ЕС создает фонд поддержки демократии в третьих странах. Первоначальный размер фонда определен в 14,2 млн евро. Деньги пойдут на предоставление грантов журналистам, блогерам и некоммерческим организациям. Эксперты ставят под сомнение эффективность этих вложений
Согласно заявлению Еврокомиссии, Европейский фонд поддержки демократии (European Endowment for Democracy - EED) предназначен для предоставления денежных грантов журналистам, блогерам, зарегистрированным и незарегистрированным некоммерческим организациям, профсоюзам, а также политическим организациям, в том числе работающим в изгнании.
Инициаторами, помимо Еврокомиссии, выступили отдельные государства, в том числе Польша и Швейцария, а также депутаты Европарламента. 6,2 млн. евро поступят от Еврокомиссии. Швейцария и другие страны согласились выделить еще 8 млн евро. По данным польской Gazeta Wyborcza, в ближайшие три года в фонд EED из казны Еврокомиссии должны поступить еще 10 млн. евро.
Стоит напомнить, что первоначальную инициативу о создании подобного фонда озвучил еще в январе 2011 года польский министр иностранных дел Радослав Сикорский (Radosław Sikorski).Тогда на Западе неудержимо росла эйфория по поводу так называемой "Арабской весны" по южному и юго-восточному периметру Евросоюза.
В Брюсселе казалось, что наступил удобный момент, для того, чтобы попытаться осуществить "переформатирование" не только Северной Африки и Ближнего Востока, но и постсоветского пространства. В этих целях планировалось использовать широкий спектр мер, включая масштабную политическую и финансовую поддержку оппозиционных сил.
Однако за время "вызревания" данной идеи на широком пространстве вокруг ЕС успели произойти новые подвижки – и в результате сегодня во внешней политике Евросоюза основательно смешались приоритеты. В первую очередь это касается Белоруссии – чьи оппозиционные силы объявлены ныне важнейшими бенефициантами фонда EED. Ведь прямое финансирование оппозиционных сил – в том числе наиболее радикальных - противоречит даже принятой самим Брюсселем программе "Восточное партнерство" - отметил в беседе с "Голосом России" заведующий кафедрой европейской интеграции МГИМО МИД России Николай Кавешников:
"На протяжении последних лет политика Запада в отношении Белоруссии сочетала в себе одновременно два элемента. Речь шла о продолжении давления на власти Минска. Но при этом были и весьма серьезные попытки наладить с ними более конструктивные отношения, в том числе через программу "Восточное партнерство", - чтобы путем вовлечения Минска в эти процессы попытаться трансформировать белорусский режим.
Хотя формат участия Минска в "Восточном партнерстве" имеет очень ограниченный характер. Однако в настоящее время тактика "наказания" официального Минска, похоже, окончательно возобладала над тактикой его "вовлечения". Позиция Запада по Белоруссии в целом очень противоречивая. Безусловно, ее можно расценивать как попытку вмешательства во внутренние дела суверенного государства. Ведь всегда есть соблазн злоупотребить правозащитной тематикой для того, чтобы сместить те режимы, которые кому-то не нравятся".
- ЕС пересмотрит уровень дипотношений с Белоруссией
- ЕС продлил на год санкции против Белоруссии
Как известно, Евросоюз проводит политику давления на официальный Минск уже свыше пятнадцати лет. Последним двусторонним документом между ЕС и Белоруссией стало Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное в 1995 году.
Но и оно не было ратифицировано Европарламентом, обвинившим президента Александра Лукашенко в авторитаризме. Однако Лукашенко по-прежнему является главой государства, а его сторонники контролируют парламент и правительство. Так что эффективность политики давления на белорусские власти не очень-то высока, подчеркнул в интервью "Голосу России" председатель Европейского Центра геополитических исследований в Варшаве Марцин Домагала:
"Суть проблемы заключается в том, что внешняя политика Евросоюза придерживается определенных стандартов. ЕС укрепляет свое влияние в странах, расположенных на территории Европы. Соответствующие программы зачастую хорошо финансируются и являются фирменным знаком этой организации. Причем следует отметить, что все это одновременно является своего рода "экспортом идеологии".
Евросоюз пытается подобным образом преследовать и собственные экономические интересы. Подобная деятельность требует больших капиталовложений, но, на мой взгляд, она является малоэффективной. В том, что касается Белоруссии, необходимо проанализировать: какие денежные средства были предназначены для продвижения западной демократии в этой стране до настоящего времени, и каковы результаты подобных вложений? Если Евросоюз действительно хочет менять существующую систему в Белоруссии, тогда он должен переосмыслить свою стратегию. Предыдущая стратегия оказалась малоэффективной".
О противоречивости нынешних попыток Евросоюза озаботиться финансированием оппозиционной деятельности свидетельствует и перечень стран, в которых планируется "подкармливать" оппозиционеров. Присутствие в списке Белоруссии, Украины и даже Армении с Азербайджаном вполне закономерно. Брюсселю традиционно не нравятся многие аспекты политики этих государств. А вот интерес фонда EED к финансированию оппозиционеров в Египте и Ливии говорит о многом.
Выходит, далеко не все пошло в странах "арабской весны" в соответствии с западными сценариями – раз уже и новые власти успели попасть в немилость. Да и денежные гранты оппозиционным деятелям Греции и Молдавии выглядят красноречиво.
ЕС создает фонд поддержки демократии в третьих странах. Первоначальный размер фонда определен в 14,2 млн евро. Деньги пойдут на предоставление грантов журналистам, блогерам и некоммерческим организациям. Эксперты ставят под сомнение эффективность этих вложений