На природоохранной конференции, которая в начале февраля прошла в республиканском заказнике «Споровский» по случаю Всемирного дня водно–болотных угодий, много и с восторгом говорили о наших природных богатствах — болотах, реках и озерах. Называли их «жемчужинами» и поименно. В Березовском — Споровское болото. В Дрогичинском — болото Званец. А в Кобринском — озеро Любань. Но в нерадивых руках и жемчуг тускнеет. «Имеется превышение установленных нормативов по азоту аммонийному, фосфору фосфатному, органическим загрязнениям, железу общему после сброса дренажных вод», — это, к сожалению, о Любани. В редакцию пришло письмо из деревни Дивин Кобринского района. Местные жители встревожены: загрязняется красивейшее озеро...
...В хмурый зимний день трудно оценить всю красоту Любани. Разве только просторы угадываются, и они — бескрайние. Прибрежные сосны тянутся в небо, и нужно запрокидывать голову, чтобы разглядеть макушки. Красота! «Площадь — 183 гектара, длина — 2,2 километра, максимальная ширина — 1,4 километра. На восточном берегу найдены археологические памятники — поселение бронзового века, мезолитические и неолитические стоянки», — без запинки характеризует озеро житель Дивина Анатолий Совинок, написавший письмо в «СБ». Вместе с бывшим директором местной школы–интерната Александром Свидуновичем они показывают мне природную достопримечательность. И давнюю боль — насосную станцию. От станции к озеру тянется труба, из которой даже в мороз льется желтая вода, образуя мутную пену.
— Озеро было чистым, прозрачным, — Александр Терентьевич вспоминает, как когда–то вместе со школьниками высаживали тополиную алею вдоль дороги к водоему. Теперь тополя пилят — отжили свое. И озеро не в лучшем виде...
— Опасно купаться, — утверждает Анатолий Совинок.
То, что Любань — популярное место, очевидно. Вдоль берега — базы отдыха предприятий и организаций, детский оздоровительный лагерь «Волна». Некий бизнесмен выстроил шикарные особняки для рыбаков, охотников и других желающих сбежать от городского шума. У Кобринского райисполкома есть деловое предложение на миллион долларов по созданию здесь базы отдыха.
— Предупреждаете ли вы потенциальных инвесторов, что вода в озере оставляет желать лучшего? — интересуюсь у начальника отдела по физкультуре, спорту и туризму Кобринского райисполкома Василия Знахарчука, подготовившего инвестиционное предложение. Василий Михайлович удивлен:
— Эпидемиологи купание там не запрещают. В озере водятся раки — это один из признаков чистоты воды...
В озере водится и рыба. Любань сдана в аренду ООО «Тавалга». Вот только зарыбления, обязательного в таких случаях, никто из опрошенных мною сельчан не видел. Рабочие насосной станции, установленной на берегу, тоже пожимают плечами. Зато вылов наблюдают все. Директор «Тавалги» Владимир Шевчук подтвердил, что в минувшем году из озера достали 2,7 тонны рыбы. И добавил: «На заказ». Узнать, что это за форма работы, мне не удалось. Не сельский, видимо, заказ, потому что в местом сельмаге лежит рыба соленая, копченая, а вот живых карпов да окуней я не увидела. Местные рыбаки за рыбалку на Любани должны платить. Но привыкнуть, что озеро — в аренде, не могут.
— С браконьерами сладу нет. Знаю всех, кто ловит без оплаты, — сетует Владимир Шевчук, уверенный, что о чистоте озера беспокоятся... браконьеры.
Председателя СПК «Любань» Сергея Бриштена, как оказалось, чистота озера мало волнует. Его беспокоят мелиорированные земли. Весной и осенью они непроходимые. Значит, теряется урожай. На неважное состояние мелиоративных каналов обращает внимание и начальник комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Брестского облисполкома Тамара Ялковская:
— Там основная проблема даже не в стоках, а в мелиоративной сети, с которой озеро связано напрямую (Любань обслуживает мелиоративную систему площадью 1.200 гектаров. — В.К.). Чтобы грамотно подойти к сохранению Любани, будем дополнительно изучать ситуацию в этом году. Считаю, проблема есть и она решаема.
А председатель Дивинского сельисполкома Александр Резанко заверил меня, что уже решается:
— Районное предприятие мелиоративных систем чистит каналы даже зимой. Реконструирована насосная станция. Не думайте, что мы сидим сложа руки.
Но Анатолий Совинок считает, что этого недостаточно.
— Насосную станцию необходимо удалить от озера, чтобы стоки шли не в Любань, а через пустырь в Казацкий канал. На этом пустыре можно сделать водоприемник для отстоя. Говорят, вариант дорогой. Но можно было подождать с реконструкцией насосной станции и сделать все по уму! — Анатолий Николаевич показывает мне выкрашенную в яркий цвет насосную, которая качает грязную воду в озеро.
«Проект прошел экологическую экспертизу», — заверяет сельских жалобщиков в своем ответе первый заместитель председателя Кобринского райисполкома Олег Гонгало.
— А мы и не сомневаемся, что все согласовано, — парирует Анатолий Совинок, показывая переписку с чиновниками. — За обустройство стоков в озеро не ответили предшественники, и теперь надеются, что все обойдется.
Зря, нынче подходы не те. Заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Анатолий Лис, присутствовавший на конференции в «Споровском», пообещал, что ситуацию с Любанью в министерстве внимательно изучат.
— Стоки в любом случае будут поступать в поверхностные источники. Этого не избежать. Главное, чтобы вода была чистая — до такой степени, чтобы не загрязняла окружающую среду. Если грязные стоки попадают в озеро, наказывать будем жестко, — заверил заместитель министра.
Благодаря настойчивости жителей Дивина в минувшем году озеро включили в систему мониторинга водных объектов. Областная лаборатория центра аналитического контроля в области охраны окружающей среды регулярно проводит исследования. И пока они безрадостные: нормативы по азоту, фосфору, железу, органике заметно превышены. Виноваты дренажные воды. Вот только почему арендатор ООО «Тавалга» и Кобринский райисполком, зазывающий на грязное озеро инвесторов, не видят в том ничего страшного?
Справка «СБ»
Всемирный день водно–болотных угодий отмечается 2 февраля с 1997 года. В тот день в иранском городе Рамсар была подписана Конвенция о водно–болотных угодьях с целью их международной защиты — как мест обитания водоплавающих птиц.
Цифра
На Брестчине забор воды из природных водных объектов за последние 5 лет уменьшился на 15 млн. кубометров, использование воды на производственные нужды сократилось на 4,6 млн. кубометров.
На природоохранной конференции, которая в начале февраля прошла в республиканском заказнике «Споровский» по случаю Всемирного дня водно–болотных угодий, много и...