и Казахстана, как это представляет Сергей Глазьев, к позитивным результатам и к политической интеграции, безусловно, покажет будущее. Хотелось бы только, чтобы такая интеграция осуществлялась на основе прогрессивной, гуманистической идеологии.


КОММЕНТАРИЙ

Николай Куцко, руководитель отделения Посольства Республики Беларусь
в Российской Федерации в Смоленске, советник:

- Cчитаю, коль главы правительств поставили себе цель создания единого экономического пространства в рамках Таможенного союза, то её достичь можно. Я понимаю, что могут быть шероховатости, какие есть сегодня в созданном уже едином таможенном пространстве. Но посмотрите, какое удовольствие ехать сегодня из Орши в Смоленск! Люди, товары перемещаются свободно, словно из Смоленска в Рославль. А это и движение капитала, рабочей силы, удовлетворение взаимного интереса. Мы жили в едином экономическом пространстве, нам подкинули модель, когда мы вошли в спор и разбежались по своим «квартирам». Но, слава Богу, в 1995 году хватило разума, и начался процесс постепенного объединения в единое союзное государство. Да, продекларирован договор о создании союзного государства, оно медленно, но строится. Можно по-разному оценивать достигнутое, но мы длительный процесс создания союзного государства проходим и идём к тому, что у нас в ближайшем будущем будет единое государство.

По данному поводу Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко говорит определённо: «Россия для Беларуси – стратегический партнёр». Что касается стратегии «равной приближённости» к Востоку и Западу, то она даёт шанс эффективно использовать транзитный и индустриальный потенциал нашей страны во благо её граждан.

Одним из показателей эффективности белорусско-российского сотрудничества является уровень товарооборота. Сравнительно небольшая Беларусь на протяжении многих лет является крупнейшим торгово-экономическим партнёром России. По итогам 2010 года показатель взаимной торговли превысил 27,9 млрд. долларов. И в этом году (непростом в экономическом плане для всех) наблюдается положительная тенденция. За I полугодие 2011 года рост товарооборота составил 141,2%.

Успешно реализуются союзные программы и крупные совместные проекты. Они касаются в том числе объединения усилий белорусских и российских предприятий автомобилестроения, сотрудничества в нефтехимической, машиностроительной и сельскохозяйственной отраслях. В регионах открываются сборочные производства сельхозтехники, представительства фирм и совместные предприятия.

Взаимный интерес наших стран очевиден и подкрепляется солидными экономическими проектами. Например, Россия будет строить в Беларуси АЭС, прорабатываются новые проекты в автомобилестроении, тракторостроении, по освоению космического пространства и др. 

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
С 1 июля 2011 года, в рамках Таможенного союза, ликвидированы таможенные границы между Россией, Белоруссией и Казахстаном.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (ИноСМИ)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика