Лидера Ливийской революции Муаммара Каддафи, который правил своей страной более 40 лет, уничтожили новые революционеры из Национального переходного совета. До сих пор несколько месяцев одной из главных загадок мира было месторасположение диктатора. Кто-то утверждал, что он сбежал в одну из дружественных стран Африки, кто-то «искал» его даже в Белоруссии. Но все оказалось куда прозаичнее. Полковник не стал убегать и умер, как и обещал, мучеником, преданным своей стране. Прятался он в родном городе Сирте, рядом с местами, где ходил в школу и проводил свои детские годы. Революционеры нашли его спрятанным в цементной трубе, сначала били ногами, снимали это на видео, а потом, по свидетельства очевидцев, просто застрелии. Это, правда, только одна из версий. В смерти полковника еще предстоит разобраться.
Ясно одно: церемониться с Каддафи, как церемонились американцы с Саддамом Хуссейном, которого обнаружили НАТОвские военные, арабы не стали. Телеканал CBS пытается разобраться, кто же именно стрелял в лидера Джамахирии. Каддафи прятался вместе со своими телохранителями в дренажных трубах. Из них его выволокли то ли еще живым (изначальная версия), то ли уже мертвым (свежая). Вооружен диктатор был золотым пистолетом. Если его предали в самом конце люди из ближайшего окружения, это будет выглядеть очень трагически. Но все не так просто.
The News York Time говорит, что повстанцы извлекли полковника из трубы еще живым. Израненым, но живым. Говорят, он даже просил о пощаде и плакал. Кто-то из революционеров избивал его, кто-то просто стоял в стороне. А закончился жизнь полковника после того, как кто-то в сердцах ударил его прикладом по голове. И если все было так, как рассказывает американская газета, Национальному переходному совету придется оправдываться перед мировым сообществом, которое его поддерживало. Ведь если повстанцы взялись строить в Ливии демократию, начинать нужно с судов, а не убийств.
Газета The Guardian опубликовала некролог о ливийском лидере. Каддафи британские журналисты называют «нарциссическим лидером, который поддерживал терроризм по всему миру и стал врагом Америки №1». Издание рассказывает, что еще в детстве будущий диктатор был очень активным и проблемным ребенком, родившемся и прожившем большую часть жизни в шатре. Уже из школы его исключили за политическую деятельность. И уже тогда было ясно, что этот мальчик очень амбициозен. И очень энергичен. Позже он продемонстрировал свою уникальность всему миру. Каддафи вполне мог быть стать одним из ярких лидеров свободного мира, но родился не в той стране и стал одним из главных его врагов.
Теперь в истории не только Ливии, но и всего арабского мира началась новая эра, отмечает газета The Wall Street Journal. Восстание, которое длилось восемь месяцев, позади. Но теперь перед победителями остро стоит насущная проблема: как вернуть в Ливию мир и порядок. Ведь в этой стране живут представители нескольких, не всегда дружелюбных друг другу племен. Каддафи поддерживал стабильность в своем государстве путем силы и репрессий. Но если новая власть пойдет по тому же пути, то в чем тогда заслуга новой революции? Существует также огромная опасность в том, что функционеры нынешнего Переходного совета - от простых чиновников до военных - переругаются друг с другом в борьбе за власть и влияние. Пока же для местных жителей это не важно. Они наслаждаются моментом победы. «Это величайший момент в истории Ливии. Преступник мертв», - говорит Эмис Асавийех, 24-летний житель пригорода Триполи.
Газета USA Today подчеркивает: в этой пустынной стране мало кто знает такое слово как «демократия» и мало кто вообще представляет, как должны работать гражданские институты. «Ливия начала долгий и извилистый путь к полной демократии» - сказал в четверг президент США Барак Обама. - «Местных жителей ждут трудные дни».
CNN опасается, что новому руководству не удастся восстановить порядок в Ливии, не ввергнув ее в новые потрясения. «Есть риск, что после ухода Каддафи внутри внутри повстанческого движения могут появиться разногласия», - пишут журналисты Кристофер Чиввис и Фредерик Уэхри. Как и в других арабских странах, в Ливии полно как сторонников светского правительства, так и исламских радикалов, готовых строить государство в соответствии с правилами Корана. Опыт же послевоенного Ирака показывает, что самое главное время для нового правительства - две недели после свержения режима. За это время нужно успеть навести порядок и обозначить векторы ближайшего развития. В противном случае страна может надолго погрузиться в политический и экономический хаос. Вдобавок ко всему сторонники свергнутого режима могут начать вести «партизанскую войну», т.е. заниматься терроризмом. Тем более, что полковник Каддафи никогда не возражал против таких методов борьбы. В Ливии после войны осталось очень много оружия. И оно представляет большую опасность для мирного существования страны. И вот еще вопрос: смогут ли представители новой власти простить и забыть «грехи» тех племен, которые до последнего поддерживали мертвого диктатора? На все эти вопросы ответы мы получим в ближайшее время. Но не факт, что они нас всех порадуют...
Лидера Ливийской революции Муаммара Каддафи, который правил своей страной более 40 лет, уничтожили новые революционеры из Национального переходного совета. До сих пор несколько месяцев одной из главных загадок мира было месторасположение диктатора.