Будем учиться!
14.06.2012
—
Разное
|
Прошедшие в редакции “НГ” онлайн-конференция и прямая линия министра образования Республики Беларусь Сергея Маскевича показали, что наши читатели осознают ценность качественного образования. Почему дорога к диплому стала короче?
-- Да, в 2012/13 и 2013/14 учебных годах студенты более 230 специальностей в белорусских вузах будут переведены на сокращенный срок обучения. В рамках реализации программы развития высшего образования мы рассматриваем вопросы оптимизации сроков обучения, уточняем перечень специальностей, с текущего года вводим практико-ориентированную магистратуру. В результате формируется полноценная двухступенчатая система образования. Анализ рынка труда, проводимый совместно с Министерством труда и социальной защиты населения, показывает, что на предприятиях и в организациях появляются все новые и новые рабочие места, рассчитанные на специалиста с высшим образованием, деятельность которого связана не с разработкой, а с эксплуатацией современных технологий. Мы видим потребность в специалистах, которых можно подготовить в течение четырех или четырех с половиной лет обучения. Процесс оптимизации сроков обучения идет давно, четыре года назад по целому ряду специальностей, их более 50, было предложено сократить срок обучения до 4 или 4,5 года, подстроить под потребности экономики. Мы это сделали. В результате срок подготовки специалистов с высшим образованием сегодня составляет от 4 до 6 лет. Шестилетний срок обучения останется по медицинским и наиболее сложным техническим специальностям, где требуется подготовка проектировщиков, конструкторов. Где-то, может, и этого срока маловато. Пятилетний срок сохраняется по ряду специальностей. Но по многим, я сказал бы, наиболее массовым, для первой ступени высшего образования достаточно четырех лет обучения. Поэтому с 2012/2013 и с 2013/2014 учебного года обучение сократится с 5 до 4 лет по 107 специальностям, с 5 до 4,5 лет -- по 55 специальностям, с 4,5 до 4 лет по 12 специальностям -- в основном экономического, управленческого, педагогического, гуманитарного профилей и некоторых специальностей технико-технологического профиля. Особую инициативу проявили Академия управления при Президенте Республики Беларусь и Белорусский университет культуры и искусства. Они переходят на четырехлетний срок обучения с 2012 года. Параллельно с этими преобразованиями будет определено место нашей магистратуры, уточнен перечень специальностей магистратуры, чтобы мы в рамках магистерских программ готовили интеллектуальную элиту, обладающую узкой специализацией, ориентированную на реальное производство. Изучая опыт России и других стран, мы осознаем необходимость акцентировать внимание именно на подготовке специалистов второй ступени. Это главный кадровый ресурс инновационной экономики. Но речь не идет о том, чтобы поступивших на пятилетний срок обучения переводить на четырехлетний.
-- Количество учебных часов в университетах действительно будет сокращаться, но финансирование высшей школы останется в прежних рамках. То есть мы увеличим количество часов, отведенных на науку, будем больше платить за руководство дипломными работами, магистерскими диссертациями, работу с аспирантами. Рассчитываем, что преподаватели правильно поймут необходимость перестраиваться, больше заниматься творческой, методической, научно-методической работой. Технология образования будет совершенствоваться даже без учета сокращения срока обучения. Поэтому преподавателям, которые привыкли просто передавать студентам наработанный материал, придется менять свои подходы к педагогическому процессу. Если вуз не будет развиваться, он может столкнуться с необходимостью сокращения количества педагогов. Мы ставим перед учебными заведениями задачу увеличить количество образовательных услуг, развивать научно-техническую, исследовательскую деятельность. Несколько лет назад университеты развивались «вширь», набирали год от года все больше и больше студентов и этим гордились. А нужно гордиться качеством -- тем, на сколько строчек поднялось учебное заведение в мировом рейтинге. Рейтинг никак не завязан на количестве студентов, он определяется только качеством: сколько зарубежных профессоров приезжают читать лекции, есть ли англоязычные программы преподавания, каковы достижения вуза в науке. Барьер не низок, не высок
-- К сожалению, сегодня студентов меньше, чем могут принять вузы. Мы еще принимаем на учебу граждан других государств, активно занимаемся приглашением.
-- Не соглашусь: проходные баллы на бюджетные места достаточно высоки, все определяется конкурсной ситуацией. В основном нижняя планка касается коммерческих вузов и платной формы обучения государственных вузов. Но не в балле дело, а в том, чтобы диплом соответствовал уровню знаний обладателя, чтобы образовательная программа была в полной мере усвоена.
-- В прошлом году первокурсников на каждую специальность зачисляли по баллам -- но только тех, кто указал эту специальность первой в списке своих приоритетов. В программу внесено изменение, приоритет будет отдаваться баллам, с учетом пожеланий по второй и третьей специальностям. То есть приоритет будут иметь набранные абитуриентом баллы, и учитываться будут все три выбранные им варианта специальностей. Что волнует родителей студентов?
-- Я не думаю, что мест нет в масштабе страны, поэтому мы обязательно найдем вариант трудоустройства для вашего сына и его однокурсников. Если человек учился за счет бюджета, имеет диплом -- он получит первое место работы, у нас есть вакансии. Мы сформулируем эту задачу областному управлению образования. Но это вовсе не означает, что в Гродно будем кого-то увольнять, чтобы взять выпускника на работу. Рабочее место может быть в Островце, Ошмянах или Кореличах или вообще в другой области.
Особый случай: особенные дети
-- По информации директора вспомогательной школы-интерната № 11 Владимира Русецкого, в период летней оздоровительной кампании 2012 года организовано оздоровление в четыре смены. Первая смена, с 4 по 27 июня, -- в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием на базе школы-интерната, и три смены по три недели -- оздоровление на базе загородного оздоровительного лагеря «Горизонт» с круглосуточным пребыванием. В это время в школе-интернате будут идти ремонтные работы. В соответствии с законодательством вы, как и любой другой родитель, имеете возможность оздоровить своего ребенка с использованием средств социального страхования дважды: одну смену в лагере с дневным пребыванием и одну из трех смен в загородном лагере. По вопросу оздоровления в период осенних, весенних и зимних каникул необходимо обращаться к директору школы. При отсутствии оздоровления в указанные периоды в учреждении образования -- в комитет по образованию Мингорисполкома (телефон 213-12-25).
-- Если есть хоть какая-то возможность, мы это сделаем. Но группа, в которой будет находиться ваш ребенок, еще не сформирована, и, безусловно, она будет наполняться детьми без особенностей. Хотя в любом случае -- вы абсолютно правы -- это не укладывается в нормы кодекса.
-- Мы обязательно внимательно посмотрим, свяжемся с вами и постараемся помочь. Кто поможет найти свою траекторию?
-- Давайте ваши координаты. Здесь конкретное дело, в котором надо разобраться, я поручу специалисту, мы на месте посмотрим и сделаем все возможное. Вопрос не в том, имеет ли право учащийся на индивидуальное обучение, а в том, возможно ли это в конкретном случае с конкретной специальностью, какие понадобятся дополнительные затраты. Нам очень хочется, чтобы ваша дочь получила специальность, безусловно, и вам хочется. Поэтому мы попробуем найти варианты решения этой проблемы.
-- По вопросу определения образовательного маршрута вы можете обратиться в управление специального образования Министерства образования, тел. (8-017) 222-64-73; по вопросам организации дистанционного обучения -- в управление высшего образования Министерства образования (8-017) 200-71-27. Кодекс Республики Беларусь об образовании предусматривает, что дистанционная форма получения образования -- вид заочной формы, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий. Прием на нее ведется в том же порядке, что и на заочную форму. Дистанционная форма обучения внедрена в БГУИР, БНТУ, Белорусско-Российском университет (Могилев), БГУ, Барановичском государственном университете. Программное обеспечение дистанционного обучения лиц с особенностями психофизического развития также разработано, вот только пользоваться им практически некому. В предыдущие годы был объявлен набор на дистанционную форму получения образования в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Полоцком государственном университете, однако желающих получить образование в этой форме не нашлось. О жизни студенческой
-- Этот вопрос мы внимательно рассматривали год назад и повысили на 10 процентов стипендии студентам педагогических специальностей. Хотя опросы, которые мы проводили, показывают, что престиж специальности размером стипендии не определяется. Небольшое количество респондентов -- по-моему, каждый седьмой -- указали, что для них при выборе будущей профессии и вуза имеет некое значение размер стипендии. Конечно, для тех, кто уже поступил, очень важно, чтобы их стипендия повышалась. Но если ставить задачу повышения престижа специальности -- а нам очень хотелось бы, чтобы на педагогические и естественно-научные специальности шли самые лучшие студенты, -- то оказывается, что с помощью стипендии мы мало что можем изменить. Практически ничего. Мы обязательно еще раз будем возвращаться к этой теме, анализировать... Кстати, а ваша точка зрения какова?
-- Правильно, только по призванию.
-- Молодежный парламент есть в Минске, и он работает. И, по мнению многих, работает хорошо, эффективно, с пользой для молодежи. Очень интересный проект реализуется в Гродно: там открывается городской молодежный центр, обслуживание и управление полностью будут осуществлять студенты. Посмотрим, чем реально он будет наполнен. Нам очень важно, чтобы студенческое самоуправление реально работало, на уровне вуза, причем с пользой для студентов. Поэтому будем поддерживать все студенческие инициативы, которые направлены на создание благоприятных условий для учебы, повышают социальную активность молодежи. Нам дорог каждый специалист
--Да. Программа развития общего среднего образования предусматривает оптимизацию сети учреждений общего среднего образования, и каждая область, каждый район имеют свой план оптимизации сети на пять лет вперед. С прошлого года мы начали защиту этих проектов в Министерстве образования: каждая область обосновывает и защищает свой план оптимизации сети учреждений образования, в рамках которого закрываются малокомплектные школы или средние реорганизуются в базовые, школы-сад. На текущий год у нас предусмотрено закрытие 114 школ. Во всех этих случаях уже и вопросы трудоустройства учителей определены, и вопросы подвоза детей решаются. Если вы хотите изучить план оптимизации сети школ своего района, обращайтесь в отдел образования районного или городского исполнительного комитета.
-- У нас устоявшаяся система распределения, которая успешно работает. Ситуация с возможной утечкой специалистов из страны определяется не тем, будем ли мы в Болонском процессе и выйдем ли на европейский рынок труда, а тем, насколько привлекательны будут рабочие места в Беларуси для молодежи. У нас сейчас общий рынок труда с Россией, основная миграция трудовых ресурсов идет здесь. В процессе формирования общий рынок труда в рамках Единого экономического пространства -- нет сомнения, что миграция трудовых ресурсов примет новые направления. Я убежден что Болонский процесс на эти направления повлияет очень и очень незначительно. После колледжа придется отработать
-- Получил профессию в колледже -- надо работать, иначе зачем человеку профессиональное образование? И родители, и специалисты часто высказывают сожаление о том, что слишком много выпускников школы идут в вузы, а реализовать себя по специальности после получения диплома не могут. Профессиональное образование -- это возможность всегда заработать на хлеб. А получить высшее образование можно в заочной форме. Слово за родителями
-- Такая возможность уже есть, надо обращаться на сайты соответствующих организаций и структур, которые разрабатывают законопроекты. На интернет-ресурсе Палаты представителей Национального собрания можно найти все законопроекты, прошедшие первое чтение. На этом этапе родители и другие граждане страны могут вносить свои предложения, а разработчики их анализируют и учитывают. Если есть интерес к обсуждению документов на стадии разработки, мы подумаем, как организовать форум на портале Министерства образования. У нас ведь есть соответствующие разделы «Родителям», «Учащимся», «Педагогам», так что постараемся удовлетворить этот интерес. Выпускники Полесского университета хотят быть молодыми специалистами
-- Да, мы рассмотрим этот вопрос отдельно, возьмем его на особый контроль. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Прошедшие в редакции “НГ” онлайн-конференция и прямая линия министра образования Республики Беларусь Сергея Маскевича показали, что наши читатели осознают...
|
|