Что ждет Газпром в 2012 году?
09.01.2012 12:27
—
ИноСМИ
| Дело
Источник материала: Дело
Газпром, монопольный экспортёр российского газа и один из главных доноров прочно сидящего на сырьевой игле российского бюджета, весь 2011 год вёл отчаянный торг со своими европейскими покупателями: на кону схема ценообразования, с одной стороны, и доступ к конечным потребителям - с другой. Пока Евросоюз ведёт против Газпрома антимонопольное расследование, а немецкая RWE прекратила с ним переговоры о создании совместного предприятия в электроэнергетике Европы, российский газовый гигант заявил, что присматривается к 3-5 проектам в Баварии. Беспокойство ЕС относительно желания российского монополиста приблизиться к конечным потребителям газа и электричества в Европе не мешает думать о возможном сотрудничестве с ним в электроэнергетике и французским EDF и GDF Suez. На поставки в Европу приходится около 80 процентов экспортных объёмов Газпрома, которые, в свою очередь, обеспечивают четверть европейских потребителей. Компания планирует увеличить продажи газа в Европу в 2012 году до 164 миллиардов кубометров со 151-152 миллиардов, ожидаемых в 2011 году. Однако действительность может оказаться иной: европейцы не хотят платить за российский газ цену выше, чем на биржевом рынке. Так, на биржах CEGH и EEХ котировки в первой половине декабря в пересчёте из британских тепловых единиц (MMbtu) находились на уровне $336 за 1.000 кубических метров газа, а средняя цена Газпрома в ноябре составила - $440 за 1.000 кубометров. Конкуренция с более дешёвыми спотовыми поставками привела к сокращению в 2010 году российского газового экспорта в Европу на 1 процент при росте потребления почти на 5 процентов. Реакция не была скорой: Газпром, год назад впервые признавшийся, что спотовые продажи в его портфеле все-таки есть, лишь недавно сообщил о продажах по биржевым котировкам около 7 процентов экспортируемого в Европу "национального достояния". "Во второй половине года российский газ сильно подорожал, и экспорт Газпрома стал сокращаться. Я думаю, руководство компании перестало рассчитывать на то, что ситуация выправится сама собой", - объяснил неожиданную уступчивость Газпрома Михаил Корчемкин из East European Gas Analysis. Временная мера? Монополия объявила, что доля спотовых сделок будет расти и дальше - в 2012 году, однако в ноябре в меморандуме к выпуску евробондов Газпром признался, что считает расширение спота в экспорте вынужденной и временной мерой и планирует вернуться к своим излюбленным долгосрочным контрактам, как только исчезнет ценовой разрыв между этими двумя схемами продаж. "Насчёт временных уступок можно привести хорошие слова: нет ничего более постоянного, чем временное", - иронизирует Корчемкин. Если Газпром хочет получить доступ к конечным потребителям газа в ЕС и торговать в розницу не только газом, но и электроэнергией, единственный путь к этому - расширить спотовые продажи не менее чем вдвое, считают аналитики. Для того чтобы вернуть расположение клиентов, Газпрому для начала придется довести долю спота до 15 процентов в продажах в Европе, но это - далеко не предел, считает Андрей Полищук из БКС: "Возможно, Газпрому придется сделать ещё дополнительную скидку для своих основных потребителей (Германии, Франции и Италии), чтобы сохранить свою долю на этих рынках... Я думаю, что Газпрому в долгосрочной перспективе придется придти к привязке большей части своих поставок к спотовому рынку". Глава польской PGNiG, которая пытается добиться от Газпрома снижения газовых цен через суд, Михаил Шубский сказал недавно в интервью газете Ведомости, что и 15 процентов - недостаточно. Если 15 процентов экспорта в дальнее зарубежье будет поставляться по спотовым ценам, упущенные доходы Газпрома могут составить около $2,5 миллиарда в год, что снизит экспортную выручку от реализации газа в дальнее зарубежье на 4 процента, подсчитал Полищук. Это не так уж и много, если вспомнить, что Газпром, как считают аналитики, потеряет от $5 миллиардов после почти двукратного снижения цены на газ для военно-политического союзника РФ - Белоруссии. Смело, товарищи, в ногу В долгосрочной перспективе рост спотовых продаж улучшит финансовые результаты Газпрома за счёт увеличения поставок газа, оптимистичен Корчемкин. Демин считает, что изменения в европейской ценовой политике Газпрома продиктованы не столько уступчивостью производителя газа, сколько экономической целесообразностью. "(Это) является реакцией на естественное развитие мирового рынка газа, который становится все более гибким и постепенно приближается к модели функционирования нефтяного рынка", - считает Демин. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Российский Газпром в 2012 году будет вынужден выбрать меньшее из двух зол: приверженность концерна долгосрочным контрактам угрожает потерей доли европейского рынка, а переход на спотовые цены может ударить по доходам.
|
|