Отложенный конфликт
18.01.2012 09:48
—
ИноСМИ
| Независимая газета
Источник материала: Независимая газета В ближайшее время Москва и Минск должны согласовать размер тарифа на транзит нефти через территорию Белоруссии. По информации источников, близких к переговорам, стороны разошлись во мнении относительно размеров возможного роста транзитного тарифа. Несмотря на это, эксперты полагают, что на сей раз дело до конфликта не дойдет. Срок действующего транзитного соглашения заканчивается 1 февраля. По информации Минэнерго Белоруссии, переговоры на эту тему идут с начала декабря. О том, что стороны разошлись во мнении относительно размера транзитной ставки, свидетельствует факт нарушения сроков ее согласования. Напомним, что, согласно двусторонним договоренностям, согласование должно было состояться до 25 декабря минувшего года, а к 15 января тарифы должны быть утверждены Министерством экономики Белоруссии. Как сообщалось, Белоруссия в начале переговорного процесса отправила свои предложения по увеличению ставки транзита на 20%. Необходимость такого роста мотивировалась новыми условиями перекачки нефти и подорожанием энергоносителей. Официальные представители комментариев относительно состояния переговорного процесса не дают, однако, по неофициальной информации, которую вчера распространяли белорусские информагентства, ссылаясь на источник в российском Министерстве энергетики, Россия с предложением Белоруссии не согласна. Источник утверждает, что Москва сочла аргументы ближайшей союзницы неубедительными и настаивает на ставке в 8,3%. Что касается этой цифры, то она рассчитана по ранее согласованной методике и учитывает прогнозный уровень инфляции в России (оплата производится в российских рублях). Соскучившиеся по российско-белорусским торговым и энергетическим войнам наблюдатели стали говорить о приближающемся нефтяном конфликте. Однако эксперты считают, что стороны найдут компромисс. По мнению белорусского эксперта нефтяного рынка Татьяны Маненок, Белоруссия имеет основания рассчитывать на 20-процентное повышение тарифа. «Минувший год действительно был отмечен увеличением энергетической составляющей в стоимости тарифов на перекачку нефти… стоимость газа и других энергоресурсов для Беларуси в прошлом году была существенно повышена», – рассуждает она. Эксперт напоминает, что стоимость транзита в России повышалась дважды в течение минувшего года. Правда, не все согласны с такой мотивировкой. Некоторые эксперты напоминают, что действующие условия поставки российской нефти в Белоруссию вполне сопоставимы с теми, которые были у Минска во времена Бориса Ельцина «в обмен на поцелуи», а это значит, что разговоры о повышении ставки транзита неуместны. Кроме того, прогнозируя ситуацию, эксперты призывают не исключать и значение политического фактора. Накануне президентских выборов российское руководство едва ли пойдет на открытый конфликт с ближайшим партнером по главному интеграционному проекту – Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. Поэтому у Белоруссии есть шансы получить желаемое и при этом избежать конфликта. Правда, как уже отмечала «НГ», ссылаясь на мнение белорусских политологов, белорусскому руководству стоит помнить, что все уступки со стороны России носят временный характер. Применительно к нефтяной тематике это может означать, что уступив в малом (размере тарифа), в недалекой перспективе Россия предпримет усилия для того, чтобы получить в собственность белорусскую нефтяную трубу. И дело даже не в том, что России недостаточно мощностей для перекачки нефти в Европу. Анализируя объемы транзита через Белоруссию, можно констатировать, что они сохраняются на одном уровне. Право собственности на белорусские нефтепроводы – это скорее геополитический и имиджевый проект, аналогичный покупке «Белтрансгаза». Напомним, что посол России в Минске Александр Суриков неоднократно говорил о том, что «Белтрансгаз» не нужен «Газпрому», а покупка белорусских активов – не более чем акт помощи испытывающей сложности белорусской экономике. В Минске же считают, что дипломат несколько лукавил, «забывая» о геополитической значимости приобретения газовой трубы в собственность. Напомним, что ежегодно через Белоруссию проходит около 75–80 млн. тонн российской нефти. По южной ветке нефтепровода «Дружба» она поставляется в Польшу, Германию, Венгрию, Словакию, Чехию и Украину. Стоимость транспортировки одной тонны нефти в направлении Унеча–Адамова Застава составляет 165,52 рос. руб.; по маршруту Унеча–Броды – 71,09, в направлении Невель–Полоцк–Высокое – 20,62 руб. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В ближайшее время Москва и Минск должны согласовать размер тарифа на транзит нефти через территорию Белоруссии. По информации источников, близких к переговорам, стороны разошлись во мнении относительно размеров возможного роста транзитного тарифа. Несмотря на это, эксперты полагают, что на сей раз дело до конфликта не дойдет.
|
|