Непробиваемый. 21.by

Непробиваемый

14.10.2010 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:



Независимый социолог Олег Манаев в интервью интернет-ресурсу «Белорусский партизан» объяснил расклад: рейтинг Александра Лукашенко в сентябре составил 43%. «При экстраполяции на количество проголосовавших», пояснил Манаев, это «превращается в 50% с хвостиком» (логика этой экстраполяции, правда, не вполне ясна). Если бы выборы состоялись в это воскресенье, заявил Манаев, Лукашенко честно бы победил в первом туре.


Рейтинг его основного (по социологии) соперника, Владимира Некляева, вырос с 1 до 5%. По прогнозу Манаева, к моменту выборов популярность Некляева будет составлять от 10 до 15%. У остальных претендентов показатели популярности - в пределах статистической ошибки.

Выводы Олега Манаева основываются на опросе face to face с выборкой 1,5 тыс. респондентов. В 2006г. Манаев приводил сходные данные, согласно которым действующий президент совершенно честно побеждал без второго тура, а то, что процент накрутили, так это уже позолота элегантной победы. Социология не дает ответов на все вопросы. Она, в принципе, как мы много раз утверждали, мало что может объяснить в таком государстве, как Беларусь. Однако она дает прекрасный старт для размышлений, своего рода почву, от которой можно оттолкнуться.

Итак, есть государство, которое по меньшей мере последние 10 лет процветало (а до этого - выходило из кризиса, с положительной динамикой), дружило с Россией, рассыпалось льготами. Оппоненты власти говорили, что стоит ухудшиться экономической ситуации, как стабильность системы рухнет. Потом, когда начиная с 2008г. экономическая ситуация стала плавно скукоживаться, они говорили, что режим можно будет победить, когда от него отвернется Россия. Когда с конца 2008г. дружба Минска с Москвой превратилась в ссору, они заключали, что народ против Лукашенко может настроить только появление на политическом поле очевидной альтернативы.

И вот ситуация осени 2010г. По телевидению во всеуслышание заявляется о том, что вся страна - иждивенцы, а президент отчитывает премьер-министра за то, что тот, думая о людях, предлагает оттянуть срок погашения выданных госпредприятиям кредитов. Люди, как заявляет председатель правления крупнейшего банка страны, в массовом порядке забирают из этого банка рублевые депозиты. Российские телеканалы страшно смотреть - там про белорусское руководство говорят такое, за что тут легко могут взять под стражу. Объемы внешней задолженности растут, и даже повышение зарплат не может заглушить какого-то всеобщего ощущения надвигающегося апокалипсиса. Рейтинг власти обваливается? Нет! Народ любит президента как и любил!

В каждой семье есть тесть, брат, бабушка, которые при этом несгибаемо гнут свое: я буду голосовать за Александра Григорьевича. «Крестного батьку» видели? Видел! И все равно будете голосовать? Все равно буду голосовать, ведь в «Крестном батьке» - вранье, т.к. Путин и Медведев теперь пошли против Беларуси. Задавать вопросы о том, почему они пошли против Беларуси, бесполезно. Лучше спросить у них - тех, что подходят к пикетам по сбору подписей Лукашенко (что бы ни писали на сайтах других кандидатов): «Почему они за него?» Ведь он правил так долго! 16 лет! Леонид Брежнев находился у власти 18 лет, ну так его времена называют «застоем», подчеркивая тем самым отсутствие какого бы то ни было движения в системе. Почему же спустя 16 лет они - за Лукашенко? Ответ в большинстве случаев будет таким: тебе есть где работать? Что есть? Тебе платят зарплату? Ну вот иди и не выпендривайся!

Результат работы самой власти - убеждение белорусов в том, что без нее тут перестанет колоситься рожь, доиться корова и прорастать бульба на полях, - накладывается на экзистенциальный пессимизм белорусов, выраженный в знаменитой полесской присказке: «Когда нормально, где хорошо, не ищи».

Вроде и альтернатива уже есть, и сколько! С пяток живых кандидатов, каждый поклонник «батьки» может найти в их обойме кого-то интересного для себя. Не хочешь отдавать подпись за молодого и бойкого Алеся Михалевича - вот тебе взрослый и усталый Андрей Санников. Но ведь не хотят! То есть ясно, что кампания проходит так, как не проходила до сих пор ни одна кампания в Беларуси. Такого ажиотажа у пикетов альтернативных кандидатов не было никогда.

Может быть, потому, что в первый раз их действительно не гоняют, позволяя разворачиваться в местах стратегического скопления народа. Но большинство, по Манаеву, все равно за Лукашенко.

Есть, конечно, и другая статистика. Вообще, любого настроенного на победу кандидата характеризует наличие у него в голове некой цельной картины происходящего во Вселенной. И сценария того, как он происходящее может изменить. У Ярослава Романчука сценарий есть, но он направлен на развитие ситуации после выборов, со ставкой на действия международного сообщества, Санников пока свой сценарий не озвучивал. Владимир Некляев же несколько раз повторил собственную картину мира: у Александра Лукашенко не 43%, а между 30 и 40% - данные штабных аналитиков (по некоторым данным, «Говори правду!» сотрудничает с социологической службой Андрея Вардомацкого). Таким образом, Лукашенко никак не может честно выиграть выборы в первом туре. Стало быть, нужен второй тур. Ясно при этом, что второй тур будет назначать не Лидия Ермошина в связи с желанием создать ЦИКу побольше работы сразу после Нового года, а политическая ситуация.

Все вроде красиво, во втором туре власть проигрывает по той же логике, по которой в 1994г. проиграл Вячеслав Кебич: из-за осознания того, что действующего лидера можно поменять.

Но тут возникает «непробиваемость» иного рода. Даже если за Лукашенко - не 51%, а 35%, как переиграть его по сценарию, в котором основная ставка делается на уличные протесты? Ведь иного способа генерирования «политической ситуации», когда ЦИКу все же придется идти на назначение нового раунда, кроме массовых протестов, - не предвидится. «Плошча» с нынешними настроениями в среде горожан - невозможна. Белорусы просто отвыкли от политического участия. Они скорее будут протестовать в блогах и интернет-опросах, чем на морозе, под угрозой задержания и отсидки. Да и потом, «Плошча» невозможна еще и потому, что она уже была в 2006г. Таким образом, в 2010г. нужна не «Плошча», а что-то другое. И пока ясных представлений об этом «другом» нет.

Вместе с тем напомним: чтобы получить 10 тыс. на Октябрьской площади в марте 2006г., Милинкевич начал людей звать в Минск задолго до начала кампании, когда ездил по регионам в качестве обычного гражданина. Он приглашал не протестовать, а «приехать в Минск и посмотреть, как считаются голоса». Средств мгновенного оповещения своих сторонников об алгоритме дальнейших действий у штаба Некляева нет.

Так что все идет к повторению ситуации, которая была в последние дни стояния палаточного городка. Несколько тысяч молодых людей под бело-красно-белыми флагами мерзли в палатках за будущее проходящего мимо народа, в то время как этот самый народ, глядя в их сторону, называл их «придурками», «наркоманами» и «отморозками». И спешил домой смотреть «Панораму» и убеждаться в том, что, пока в стране все нормально, пока есть работа и нет войны, ничего менять в надежде на лучшее не надо.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Независимый социолог Олег Манаев в интервью интернет-ресурсу «Белорусский партизан» объяснил расклад: рейтинг Александра Лукашенко в сентябре составил 43%.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика