Идеи в цене. 21.by

Идеи в цене

10.04.2013 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Что нужно для участия в народном финансировании и как белорусской команде удалось собрать 83,5 тысячи долларов для реализации своего проекта?

Если нам нужны деньги, то чаще всего мы выбираем самый известный путь — обращаемся в банк. Путь известный, но не единственный. В современном мире есть много способов получить средства для реализации своей идеи. В западных странах все большую популярность набирает народное финансирование, или краудфандинг. Суть его в следующем: если людям нравится идея, они “голосуют” за нее денежными взносами.

Белорусские разработчики видеоигр решили воспользоваться возможностью и представили свой проект на самой популярной и успешной платформе для краудфандинга — американском сайте “Кикстартер”. В результате им удалось собрать 83,5 тысячи долларов вместо заявленных 50. О том, что потребовалось для участия в народном финансировании, как удалось добиться успеха и какой толчок дал краудфандинг реализации проекта,нам рассказал генеральный директор компании Aterdux Entertainment Александр Дергай.

На пути к успеху

— Какой путь прошла компания до участия в народном финансировании?

— Сначала два друга, увлекающиеся исторической реконструкцией и видеоиграми, создали ролевую игру “Времена раздора”, которая из-за самиздата и недостаточной раскрутки не приобрела особой известности. В 2007-м ее переиздали, я к тому моменту присоединился к ребятам. Когда появилась идея создания другой игры, я подумал: почему бы действительно не вложить деньги и не осуществить идею? Мы сели, подсчитали время и бюджет. Так в 2010 году началась разработка “Легенд Эйзенвальда” — ролевой стратегической игры. Но наши расчеты оказались неверны, и к марту 2012 средства у нас закончились. К тому времени уже была создана альфа-версия “Легенд Эйзенвальда”, то есть имелась более или менее готовая игра, хоть еще и нестабильная, но поиграть в нее уже можно было. Мы обратились к нескольким издателям за финансированием, но нам сказали, что сделанного пока недостаточно: нужно создать почти готовую версию. Тогда мы узнали о “Кикстартере”. Иностранных проектов там почти не было, но я подумал, что нам все же стоит попробовать.

— В странах СНГ (в России, Украине) существуют платформы, аналогичные Кикстартеру. Попасть туда значительно проще. Ведь на Кикстартере используется система оплаты Amazon Payments, поэтому компании необходимо иметь счет в американском банке. Почему вы все же выбрали именно эту платформу и как удалось туда попасть?

Когда мы пришли на “Кикстартер”, платформ в странах СНГ еще не было. Но и сейчас в России собрать 3—5 тысяч долларов считается успехом. В то время как на “Кикстартере” можно собрать значительно большие суммы и к тому же получить известность. Попасть туда удалось благодаря знакомым в США. Кроме того, сделать это можно через посредников, правда, им придется заплатить.

В теории и на практике

— На “Кикстартере” недостаточно просто рассказать о своей идее, например, “хочу создать деревянную клавиатуру” или “выпустить альбом”. Необходимо провести предварительную работу, подготовить презентационный материал. Что сделала ваша команда и сколько времени это отняло?

— Чтобы добиться успеха, нужно действительно поработать над презентационными элементами: видео, текстом, фото. Желательно делать это оригинально. Мы, например, для своего ролика поехали в Мирский замок, облачились в доспехи. На подготовку всех элементов у нас ушло больше месяца. Кроме того, в процессе сбора средств важно взаимодействовать с бэкерами — людьми, которые жертвуют деньги: отвечать на их вопросы, делиться информацией. Иногда приходится создавать новые материалы прямо во время кампании. Например, когда мы выложили игру, нас стали спрашивать, как организованы тактические битвы. Сначала пришлось написать статью об этом, а потом мы решили снять еще и  видео, которое объясняет процесс.

— Те, кто вкладывает деньги, делают это все же небезвозмездно. Для каждого инвестора (бэкера) должно быть предусмотрено вознаграждение в зависимости от пожертвованной суммы. Что предлагала ваша команда и сколько на это ушло денег?

— Минимальным вознаграждением, полагающимся за 15 долларов пожертвования, была копия “Легенд Эйзенвальда”, а также старая игра “Времена раздора”. Следующие суммы, за которые полагались определенные “подарки” — 25, 50, 100, 250, 500 долларов. Чем больше пожертвование — тем больше вознаграждение. За 2 тысячи можно было сделать свой сценарий в игре или стать персонажем. Последний вариант выбрали два бэкера — латвиец и американец. За 10 тысяч предоставлялась возможность стать исполнительным продюсером и влиять на ход игры. Плюс ко всему в ходе кампании, по просьбам бэкеров, мы добавили еще три вознаграждения: за 35, 75 и 175 долларов. По предварительным подсчетам, на выполнение этих обязательств нам понадобится 4—5 тысяч долларов.

— Собирать деньги на “Кикстартере” можно ограниченное количество времени: максимум 60 дней. Если не уложился в сроки, сумма возвращается жертвователям, а создатели проекта остаются ни с чем. Как вы оцениваете такую систему?

На мой взгляд, это правильный подход. Ведь что делать людям, которые собрали, например 10 тысяч долларов вместо 50? Да, этих денег хватит на первое время, но смогут  ли участники выполнить все данные обещания? Мы, к примеру, выбирали сумму минимальную для того, чтобы завершить разработку. Срок — 30 дней, хотя сейчас об этом жалею. Независимой команде я порекомендовал бы выставлять примерно 40—45 дней. С другой стороны, больше месяца вести кампанию тяжело.

— В итоге вам удалось собрать 83,5 тысячи долларов. Однако реальными деньгами вы получили около 75 тысяч. Куда ушли 8,5 тысячи?

— Пять процентов забирает “Кикстартер”, еще пять — Amazon. Не внесли оплату некоторые жертвователи, человек 30—40. Причины разные: у кого-то с карточкой проблемы, не оказалось средств.

Силиконовая долина — в Беларуси

— На ваш взгляд, можно ли расценивать такое финансирование как привлечение иностранных инвестиций?

— Я считаю, что можно: две трети наших инвесторов из США, на втором месте немцы, на третьем — жители стран СНГ. Многие меня спрашивают, почему я не перенес компанию в США или Германию. Суть в том, что заниматься непосредственно разработкой выгоднее в Беларуси. Затраты меньше. Одно дело сделать игру за пару сотен тысяч долларов, а другое — за пару миллионов. Игра та же, просто тратишь больше средств на персонал. Сейчас, к слову, много российских, канадских, американских компаний, в том числе и игровых, открыли свои офисы в Минске. Пока Беларусь не очень известна, но когда о ней узнают больше, можно ожидать настоящего бума прихода иностранных компаний. При некотором упрощении в законодательстве нашу страну можно сделать своего рода Силиконовой долиной, почему нет?

— Как вы считаете, может ли платформа для краудфандинга функционировать в Беларуси и будет ли это эффективно?

— Может, но при определенных условиях. Нужно объяснить для начала, что такое краудфандинг и в чем его суть. Также важно участие громких проектов, компаний — это делает сайт популярным. Ведь “Кикстартер” тоже первые три года был почти никому не известен. Так что все возможно.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Что нужно для участия в народном финансировании и как белорусской команде удалось собрать 83,5 тысячи долларов для реализации своего проекта?
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика