Партнерство без партнерства. 21.by

Партнерство без партнерства

02.08.2012 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Беларусь и Евросоюз по-прежнему говорят на разных языках. Страдают процессы регионального сотрудничества

В конце июля белорусская делегация приняла участие в третьей встрече министров иностранных дел стран Восточного партнерства. Чисто внешне мероприятие получилось весьма солидным и представительным: в Брюссель приехали главы внешнеполитических ведомств всех стран – членов ЕС и стран-партнеров, а также Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и еврокомиссар по расширению и Европейской политике соседства Штефан Фюле. Обсуждали разработанную Европейским союзом «дорожную карту» Восточного партнерства. Надо полагать, составлена она с прицелом на осень 2013 года, ведь именно в это время в Вильнюсе состоится саммит ВП на уровне глав государств и правительств.

В общем, на первый взгляд может показаться, что программа успешно работает и ее ждет безоблачное будущее. Однако, как выяснилось, весь этот антураж – всего лишь привлекательная обертка. За показными планами, громкими речами и мудреными дипломатическими формулировками по-прежнему не видно реальной работы и конкретной отдачи, а сама идея оказалась жутко политизированной. 

Беларусь, изначально нацеленная на прагматичное сотрудничество в рамках этой инициативы, предложила достаточно много проектов в различных сферах: от общего управления границей и контактов приграничных территорий до охраны окружающей среды. И на сей раз белорусская делегация поехала в Брюссель не с пустыми руками – прозвучали конкретные предложения по наполнению инициативы новыми проектами в сфере транспорта и энергетики.

В ходе своего выступления министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов призвал участников соблюдать базовые принципы программы Восточного партнерства, которые были зафиксированы ранее в установочных документах. Он также предложил государствам-участникам данной программы обратить внимание на необходимость устранения любых дискриминационных подходов и подчеркнул необходимость видеть проблемы с правами человека не только в некоторых восточноевропейских странах, но и в самих государствах – членах ЕС, особенно на фоне кризисных событий последнего времени.

Однако вместо того чтобы приступить к реализации выгодных для всех проектов, в Брюсселе решили идти по проторенной дорожке и сосредоточились на широкой пропаганде новой инициативы «Европейский диалог для модернизации Беларуси». Предварительная стоимость программы оценивается в девять миллиардов евро. И это в то время, когда еврозона трещит по швам, а в долговую яму попадают целые государства. Откуда такая щедрость?

Очевидно, что Минск и ЕС продолжают разговор на разных языках. Белорусская дипломатия говорит на языке прагматического сотрудничества на принципах равноправия и взаимного невмешательства во внутренние дела, сводя к минимуму ценностную компоненту белорусско-европейских отношений. Европа, напротив, ставит во главу угла именно ценностный аспект, вопрос о соответствии или несоответствии Беларуси неким универсальным общеевропейским ценностям, монополия на которые целиком и полностью принадлежит ЕС.

На самом деле никакого ценностного конфликта между ЕС и Беларусью нет. Есть лишь конфликт между национальными интересами Беларуси и России и дезинтеграционной политикой ЕС по отношению к Союзному государству, считает доктор философских наук, профессор, заместитель директора Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Беларуси Лев Криштапович. «Ни Евросоюз, ни США не могут простить Беларуси союза с Россией, это надо принимать как данность, – отмечает эксперт. – Понимая при этом, что для нас, белорусов и россиян, нет никакой необходимости в признании этих мифических европейских ценностей. Нам не надо искать счастья где-то за пределами своей цивилизации. Именно наше союзное цивилизационное единство и есть та основа, которая позволяет Беларуси быть экономически самодостаточной и геополитически самостоятельной. И то же самое будет совершенно справедливо для Украины и других постсоветских республик. Очень важно понять, что интеграция противостоит не независимости, а дезинтеграции. Именно интеграция на сегодня объективно укрепляет независимость и суверенитет и Беларуси, и России».

По мнению директора Центра по проблемам европейской интеграции, политолога Юрия Шевцова, напряженность, иногда конфликтность в отношениях с ЕС носит глубинный характер. Причина неприязни Евросоюза к Беларуси кроется в одном, но очень существенном обстоятельстве – это проводимый курс на союз с Россией. Все восточноевропейские государства, возникшие на руинах советского блока и СССР, за исключением России и Беларуси, взяли ориентир на присоединение к Евросоюзу. Беларусь избрала особый путь, и это ломает установленные Западом для восточноевропейских стран правила поведения, в соответствии с которыми эти страны должны обязательно ориентироваться на ЕС. Нарушение этих поведенческих стандартов вызывает недовольство в Евросоюзе, так как требует от европейских элит выработки для Беларуси неких исключений из правил, что на самом деле не совсем безопасно для самого ЕС, отмечает политолог.

Дело в том, что на рубеже 1980–1990-х годов все восточноевропейские страны прошли через однотипные реформы, которые закрепляли их ориентацию на Евросоюз, пояснил Юрий Шевцов. Суть этих преобразований состояла в ликвидации крупной промышленности, завязанной на поставки сырья и комплектующих из бывшего СССР, обрезались связи в области энергетики и вообще «шли под нож» те сектора экономики, которые привязывали эти страны к Востоку. Кроме того, в восточноевропейских государствах под надзором еврочиновников создавалась такая политическая система, которая не позволяла сосредоточивать власть в руках одной из ветвей. А Беларусь своей самостоятельной политикой ломает модель поведения, определенную Западом для восточноевропейских стран, и подает им «плохой» пример иного пути развития. И это главное из того, что определяет натянутые отношения между ЕС и Беларусью.

Тем не менее не стоит забывать, что половина белорусского товарооборота приходится на страны ЕС. В самой Беларуси действует очень много серьезных зарубежных компаний и успешных бизнесменов, для которых экономические интересы превыше политики. И этот фактор может оказаться решающим в формировании перспективы белорусско-европейских отношений. «В западноевропейском обществе ощущается недостаток информации о Беларуси вообще и еще больший недостаток правдивой информации о Беларуси, – говорит генеральный директор словенской компании «Рико» Янез Шкрабец. – Я стараюсь всячески содействовать решению этой проблемы. Все, кто по моей рекомендации побывал в Беларуси, возвращаются в восторге и без предрассудков, относятся к стране с большим оптимизмом».

По словам бизнесмена, белорусские предприятия идут по пути модернизации, становятся все более конкурентоспособными. За последние годы в Беларуси произошло значительное улучшение бизнес-климата, созданы условия по привлечению иностранного капитала. Страна обладает многими неоспоримыми преимуществами, здесь порядок, нет коррупции, созданы условия для прозрачной конкуренции, обеспечены хорошие условия для жизни, а с формированием ЕЭП открывается огромный потребительский рынок. «Думаю, что в будущем в Евросоюзе осознают необходимость наладить тесное сотрудничество с Беларусью и с новым интеграционным образованием – Евразийским союзом», – резюмировал словенский бизнесмен.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Беларусь и Евросоюз по-прежнему говорят на разных языках. Страдают процессы регионального сотрудничества
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика