«Защищать было нечего». 21.by

«Защищать было нечего»

16.09.2010 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:



Один из участников диалога президента с деятелями отечественной киноиндустрии, продюсер и режиссер Александр Франскевич-Лайе, поделился с корреспондентом «БелГазеты» своими впечатлениями от встречи.


- В телерепортажи попала только та часть встречи, где президент распекает нерадивых деятелей киноиндустрии. А что осталось за кадром?

- Встреча проходила очень долго - началась в 12.00, а закончилась около 16.00. Обсуждались вопросы киноиндустрии - производство телесериалов, художественного кино: насколько это выгодно, перспективно и что нужно сделать для того, чтобы национальное кино начало приносить доходы и достойно представлять себя на фестивалях за границей. Поднимались вопросы и коммерческого кино, к которому на сегодняшний день белорусские фильмы отнести себя не могут. Шло долгое обсуждение, выступали работники кинематографии - начиная от критиков и заканчивая студентами, каждый высказывал свое мнение на этот счет.

- А потом взял слово президент - и всем досталось на орехи?

- Нет, все проходило в обычном режиме: кто-то выступал, кто-то дополнял. Высказывались все, кто хотел высказаться. Президент принимал в этой беседе участие. Сделал ли он соответствующие выводы? Думаю, сделал.

- На встрече кто-либо пытался защитить белорусский кинематограф от критики президента?

- Защищать, честно говоря, было нечего. Сегодняшний день белорусского кино я бы назвал временем застоя, из которого нам так и не удалось выйти: уже 20 лет здесь практически ничего не происходит. Да, у нас были 1990-е гг., были большие перемены, потом у нас появился президент Александр Григорьевич Лукашенко - он у нас, к счастью, занимается всем и, в частности, интересуется ситуацией с кинопроизводством. И это радует, когда в стране есть не просто говорящий президент, а реально действующий. На «Беларусьфильме» было внедрено большое количество техники, были выделены большие средства, но в результате из этого ничего не получилось. Не получилось только по одной причине: в Беларуси, в частности на «Беларусьфильме», просто нет продюсера, нет продюсерских групп. Закончился период социализма, начался новый этап - и все забыли, что главным человеком в кинопроизводстве является продюсер.

А у нас в итоге получилась странная ситуация - в ней нельзя винить ни директора киностудии, ни кого-то другого. «Беларусьфильм» должен являться обычной технической базой кинопроизводства - не более того. А получилось, что директору «Беларусьфильма» приходится отвечать не только за само кинопроизводство, но и за то, что утверждается на киностудии. Дальше все это подавалось в редколлегии, проходило худсоветы - все решалось на уровне «нравится - не нравится», и люди эти не отвечали за кинопроизводство, не несли ни моральной, ни материальной ответственности.

- Что говорил директор киностудии Владимир Заметалин?

- Заметалин просто пытался отчитаться за проделанную работу на этом отрезке времени. И я полностью понимаю его искреннее желание сделать что-то хорошее. Он действительно очень симпатичный, обаятельный и умный человек. Винить во всем главу «Беларусьфильма» нельзя. Когда Заметалин был назначен директором киностудии, он был назначен командой из администрации президента. Но этот человек не изучал продюсирование, у него нет специального образования в этой области. Три года у него ушло только на то, чтобы разобраться, что такое кинематограф.

Пока он разбирался, все только разваливалось и еще больше уходило в тупик. Не надо разбираться: если нужны специалисты - нужно их приглашать.

- Какие основные вопросы возрождения национального кинематографа рассматривались на встрече?

- Основной темой встречи было создание независимых продюсерских компаний или центров, куда будут поступать сценарии и рассматриваться на конкурирующей основе. Президент услышал о наших наболевших вопросах и, надеюсь, правильно понял ситуацию: без продюсеров ничего не произойдет.

Сейчас с Минкультом и продюсерскими компаниями мы, надеюсь, разработаем некий бизнес-план - к Новому году мы пообещали положить его на стол президенту. И если получим по всем пунктам «добро», то начальный этап в сфере национальной кинематографии будет открыт.

Второй важный, на мой взгляд, вопрос, который был поднят - вопрос производства телесериалов на территории Беларуси. Телевидение перестало выпускать собственные сериалы - складывается ощущение, что мы находимся не в Беларуси, а в России: смотрим сплошные российские сериалы - о российских семьях, российской жизни... А белорусский народ - это некие инопланетяне, которые следят по телеэкрану за криминальными разборками в России. Но у белорусов ведь есть свои семьи, свои дети, свои города, свои деревни...

- ...свой криминал...

- Вполне возможно, что и свой криминал - почему нет? А еще у белорусского народа есть свое мировоззрение и свой менталитет. А это уже - идеология. Всегда и во всех странах мира телевидение представляло прежде всего идеологию того, что происходит в стране: народ жил своей историей, а не историей чужой страны. Это нужно возобновить, белорусское телевидение должно возобновить производство наших сериалов, в которых будут участвовать белорусские артисты. Также в сериалах какую-то практику смогут получить и студенты - они совершенно спокойно могут начинать свой путь с телепроектов (как это происходит во всем мире), а не сразу рваться в большое кино.

- А почему из телерепортажей встреча президента с деятелями киноиндустрии выглядела как череда обструкций, лейтмотивом которых стала фраза Лукашенко в адрес «Беларусьфильма» - «хромая кобыла, которая болтается на поле искусств»?

- Наверное, нам просто не нужно было на этой встрече заниматься критикой «Беларусьфильма». Но это было, безусловно, только ремаркой. Нам нужны были конструктивные предложения - они поступили: от министра культуры, от меня... Это было услышано, и это очень радует. Может, действительно, с этого периода у нас начнется правильное продюсерское кино.

CПРАВКА «БелГазеты».Александр Франскевич-Лайе родился в Минске. Окончил ГИТИС. Учился режиссуре в Польской академии кино и телевидения, окончил аспирантуру немецкой киноакадемии в Кельне. В настоящий момент - продюсер российской продюсерской кинокомпании «Патриот» и белорусской кинокомпании «БелПатриот». Актер, режиссер, сценарист, продюсер. Гражданин России. Среди режиссерских работ - «Смертельная схватка» (2010г.), «В июне 41-го» (2008г.), «Майор Ветров» (2007г.), «Сёмин» (2009г.).
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Один из участников диалога президента с деятелями отечественной киноиндустрии, продюсер и режиссер Александр Франскевич-Лайе, поделился с корреспондентом...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика