Зерна разума всходят идеями. 21.by

Зерна разума всходят идеями

29.09.2012 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Почва и климат Беларуси подходят для этого наилучшим образом

Проект «НГ» по поиску ученых-самородков доказал, что изобретатели, способные внести свой вклад в развитие науки и техники, живут в каждом населенном пункте нашей страны.

Год назад, задумывая своего «Народного Нобеля», мы не сомневались, что тем для проекта найдется предостаточно. И не ошиблись. Герои вышедших за это время материалов – лишь немногие из огромного количества талантливых самоучек, на которых богата белорусская земля.

Каждая из заявленных номинаций конкурса нашла своих соискателей!

Бобруйский пенсионер Николай ЕРМОЛЕНКО убедил меня в том, что высота полета мысли мало зависит от количества дипломов о высшем образовании. В его умных руках сложная техника складывается из всего, что под рукой, легко, словно из элементов хорошего детского конструктора.
Можно искренне позавидовать тем, кого судьба не избаловала достатком, но подарила им иной бесценный дар – мечтать и творить.

Дон Пехот и яхта Робинзона

В сарае изобретателя Николая Ермоленко стоит недостроенная яхта, на чердаке самолет, а в гараже — сконструированный по собственному разумению мотодельтаплан

Дом, который строили с умом

— Я самодельщик, — говорит о себе пенсионер из Бобруйска Николай Ермоленко, показывая свои владения. — Получить образование не довелось, после девяти классов пробовал поступить в техникум, но не прошел, окончил училище по специальности “электрик”. Вот и вся учеба.

Самородок, мысленно поправляю я, оглядывая небольшой аккуратный дворик. Вот диковинная беседка-терем с подсветкой, вертящаяся вокруг своей оси. Держит нос по ветру флюгер в форме самолета — воплощение давней мечты хозяина подняться в воздух. По совместительству флюгер является ветряком и уличным светильником.

— Там внутри лампочка, при хорошем ветре она горит, — объясняет Николай Николаевич.

В нескольких метрах от крыльца — скважина, пробуренная собственными руками без участия спецтехники.

— Воду поднять тяжело, поэтому клапан, полихлорвиниловая трубка — и на насос. Пять раз качнул, пошла вода, — как нечто само собой разумеющееся, объясняет технологию бурения скважин собеседник.

— Откуда вы все это знаете? — удивляюсь.

— А как иначе? — в свою очередь удивляется Николай Ермоленко. — Жизнь прожита, у меня сорок два года стажа. В двенадцать лет уже ящики сколачивал — вот тут, через дорогу был цех. Отец был инвалид, без ноги и без глаза, а все делал своими руками.

В хате изобретателя тоже все не так как у людей. Облицовочная плитка, похоже, никогда не посыплется, потому что не приклеена, а держится на шурупчиках.

— Сделал из дюралюминия квадратики, плитку сверлил в воде, — не делает секрета из своих ноу-хау изобретатель. — Потому что это сейчас достаточно суперклеев, а тогда приходилось использовать то, что под рукой. Потолки стеклянные: сделано на века. Красиво и гигиенично, покрашены из баллончика с пульверизатором.

Полеты во сне и наяву

Какие гены отвечают за человеческую мечту летать, науке до сих пор не известно. Но едва встав с четверенек, прикрыв наготу и научившись выращивать хлеб, люди захотели дотронуться до небес. Еще около 400 года до нашей эры древнегреческий философ Архит Тарентский разработал летательный аппарат в виде птицы и, как утверждают источники, пролетел на своем “Голубе” около 200 метров.

Первые “авиаторы”, соорудив себе крылья, прыгали со скал и поднимались в воздух на огромных бумажных змеях. Многие из этих попыток стоили изобретателям жизни. Казалось бы, в результате естественного отбора племя потомственных воздухоплавателей должно было сойти на нет. И все равно в каждом новом поколении землян появлялись упрямцы, жаждущие долететь до неба.

— Первый, двухмоторный, самолет у меня вышел клином, — рассказывает Николай Ермоленко, включая видеозапись. — Это второй, Дон Пехот, с двигателем от снегохода “Буран”. Я на нем учился летать.

На видео — одноместный биплан бежит по полю, поднимает хвост, отрывается от земли... Мой собеседник учился летать без инструкторов и тренажеров — “не нужны мы никому” и “дорогое это удовольствие”. Случалось садиться жестко, зарываться носом в песок. Потрепанный в полетах Дон Пехот в разобранном виде лежит на чердаке.

— Можно его восстановить, конечно, но на это рук не хватает, — говорит хозяин. — Моя жизнь уже прожита.

Третье детище Николая Ермоленко — самолет Денис — стоит в гараже. В 2004 году на аэродроме в Боровой прошел слет малой авиации. Мой собеседник был среди участников, а его самолет протестировал летчик-испытатель Шашков. Этот момент тоже зафиксирован видеокамерой: уже через 14 секунд самолет приподнялся над землей.

— Отделяется хорошо, легко летит, запас мощности есть. Все нормально, — подвел тогда итог летчик-испытатель. Николай Ермоленко получил свидетельство об успешно пройденном испытании, которого, однако, не достаточно, чтобы зарегистрировать самолет.

Двигатель с бриллиантами

—  Мне повезло с женой, — признается Ермоленко. — Еще восемнадцать лет назад, когда я первый самолет делал... у нее тогда были бриллиантовые серьги. За них  я купил мотор. Сейчас он стоит на дельтаплане.

Мотодельтаплан с бриллиантовым двигателем — самое дорогое для автора творение. Общаясь с дельтапланеристами, мой собеседник сфотографировал на мобильник узлы одной из машин и на этой основе построил собственный летательный аппарат.

— Конструкцию я усовершенствовал, — без ложной скромности рассказывает изобретатель. — Сделал дельтаплан разборным, а вот сюда поставил подшипники, чтобы крыло не выворачивалось при посадке. В том аппарате, который я фотографировал, этого нет.

Дельтаплан пока не летает, потому что нет крыла. Но бегает очень быстро: по уверению хозяина, за четыре секунды разгоняется до сотни километров в час, а с 25 метров сможет взлететь. Когда Ермоленко в авиационном шлеме мчится по пыльным улицам Титовки, люди и машины останавливаются, чтобы проводить его глазами.

— Каждому человеку предстоит сначала научиться ползать, а только потом ходить, — рассуждает Николай Николаевич. — Мне надо научиться бегать на нем по полю, поднимать в воздух, садиться. Не брал я уроков, когда осваивал самолет, а на дельтаплане хочу поучиться. Потому что здесь совсем другое управление: на самолете ручку тянешь на себя — взлетаешь вверх, толкаешь от себя — вниз, а здесь все наоборот.

Крыло для дельтаплана Ермоленко заказал в Ржеве — “у того хлопца, который Путину крыло делал, когда он с журавлями летал”. Вопрос только в деньгах.

— У меня в сарае яхта стоит недоделанная — 11 метров длиной, 3,75 шириной. И лафет, на котором ее можно будет довезти до воды, — предлагает хозяин. — Хочу ее продать, только нет пока покупателей, все сейчас богатые, им готовые яхты нужны.

И сам с собой спорит, рассказывая о мальчишке, который ездил к нему на велосипеде из соседнего Кировского района. Подростку не лень было отматывать больше десятка километров в одну сторону, чтобы посидеть с Николаем Николаевичем в мастерской и промчаться по улице на дельтаплане. Ему тоже зачем-то нужно прикоснуться к небу.

ПОДВОДИМ ИТОГИ

Минчанин Михаил Мартынчик создал прибор, который позволяет “видеть” ауру и лечить человека на клеточном уровне (“НГ” от 14.01.2012).
По мнению Михаила Мартынчика, каждая человеческая клетка похожа на маленькую электростанцию. Людей с сильной собственной “энергосистемой” принято называть экстрасенсами. Прибор Михаила Мартынчика позволяет “подпитывать” человеческие клетки электрическим полем. В его обкатке участвуют все родственники и знакомые изобретателя, а также узнавшие про чудо-прибор жители других городов.
Его земляк, житель столицы Евгений Портнов смог поджечь воду (“НГ” от 16.03.2012).
Евгений Портнов берет стакан обычной водопроводной воды, заливает ее в похожую на фен установку и вставляет вилку в обычную розетку. Вместо теплого воздуха из “фена” выдуваются язычки пламени...Насколько чище и проще была бы наша жизнь, если бы мировая энергосистема перешла с углеводородов на воду из-под крана!

