ИНАУГУРАЦИЯ В ОСАДЕ. 21.by

ИНАУГУРАЦИЯ В ОСАДЕ

15.05.2012 13:54 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Царствование последнего российского императора Николая II началось с катастрофы на Ходынском поле в Москве в 1896 году. Во время торжеств по случаю коронации нового царя случилась давка, в которой погибли и были покалечены более тысячи человек. Тогда многие люди в России качали головами и говорили, что это плохой признак, что ничем хорошим это царствование не кончится. Так и случилось.

Из этой залы, где стоит твой трон,

Взгляни на царство: будто тяжкий сон

Увидишь. Зло за злом распространилось.

Иоганн Гёте «Фауст»

Новое шестилетнее правление В. Путина тоже начинается плохо. Накануне инаугурации в Москве прошла массовая акция протеста с требованием перевыборов, в которой по разным оценкам участвовало от 50 до 100 тысяч человек. Протестующие пытались прорваться к Кремлю. Акция сопровождалась столкновениями с полицией, задержано более 500 человек. Кремль был в несколько рядов окружен спецназом и внутренними войсками. В такой осаде и произошла инаугурация.

Все эти события означают, что в российском социуме произошел важный сдвиг, который можно определить как десакрализация власти. Если бы такое происходило в какой-нибудь европейской стране, то никто бы особо не придавал этому значения, мало ли там кто против чего протестует. Но в менталитете российского общества заложено персоналистское представление о власти. Не случайно четыре года назад В. Путину было присвоено звание «общенационального лидера» — статус немыслимый, например, для европейской страны. И вот теперь коронация государя происходит на фоне возмущающегося народа. Как говаривали в давние времена, «царь ненастоящий». И это плохой знак для России.

Нынешняя инаугурация подводит итог интересному периоду в истории России, который уже получил название «тандемократия», правление дуумвирата. Когда Д. Медведев стал президентом при одновременном сохранении властных рычагов у В. Путина, в экспертном сообществе была широко распространена точка зрения, что рано или поздно формальный глава государства станет реальным. Ибо в российской истории не было успешных прецедентов, чтобы человек, которого определили на должность зиц-председателя, местоблюстителя, сохранил высший государственный пост для какого-то «серого кардинала», не использовал свой статус, чтобы стать полновластным властителем. В качестве иллюстрации приводили многочисленные примеры, начиная от императрицы Анны Иоанновны, она с первых дней правления разорвала «Кондиции», которыми высшие сановники пытались ограничить ее власть. Советский период полон подобных историй. И Сталина, и Хрущева, и Брежнева их окружение выбирало в качестве формальных лидеров как самых слабых политиков, рассчитывая управлять ими из-за кулис. Что из этого получилось — все знают.

И вот теперь такой прецедент появился. Д. Медведев оказался в политическом смысле фригидной фигурой, президентом с церемониальными функциями. Он демонстрировал новый, более современный, либеральный стиль и образ. Его правление — это такая символическая репрезентация общественных настроений на перемены. Он вел свой блог в Интернете, увлекался группой Deep Рurple, говорил о модернизации России, борьбе с коррупцией, свободе, его тон коммуникаций с Западом был более мягкий. Но все это были лишь слова.

Правление Д. Медведева стало периодом наиболее крутых поворотов в истории белорусско-российских отношений. Он пришел к власти в тот момент, когда Москва резко изменила свою политику в отношении Беларуси. Российское руководство решительно взяло курс на сокращение дотаций белорусской экономике, объявило переход на рыночные отношения с ближайшим союзником. И это вызвало кризис в отношениях двух государств.

Реакцией на такую политику стал курс официального Минска на диалог с ЕС. Беларусь была принята в программу Евросоюза «Восточное партнерство». Это была самая серьезная попытка нашей страны дистанцироваться от России, проводить политику балансирования между Востоком и Западом, реализовать подлинную многовекторность, сформировать внешнюю политику в полном смысле слова.

Начался самый острый конфликт в белорусско-российских отношениях. Он сопровождался отказом Беларуси признать независимость Южной Осетии и Абхазии. А. Лукашенко пошел на то, чтобы поставить под сомнение святая святых в отношениях союзников — военно-политические вопросы. Он отказывался участвовать в саммите ОДКБ, подписывать соглашение о КСОР.

В ответ Россия начала беспрецедентную информационную атаку на А. Лукашенко. Российские СМИ называли его предателем, показали разоблачительный сериал «Крестный отец». Как говорил писатель А. Проханов, после такого кино обычно объявляют войну. Казалось, что все, мосты сожжены, точка невозврата перейдена, союз закончился, обратной дороги нет.

Однако трагедия 19 декабря 2010 года все резко поменяла. Белорусско-российский союз неожиданно реанимировался на фоне политической и дипломатической войны официального Минска с ЕС. Россия вернулась к большим субсидиям белорусской экономики (12% ВВП по оценкам рейтингового агентства Standart & Poo’s). Беларусь вступила в Таможенный союз, Единое экономическое пространство вместе с Россией и Казахстаном. Создана Единая система ПВО двух союзников. Москва выделяет $10 млрд на строительство АЭС.

Нужно отметить, что официальный Минск стремился расколоть российский правящий тандем, столкнуть двух лидеров России, сыграть на их противоречиях. Поскольку отношения с В. Путиным не сложились с самого начала, то была попытка делать ставку на Д. Медведева. Понятно, что из этого ничего не получилось. Поэтому с 2011 г. А. Лукашенко, поняв, куда дует ветер, наоборот стал хвалить В. Путина и критиковать Д. Медведева.

Таким образом, можно констатировать, что за время правления Д. Медведева, несмотря на острые конфликты, зависимость Беларуси от России возросла. Что лишний раз свидетельствует, что при нынешней белорусской социальной модели и политической системе такому типу белорусско-российских отношений нет альтернативы. Ибо наша нереформированная экономика не может существовать в нынешнем состоянии без обильных российских дотаций. А нормальные отношения с Западом невозможны при нынешней внутренней политике властей.

А вообще, для политических тенденций в нашем регионе еще большее значение имеют политические процессы в Украине: тюремное заключение лидера оппозиции Юлии Тимошенко, возмущение ЕС, скандал с Чемпионатом Европы по футболу. Обозреватели уже назвали все это «лукашенизацией Украины», распространением «белорусской болезни» на соседние страны. Сначала заразилась Россия, теперь — южная соседка. Не помогла и «оранжевая прививка». Эксперты говорят, что вслед за «арабской весной» пришла «восточноевропейская осень».

Действительно, авторитаризм заразен. Но и бесполезен с точки зрения исторических перспектив. В этом смысле инаугурация В. Путина в осаде — весьма символична.

Валерий КАРБАЛЕВИЧ

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Царствование последнего российского императора Николая II началось с катастрофы на Ходынском поле в Москве в 1896 году. Во время торжеств по случаю коронации нового...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика