«Белорусы - не нация киноманов». 21.by

«Белорусы - не нация киноманов»

16.09.2010 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:



Оптимистичный настрой чиновников и правящей элиты в отношении белорусского кинематографа из года в год тускнел. В 2007г. директор киностудии «Беларусьфильм» Владимир Заметалин предположил, что белорусское кино скоро получит свой первый «Оскар», а через год президент страны пообещал студентам, что вскоре в Беларуси появится «свой маленький Голливуд». Еще через год он констатировал: «Если бы крестьяне работали как кинематографисты, давно бы уже с голоду поумирали».

На минувшей неделе, совещаясь с деятелями культуры по вопросам развития кинематографии, глава государства никакого прогресса не отметил. Свои предположения, почему в Беларуси крестьяне все еще работают лучше кинематографистов, в интервью корреспонденту «БелГазеты» высказал кинокритик Игорь СУКМАНОВ, присутствовавший на совещании.


«Я ВЕЛИКИЙ, НО МНЕ НЕ ДАЮТ!»

- Почему с «маленьким Голливудом» и «Оскарами» в Беларуси по-прежнему туго?

- Встреча с президентом лично для меня показала такую вещь: весь кинематографический лагерь представляет собой крупную самодеятельность, оторванную от реалий, в которых живет Россия, я уже не говорю про Запад. Этому надо учиться! Допустим, стоит вопрос о создании факультета экранных искусств. То есть опять начинаем плодить творческие кадры, которые окажутся в вакууме, т.к. не нужны. Нет организационного мозга, центра.

Упадок всей кинопромышленности сводится к одному: нет того хозяина, который бы взял все в свои руки и нес персональную ответственность за проекты, которые опекает. Это должна быть фигура, которая понимает, что такое маркетинг, целевая аудитория. Требовать этого от режиссеров, сценаристов, актеров - большая утопия.

Государство эту функцию также не в состоянии выполнить. Оно пыталось, но мы видели результаты. Понять это можно: государство, как глобальный продюсер, ставит другие цели - надо 65 лет Победы отпраздновать или 70-летие завоеваний Октября. В результате выпекаем бездушные вещи ради чиновнической галочки.

- Отсюда - тяга белорусского кинематографа к воспеванию милиционеров и пограничников?

- Недаром на совещании говорили: чтобы получить разрешение на постановку, надо пройти тысячу инстанций, худсоветов, экспертных комиссий, где каждый ставит подпись. Нет человека, который за все это отвечает! С 10-15 человек голову не снимешь. В результате то, что получает одобрение большинства, не вызывает гордости. Нет того, кто вовремя ударит по руке.

Современные творцы должны понимать: это рынок, где ты предлагаешь свой товар, знаешь конъюнктуру и за счет этого выживаешь. На встрече с президентом все персональные высказывания были в духе «я великий, я одаренный, а меня не пускают, мне не дают!». Это допотопная позиция. К сожалению, Беларусь - это своего рода культурное гетто, которое авторам не позволяет выйти за колючую проволоку.

Но есть и другая опасность: авторы сами во многом хитрят, создавая свои произведения под господствующую конъюнктуру, на тему войны или спорта - это же для нас святое. Потому получаются вещи, рассчитанные не на зрителя вообще, а на одного зрителя.

Когда закончилось совещание, я обменялся репликами с известным российским продюсером Сергеем Сельяновым (практически все картины того же режиссера Алексея Балабанова через его руки прошли). Он говорил очень правильные вещи: да, ключевая фигура современного кинопроизводства - это продюсер. В то время как в белорусском кино этого звена нет и в помине.

«СВОИ» РАЗБОРКИ МИЛЕЕ

- Спасет ли положение этот государственный продюсерский центр, который предложил создать министр культуры?

- Один из выступавших говорил о некоем вече, совете старейшин. Это опять же нонсенс и абсурд. Ответственность должен нести один, а не пять и даже не два. О-кей, пусть два, если это какие-то братья Вайнштейн.

Вообще, президент был совершенно прав, сказав на совещании: это не дело президента - решать ваши кухонные разборки, они мелки, каждый из своего огорода говорит. Министр культуры говорил правильные вещи, но пока это просто модель, теория. Что это будет за центр? А главное, где эти продюсеры? Продюсеров-то нету! Выпускаются люди творческие, которые потом неприкаянно ходят-бродят: студия всех прокормить не в состоянии. А грамотные маркетологи и продюсеры не выпускаются.

Есть другая реальная опасность, которая подстерегает студию. Многие выступающие активно продвигали себя, было сказано: «Нам надоело смотреть на российские разборки, давайте смотреть на свои». Это тоже опасно: в первую очередь будет предлагаться товар, который приносит молниеносные барыши, на 100% масскульт, деньги-дребеденьги. Но не по этому масскульту определяется национальное лицо кинематографа, а по настоящему авторскому кино.

- За последние три года госвложения в кино возросли в пять раз - почти Br60 млрд. Это большие деньги для кинематографа? Если большие деньги не помогают, надо ли вкладывать еще больше?

- Есть проекты, которые снимают за копейки и которые окупаются, в другие же вкладываются бешеные деньги - и они не окупаются. Надо ли государству вкладывать огромные средства в производство непонятно чего? Да лучше не надо! Хватит уже проектов про торжество партизанского движения или на тему «как роскошно жить в синеокой Беларуси».