Преподаватель Клецкого сельскохозяйственного лицея Сергей Ильюкевич сделал установку по сжиганию бытовых отходов, которая загрязняет воздух даже меньше, чем обычная печь (“НГ” от 01.09.2012).
Топить газогенератор Ильюкевича надо измельченными старыми покрышками, пластиком, пленкой в смеси с древесной щепой. Причем одно колесо автомобиля МАЗ, сожженное в газогенераторе Ильюкевича, экономит около 900 кубометров природного газа.

Лесник из деревни Клетное Глусского района Василий Касько собрал полноприводной трактор-вездеход (“НГ” от 24.12.2011).
Трактор-внедорожник из старого уазика за пять лет ни разу не подвел: пройдет там, где сядет на брюхо машина, на приличной дороге развивает скорость до 50 км в час. И благодаря подвеске и мягким сиденьям кататься на нем — одно удовольствие. Это только один из доброго десятка тракторов, тракторчиков и тракторишек, собранных на досуге из всего, что под рукой.

Гродненский гимназист Александр Козлов сделал себе электромобиль, 100-километровый пробег которого обходится в 1 тысячу рублей (“НГ” от 04.02.2012).
Столько стоит подзарядка аккумулятора машинки, способной развить скорость 35 километров в час.
Гимназист утверждает, что электромобиль — его последняя игрушка, и делает настоящий электромотоцикл с двигателем в четыре раза мощнее.

Василий Голуб из деревни Платок Любанского района мастерит не только тракторы и автомобили, но и дельтапланы (“НГ” от 21.04.2012).
Член Федерации сверхлегкой авиации Василий Голуб на самодельном двухместном аппарате вместе с родными, друзьями побывал во многих точках Беларуси, участвовал в фестивалях дельтапланеристов, где свое мастерство демонстрировали коллеги из России, Польши, Чехии. А однажды его полет, а точнее, незапланированное приводнение, увидели телезрители Беларуси, России, Украины.

Ученик минской школы № 41 Вячеслав Фролов взялся заполнить пробел в большой науке — изучить эффект Бифельда — Брауна (“НГ” от 26.05.2012).
Чтобы аппарат в процессе эксперимента не улетел, Вячеслав подвешивает его на высоком штативе. Включает в сеть — и модель начинает лихо наворачивать круги вокруг опоры. Суть эффекта Бифельда — Брауна в том, что электрический конденсатор имеет тенденцию перемещаться в сторону положительного полюса. Но до Вячеслава никто из ученых не смог определить закономерности этого движения.

Первоклассник марьиногорской гимназии Богдан Дмитрук активно занимается изучением магнитотерапии (“НГ” от 04.2012).
Сердца читателей Богдан покорил лечебной сеточкой для головы — специальным приспособлением из пластика, выковыренных из шахматных фигурок магнитиков и соединяющих конструкцию веревочек. Мама Наталья, на себе испытавшая действие чудо-сеточки, уверяет, что этот своеобразный головной убор снимает боль и нервозность, нормализует работу всего организма.

А солигорская четвероклассница Полина Зотова стала переводчиком с лошадиного — составила лошадино-русский словарь и разработала правила поведения с лошадьми для новичков (“НГ” от 28.04.2012).
Главный научный вывод автора гласит: лошади не “ржут” и не “фыркают”, а обмениваются информацией — просьбами, предупреждениями, угрозами и даже комплиментами. Вероятно, лошади из конно-спортивного клуба “Пробег” в Старобине, где занимается Полина, уже сказали девочке много теплых слов относительно ее исследования.

Номинация “Народный Шнобель”: претендентов не нашлось.

Напоминаем, что рейтинг участников определит голосование, которое будет проходить на интернет-ресурсе “Народной газеты”.
Читатели могут также поделиться своим мнением, прислав электронное письмо по адресу
irina@ng.by или обычное письмо с пометкой “Народный Нобель” по адресу: 220030, г. Минск, ул. Богдана Хмельницкого, 10а.
Ну а нашим постоянным читателям, которые успели по достоинству оценить проект “Народный Нобель”, спешим сообщить радостную новость: рубрика останется на страницах газеты и в следующем году. Так что оставайтесь с нами, узнавайте в талантливых самородках своих соседей и предлагайте свои кандидатуры!

 
Теги: Новости, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Почва и климат Беларуси подходят для этого наилучшим образом
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика