Литры деградации на душу населения
17.05.2012
—
Разное
|
Необходим госконтроль над производством и потреблением алкоголя в Российской Федерации. Сохранение по разным причинам высокого спроса населения на спиртные напитки и объективная необходимость его удовлетворения ставят перед государством сложную задачу. С одной стороны, необходимо обеспечить действенный государственный контроль над производством, с другой – усилить государственное регулирование потребления алкоголя. Рынок алкогольной продукции в России практически всегда играл существенную роль в ее экономике. Исследования показывают, что экономические интересы РФ испытывают разнонаправленное воздействие алкогольного рынка. С одной стороны, алкогольная индустрия обеспечивает в определенной мере занятость, инвестиции, доходы, в том числе и в смежных отраслях. С другой – экономический ущерб от злоупотребления алкоголем многократно превосходит экономическую выгоду. И в данной ситуации остро встает вопрос: а возможно ли вообще посредством государственной политики эффективно управлять процессом деалкоголизации населения? Стабилизация и ослабление остроты алкогольной ситуации – задача реальная. Но для этого требуется в первую очередь осуществить радикальные изменения в самой политике государства по отношению к алкогольной проблеме, преодолеть присущие ей неопределенность, непоследовательность, односторонность. Как следует из доклада Минздравсоцразвития, представленного на совещании у Президента РФ в августе 2009 года, уровень потребления абсолютного алкоголя в России составляет 18 л на душу населения, в то время как, по данным Всемирной организации здравоохранения, уже 8 л являются критической отметкой, за которой начинается деградация нации. Ситуация на российском алкогольном рынке характеризуется следующими данными. В общем объеме производства алкогольной продукции в 2011 году объем производства вина составил 35%, водки – 41, коньяка – 4, слабоалкогольных напитков – 15, других алкогольных напитков – 5%. Объем розничной продажи алкогольной продукции в 2011 году увеличился на 1,2%. По данным Росстата, в январе 2012 года сократилось производство практически всех видов алкогольных напитков. Столовых вин было произведено меньше по сравнению с январем прошлого года на 28,8%. Светлого пива выпустили меньше на 17,5, коньяка – на 10,5, водки – на 7,8%. Спад производства связан с разными причинами, в том числе и с тем, что в 2011 году рынок покинули ряд мелких игроков, а из-за проблем с получением лицензий многие компании были вынуждены останавливать производство. По данным Росалкогольрегулирования, процедуру перелицензирования решили не проходить около 50% алкогольных дистрибьюторов (из 1700 компаний) и около 35% (из 440 компаний) производителей. В сфере государственного контроля за производством и потреблением алкоголя акцизное налогообложение считается единственным действенным методом снижения объемов его производства. В то же время часть регионов РФ в значительной мере зависит от производства алкогольной продукции, и необоснованное увеличение ставок акцизов в этой сфере может стать причиной ухудшения экономической обстановки в этих регионах. Так, например, по данным Федеральной налоговой службы, по Кабардино-Балкарии за 2011 год доля поступлений акцизов на спирт, спиртосодержащую продукцию, вина, пиво, алкогольную продукцию (без учета импортной алкогольной продукции) составила около 19,3% от всех бюджетных доходных поступлений республики. Нельзя закрыть глаза и на то, что производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции являются одной из наиболее криминогенных сфер экономической деятельности. По данным МВД России, в результате деятельности теневого алкогольного рынка бюджет России ежегодно теряет до 12 млрд рублей. А, по оценкам Минсельхоза России и Росстата, доля нелегального рынка алкогольной продукции составляет более 30%. Однако в реальности доля нелегальной продукции как минимум в полтора раза выше (по оценкам Счетной палаты РФ – 50%). Особо значимым после производства и потребления алкогольной продукции является контроль за розничной торговлей, что актуально в связи с предстоящим ростом ставок акцизов, которые согласно поправкам в Налоговый кодекс РФ существенно повышаются с 1 июля текущего года. Так, с нынешнего уровня в 254 рубля за 1 л чистого этилового спирта в готовой продукции акциз в ближайшее время повысится до 300 рублей, с 2013 года – до 400 и с 2014 года – до 500 рублей. Рост акциза означает рост стоимости алкогольной продукции, в первую очередь водки. По прогнозам, в 2012 году цена за поллитровую бутылку водки массового сегмента составит 150–160 рублей, в 2013 году она возрастет до 190, а в 2014-м – до 250 рублей. Российское государство предпринимает активные попытки контроля над алкогольным бизнесом и сокращения его теневого сектора. По мнению экспертов, если принимаемые меры не принесут желаемого результата и не снизят объем нелегальной продукции на алкогольном рынке, то неизбежно введение государственной монополии на алкоголь. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Необходим госконтроль над производством и потреблением алкоголя в Российской Федерации.
|
|