Инвестиции — это развитие. Чтобы активизировать предпринимательскую инициативу, два года назад принят Декрет Президента № 10, который обязал местные власти всячески способствовать человеку с деньгами и прорывными идеями в кратчайшие сроки наладить бизнес. На рассмотрение заявления отведено не более 30 дней, землю ему выделяют бесплатно, разрешают проектировать и строить одновременно, не платить часть налогов и таможенные пошлины на ввозимое из–за рубежа оборудование.
Замечу, государство, создавая условия для бизнеса, шло на определенные издержки. К примеру, в 2008 году, до выхода декрета, почти 14,5 миллиона долларов в эквиваленте было выручено от продажи права аренды участков фирмам и компаниям в Минском районе, где земля самая дорогая. К началу сентября 2011 года поступления в бюджет по этой статье сократились в 30 раз, до 500 тысяч долларов. При этом безвозмездно инвесторы получили земли под Минском на 230 миллионов долларов. Щедро, не правда ли? Вклад хоть и не денежный, но вполне материальный. По сути, государство выступило соинвестором. Что требовало взамен? Выполнить условия договора.
Не надо подменять понятия
Толковые словари инвестициями называют вложения в основной капитал хозяйствующих субъектов с целью получения прибыли. Проще говоря, вложил рубль — получил два. Если же проанализировать, на какие цели бизнесмены получили немалые льготы, то ничего, кроме недоумения, не остается. Из 220 инвестпроектов, реализуемых под Минском, 130 предусматривают строительство торговых павильонов, автостоянок, ресторанов, АЗС, СТО и агроусадеб. Все это тоже надо — но не мелковато ли?
Например, на 30 сотках в Самохваловичах запланирован киоск. Общая стоимость проекта — 80 миллионов рублей, или 10 тысяч долларов в эквиваленте при цене земли... 45 тысяч долларов. Объем капиталовложений по 182 подобным инвестдоговорам всего 5 млрд. рублей. Стоимость земли в тысячи раз больше. Похоже, произошла подмена понятий: за стратегические инвестиции, направленные на инновационное развитие страны, выдаются самые банальные, причем далеко не высокодоходные коммерческие идеи, и под них предоставляются льготы. Зачем? Более того, инвесторы нарушают условия договоров. Из 41 стратегического проекта, запланированного к вводу в нынешнем году, готовы только два.
— Очень похоже, компании просто поспешили застолбить землю под Минском, чтобы затем выгодно ею распорядиться, — полагает Виктор Трушин, начальник управления Комитета госконтроля Минской области, подводя итоги совместной с прокуратурой области проверки инвесторов.
В общем, киоска в Самохваловичах нет. Как и не будет комплекса придорожного сервиса у деревни Валерьяново, прямо за Минской кольцевой. Хотя проект стоимостью 45 миллиардов рублей прошел все экспертизы. Но в самый ответственный момент у инвестора не оказалось денег. Именно их отсутствием и объясняют коммерсанты нарушение договорных обязательств.
Кому следует помогать
Еще более странным выглядит включение в отчетность по привлечению инвестиций строительства жилья. На деле банальная торговая сделка: построил оптом — продал в розницу. Прибыль положил в карман.
Тем не менее 20 коттеджных поселков в области, из них 17 — в Минском районе, представлены как инвестпроекты со всеми вытекающими льготами и преференциями. А ведь инвестиции могут быть не только собственные, но и заемные, в том числе у вас. Фирмы активно привлекают средства состоятельных граждан, расписывая в виртуальной сети прелести жизни на лоне природы. Один из таких застройщиков умудрился за три месяца подписать договоры предварительной купли–продажи коттеджей на уровне котлована на 5 миллиардов рублей. Можно ли назвать такую компанию стратегическим инвестором? Землю взяла бесплатно, деньги собрала у граждан, а сколько имеет собственных средств — кто знает...
В общем, вопросов пока больше, чем реальных стратегических инвестпроектов. Нужна ли в этом деле спешка? Важны ли впечатляющие цифры роста инвестиций? Пусть их будет меньше, главное, чтобы толку было больше. А то ведь как–то неловко сознавать, что частенько за стратегический инновационный проект выдают возведение торгового киоска в деревне, который, очевидно, нужен местным жителям, но вполне может появиться на общих основаниях, без особых льгот. В обычных конкурентных условиях. Пусть коммерсанты поборются за место. Что–что, а деньги свои считать они умеют. И вложив, будут думать, как быстрее их вернуть.
А вот действительно перспективным инновационным проектам надо помогать. С этим никто не спорит...
Компетентное мнение
Заместитель председателя Минского райисполкома Дмитрий Павлович:
— Мы проанализировали ситуацию и извлекли уроки. Теперь бесплатно выделять землю будем только под экспортно ориентированные производства с высокой добавленной стоимостью, логистические центры и объекты придорожного сервиса. Особое внимание уделим и финансовой состоятельности инвесторов. Если прежде они могли предоставить гарантии банков на выделение под проект кредитных ресурсов, то теперь должны подтвердить наличие собственных средств. В нынешних условиях надежды на займы могут обернуться долгостроем.
Инвестиции — это развитие. Чтобы активизировать предпринимательскую инициативу, два года назад принят Декрет Президента № 10, который обязал местные власти...