В конечном счете лучше откройте и финансируйте нормальный канал по примеру «Культуры». И не надо теребить этих трех богатырей в лице Первого, ОНТ и СТВ - это общемассовые каналы на усредненный вкус. А та интеллигенция, на которой все держится, в гетто находится. Телеканалы предлагают ей подачки - либо во время, когда все на работе, либо тогда, когда ты уже десятый сон видишь.

Конечно, надавит глава государства - и покажут каналы «нужное» кино, но это будет разовая акция. А если будет такой канал, я всегда смогу посмотреть, что такое белорусское кино, та же настоящая документалистика, получу представление о той же Галине Адамович, о Викторе Аслюке, который входит в Европейскую академию кино, но которого никто здесь не знает.

НЕ НАЦИЯ КИНОМАНОВ

- Можете выделить Top-5 лучших и худших киношедевров эпохи суверенной Беларуси?

- В рамках суверенной Беларуси не хочу ничего говорить об игровом кино: просто не хочу, мне нечего здесь сказать. Скажу по поводу документалистики: те же Адамович или Аслюк снимают картины, которые стоят на одном уровне с тем, что предлагает Америка, Европа или Азия.

- Владимир Заметалин заметил, что продукт «Беларусьфильма» все же становится стабильно лучше из года в год. К признакам «улучшения продукта» можно отнести «Дастиш фантастиш» и «Масакра»?

- «Масакра» - действительно более талантливое кино, но этот фильм занимает свою нишу, и это не ниша мейнстрима, она погоду не диктует. Это художественный эксперимент. Ну а «Дастиш фантастиш» мне не хочется комментировать, давать уничижительную или хвалебную оценку.

Кино, конечно, во многом беспомощно. Все упирается в вопрос продюсирования: автор предоставлен самому себе, никто не может наложить вето, одернуть. Получается дикорастущее кино, вроде под шапкой «Беларусьфильма», а вообще-то, да и не «Беларусьфильм» это никакой.

- Можно ли сказать, что в Беларуси назрел кризис зрительского вкуса, когда на кинофестивале зритель попросту не может отличить хорошее кино от плохого?

- Я давно пришел к такому выводу: белорусы - не нация киноманов. По природе своей, по какой-то аграрной природе. Требовать от него того, что требуют от французской утонченной публики или от утонченных американских кампусов, глупо. Тем не менее есть одиночки, пусть 5 или 20, а на большой культурный город найдется сотня-две. Зритель такой есть - да, его немного, в море погоды он не сделает, но его нужно поддерживать. Фестиваль «Листопад» в ноябре, я очень надеюсь, будет обращен к той самой аудитории, которая ходила некогда на формат «4 на 4», не искала легких путей в кино, не жевала попкорн на сеансах.

ФИЛЬМ-КАТАСТРОФА ПРО НАЦБИБЛИОТЕКУ

- Ругательные совещания случаются из года в год, а ничего не происходит. Чтобы увидеть результат, сколько еще пятилеток придется подождать?

- Искусство - вещь непредсказуемая. Может выстрелить - придет неожиданная личность, которую никто еще не знает, и снимет такое, что все ахнут. А может целая генерация талантливых ребят воспитываться, но они не перевернут сознание. Это химия.

Сейчас главная задача кинематографа - стать самостоятельным. Государство должно сделать шаг в сторону: перестать опекать это кино, нависать этаким коршуном в плане цензуры. Мол, не должно быть на экране оторванных голов, степень обнаженки должна быть определенной, а само кино ясным и понятным. Да ничего подобного!

- Как вы относитесь к экспериментам молодежи, которая снимает фильмы с бюджетом в $300? На днях в Полоцке состоялась премьера фильма-катастрофы о новополоцких зомби… Достойны ли такие проекты внимания?

- Трэш - это нормально, но к этому хочется обращаться тогда, когда есть нормальный здоровый кинематограф. Все эти эксперименты - баловство. Но смущает другое. За все время существования суверенной Беларуси не возникло авторов, которым интересна реальность. Не «зареальность», не «запределие», не зомби, а реальность.

Сейчас все просто: возьми камеру - и снимай кино, про зомби, инопланетян или про Национальную библиотеку. Проблема - в содержательности. Приведу пример, правда, не наш - российский. Есть персона из молодых, кому хочется создать культ, - это Валерия Гай Германика, она делает просто потрясающие вещи. Ее «Школа» - сериальный продукт, но при этом настоящее кино. На модели этой школы ей удается создать микромодель этого мира. Вот пока в Беларуси не появилась местная Гай Германика, говорить, в общем-то, не о чем.

СПРАВКА «БелГазеты». Игор Cукманов окончил журфак БГУ (1987-92гг.), сценарно-киноведческий факультет ВГИКа (1991-96гг.), American Language Institute при государственном университете Сан-Франциско (1995-96гг.). В 1994-95гг. сотрудничал с журналом «ТВ Парк». Вел программы о кино «Американская ночь» и «Американский полдник» на радиостанции «BA (Би-Эй)» (1999-2001гг.), «Новости К-Видео» (8-й телеканал, 2001г.), «Время кино» (телеканал «ЛАД»/ Первый национальный, 2003-07гг.). На протяжении последних трех лет комментирует трансляции церемоний вручения премии «Оскар» на Первом канале. Автор, один из организаторов кинопроекта «Канномания». Преподает курс кино в Институте журналистики БГУ. Программный директор Минского международного кинофестиваля «Лiстапад».
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Оптимистичный настрой чиновников и правящей элиты в отношении белорусского кинематографа из года в год тускнел. В 2007г.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика