Зерна разума всходят идеями
29.09.2012
—
Разное
|
![]() Почва и климат Беларуси подходят для этого наилучшим образом Проект «НГ» по поиску ученых-самородков доказал, что изобретатели, способные внести свой вклад в развитие науки и техники, живут в каждом населенном пункте нашей страны. Год назад, задумывая своего «Народного Нобеля», мы не сомневались, что тем для проекта найдется предостаточно. И не ошиблись. Герои вышедших за это время материалов – лишь немногие из огромного количества талантливых самоучек, на которых богата белорусская земля. Каждая из заявленных номинаций конкурса нашла своих соискателей! Бобруйский пенсионер Николай ЕРМОЛЕНКО убедил меня в том, что высота полета мысли мало зависит от количества дипломов о высшем образовании. В его умных руках сложная техника складывается из всего, что под рукой, легко, словно из элементов хорошего детского конструктора. Дон Пехот и яхта Робинзона В сарае изобретателя Николая Ермоленко стоит недостроенная яхта, на чердаке самолет, а в гараже — сконструированный по собственному разумению мотодельтаплан Дом, который строили с умом — Я самодельщик, — говорит о себе пенсионер из Бобруйска Николай Ермоленко, показывая свои владения. — Получить образование не довелось, после девяти классов пробовал поступить в техникум, но не прошел, окончил училище по специальности “электрик”. Вот и вся учеба. Самородок, мысленно поправляю я, оглядывая небольшой аккуратный дворик. Вот диковинная беседка-терем с подсветкой, вертящаяся вокруг своей оси. Держит нос по ветру флюгер в форме самолета — воплощение давней мечты хозяина подняться в воздух. По совместительству флюгер является ветряком и уличным светильником. — Там внутри лампочка, при хорошем ветре она горит, — объясняет Николай Николаевич. В нескольких метрах от крыльца — скважина, пробуренная собственными руками без участия спецтехники. — Воду поднять тяжело, поэтому клапан, полихлорвиниловая трубка — и на насос. Пять раз качнул, пошла вода, — как нечто само собой разумеющееся, объясняет технологию бурения скважин собеседник. — Откуда вы все это знаете? — удивляюсь. — А как иначе? — в свою очередь удивляется Николай Ермоленко. — Жизнь прожита, у меня сорок два года стажа. В двенадцать лет уже ящики сколачивал — вот тут, через дорогу был цех. Отец был инвалид, без ноги и без глаза, а все делал своими руками. В хате изобретателя тоже все не так как у людей. Облицовочная плитка, похоже, никогда не посыплется, потому что не приклеена, а держится на шурупчиках. — Сделал из дюралюминия квадратики, плитку сверлил в воде, — не делает секрета из своих ноу-хау изобретатель. — Потому что это сейчас достаточно суперклеев, а тогда приходилось использовать то, что под рукой. Потолки стеклянные: сделано на века. Красиво и гигиенично, покрашены из баллончика с пульверизатором. Полеты во сне и наяву Какие гены отвечают за человеческую мечту летать, науке до сих пор не известно. Но едва встав с четверенек, прикрыв наготу и научившись выращивать хлеб, люди захотели дотронуться до небес. Еще около 400 года до нашей эры древнегреческий философ Архит Тарентский разработал летательный аппарат в виде птицы и, как утверждают источники, пролетел на своем “Голубе” около 200 метров. Первые “авиаторы”, соорудив себе крылья, прыгали со скал и поднимались в воздух на огромных бумажных змеях. Многие из этих попыток стоили изобретателям жизни. Казалось бы, в результате естественного отбора племя потомственных воздухоплавателей должно было сойти на нет. И все равно в каждом новом поколении землян появлялись упрямцы, жаждущие долететь до неба. — Первый, двухмоторный, самолет у меня вышел клином, — рассказывает Николай Ермоленко, включая видеозапись. — Это второй, Дон Пехот, с двигателем от снегохода “Буран”. Я на нем учился летать. На видео — одноместный биплан бежит по полю, поднимает хвост, отрывается от земли... Мой собеседник учился летать без инструкторов и тренажеров — “не нужны мы никому” и “дорогое это удовольствие”. Случалось садиться жестко, зарываться носом в песок. Потрепанный в полетах Дон Пехот в разобранном виде лежит на чердаке. — Можно его восстановить, конечно, но на это рук не хватает, — говорит хозяин. — Моя жизнь уже прожита. Третье детище Николая Ермоленко — самолет Денис — стоит в гараже. В 2004 году на аэродроме в Боровой прошел слет малой авиации. Мой собеседник был среди участников, а его самолет протестировал летчик-испытатель Шашков. Этот момент тоже зафиксирован видеокамерой: уже через 14 секунд самолет приподнялся над землей. — Отделяется хорошо, легко летит, запас мощности есть. Все нормально, — подвел тогда итог летчик-испытатель. Николай Ермоленко получил свидетельство об успешно пройденном испытании, которого, однако, не достаточно, чтобы зарегистрировать самолет. Двигатель с бриллиантами — Мне повезло с женой, — признается Ермоленко. — Еще восемнадцать лет назад, когда я первый самолет делал... у нее тогда были бриллиантовые серьги. За них я купил мотор. Сейчас он стоит на дельтаплане. Мотодельтаплан с бриллиантовым двигателем — самое дорогое для автора творение. Общаясь с дельтапланеристами, мой собеседник сфотографировал на мобильник узлы одной из машин и на этой основе построил собственный летательный аппарат. — Конструкцию я усовершенствовал, — без ложной скромности рассказывает изобретатель. — Сделал дельтаплан разборным, а вот сюда поставил подшипники, чтобы крыло не выворачивалось при посадке. В том аппарате, который я фотографировал, этого нет. Дельтаплан пока не летает, потому что нет крыла. Но бегает очень быстро: по уверению хозяина, за четыре секунды разгоняется до сотни километров в час, а с 25 метров сможет взлететь. Когда Ермоленко в авиационном шлеме мчится по пыльным улицам Титовки, люди и машины останавливаются, чтобы проводить его глазами. — Каждому человеку предстоит сначала научиться ползать, а только потом ходить, — рассуждает Николай Николаевич. — Мне надо научиться бегать на нем по полю, поднимать в воздух, садиться. Не брал я уроков, когда осваивал самолет, а на дельтаплане хочу поучиться. Потому что здесь совсем другое управление: на самолете ручку тянешь на себя — взлетаешь вверх, толкаешь от себя — вниз, а здесь все наоборот. Крыло для дельтаплана Ермоленко заказал в Ржеве — “у того хлопца, который Путину крыло делал, когда он с журавлями летал”. Вопрос только в деньгах. — У меня в сарае яхта стоит недоделанная — 11 метров длиной, 3,75 шириной. И лафет, на котором ее можно будет довезти до воды, — предлагает хозяин. — Хочу ее продать, только нет пока покупателей, все сейчас богатые, им готовые яхты нужны. И сам с собой спорит, рассказывая о мальчишке, который ездил к нему на велосипеде из соседнего Кировского района. Подростку не лень было отматывать больше десятка километров в одну сторону, чтобы посидеть с Николаем Николаевичем в мастерской и промчаться по улице на дельтаплане. Ему тоже зачем-то нужно прикоснуться к небу. ПОДВОДИМ ИТОГИ
Номинация “Народный Шнобель”: претендентов не нашлось. Напоминаем, что рейтинг участников определит голосование, которое будет проходить на интернет-ресурсе “Народной газеты”. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Почва и климат Беларуси подходят для этого наилучшим образом |
|