Это уже понятно каждому: мир и спокойствие на Ближнем Востоке рубят под корень. После всего того, что произошло в Ливии, Тунисе, Египте, Сирии, атаке подверглась такая знаковая страна региона, как Ливан. В минувшие выходные здесь поднялась волна насилия, которая грозит смести на своем пути все, что еще осталось живое после череды «арабских революций». Этой стране, так же, как и соседней Сирии, уготовили ливийский сценарий. Ливан оказался на грани шиитско–суннитской розни. Причем катализатором служит как раз дестабилизация Сирии. Известно ведь, что ливанские алавиты поддерживают сирийское правительство, в то время как радикальные суннитские группировки оказывают открытую поддержку противникам Асада.
Так что картина вырисовывается такая: устоит Башар Асад — схлынет и противостояние в Ливане. А добьют Дамаск — следующим на очереди будет и Бейрут.
Собственно, уже этим летом там начались столкновения сторонников и противников режима Башара Асада — алавитов и суннитов. В августе в Северном Ливане происходили такие ожесточенные и кровопролитные бои, какие были только во время гражданской войны в этой стране в семидесятые и в девяностые годы прошлого века.
И вот волна докатилась до столицы. Поводом послужила гибель в результате теракта высокопоставленного сотрудника спецслужб Висама аль–Хасана. Его единоверцы–сунниты немедленно возложили ответственность за убийство на соседнюю Сирию. Заявления ливанских властей, призывавших не делать поспешных выводов, спровоцировали антиправительственные выступления.
Обстановка обострилась сразу после окончания антисирийской манифестации в центре Бейрута и неудавшейся попытки сторонников оппозиции захватить правительственный дворец.
На данный момент на окраинах Бейрута идут перестрелки. В ситуацию вмешались военные, которые постарались восстановить порядок — техника и солдаты расположились в жилых кварталах.
Теперь все зависит от способности властей удержать ситуацию под контролем. Однако очевидно и то, что ливанский кедр пошатнулся и удержать конфессиональное равновесие будет очень нелегко. В принципе, это можно было бы сделать, если бы международное сообщество однозначно высказалось за мир в Сирии, остановив финансирование тамошней оппозиции. Тогда исчезла бы питательная среда для ливанских исламских радикалов. Однако в действительности происходит в точности до наоборот: Запад вооружает сирийских радикалов и тем самым подмигивает и намекает их ливанским соратникам — дескать, пора браться за оружие.
Самое печальное, что Бейрут не первый раз подвергается атакам, как только–только ливанцы начинают экономически подниматься. До гражданской войны, которая длилась с 1975 по 1990 год, Ливан называли «ближневосточной Швейцарией». В последнее время экономика страны вроде бы стала возрождаться. Если бы все так и шло дальше, современный Ливан имел бы шанс стать вполне успешной и богатой страной, где уровень сельского хозяйства даже выше, чем в некоторых странах Европы. Откройте любой туристический проспект и вы прочитаете, что здесь никогда не встретишь попрошаек или беспризорных бродяжек, почти отсутствует преступность. Каждая вторая ливанская семья имеет свой бизнес, так что может себе позволить купить дорогое авто. И самое главное, что строгих правил, касающихся одежды или жестких условностей, характерных для мусульманского мира, здесь нет. Ливанки носят джинсы, хотя на работу выходят преимущественно христианки, мусульманки предпочитают сидеть дома.
Конечно, такая картинка совершенно не вписывается в планы религиозных фанатиков, которым милее средневековое мракобесие, нежели просвещенная страна, претендующая быть финансовой и банковской столицей арабского мира. И, конечно, эти мракобесы не имели бы шансов, если бы им вовремя не подкинули идею разделения страны по сирийскому признаку. Одним ударом «подрубить» сразу две страны — это действительно что–то новенькое в дестабилизации региона.
Ближневосточная хроника последних дней
Ливия. Разъяренная толпа демонстрантов ворвалась в воскресенье в здание, где находился офис американского арабоязычного телеканала «Аль–Хурра» в ливийском Бенгази. Протестующие устроили погром и поджоги.
Демонстранты таким образом выразили недовольство тем, каким образом «Аль–Хурра» освещает события в городе Бени–Валид, где на данный момент идут столкновения правительственных военных сил и сторонников Каддафи.
Египет. На площади Тахрир демонстранты едва не изнасиловали французскую журналистку, ведущую прямой репортаж с очередной антиправительственной акции. Инцидент с Соней Дриди — далеко не первый случай, когда бастующие египтяне нападают на журналисток.
И это еще только цветочки. Теперь на очереди Ливан. Какие ягодки появятся на ливанском кедре?