Некогда спокойный провинциальный российский город охвачен горем и недоумением. 22 апреля в центре Белгорода вооруженный рецидивист застрелил шесть человек. Как было установлено, неизвестный вошел в помещение оружейного магазина «Охота», где открыл стрельбу, убив трех продавцов. После этого, на выходе, он открыл огонь по случайным прохожим. Среди жертв – две несовершеннолетние девушки. 23 и 24 апреля были объявлены в Белгороде днями траура.
Казалось бы, еще совсем недавно мы приходили в ужас от сообщений из-за океана, где ошалевшие от стрессов американцы немотивированно расстреливали своих однокурсников, родственников, коллег по работе. Негодуя, мы обличали аморальность американского общества, голливудские боевики, наполненные реками крови, и компьютерные «стрелялки», вседозволенность и вольное обращение с оружием… Случаи массовых убийств отмечались в Индии, Афганистане, Нигерии, Норвегии. И всегда казалось, что волна этого кошмара никогда не придет на наши улицы. Но вот стали появляться первые тревожные сообщения в российских новостях – по нарастающей. Сначала кто-то стрелял из травматики по детской площадке. Затем была громкая свадьба в центре Москвы – со стрельбой из окон автомобилей (хотя, слава богу, тогда обошлось без пострадавших). Участились сообщения о единичных случаях разборок с применением оружия на дорогах, возле ночных клубов, на станциях метро и т. д. Наконец, прошлой осенью вооруженный «Сайгой» сотрудник крупной фирмы перестрелял своих коллег. Поводом стала якобы несчастная любовь и издевательства над ним сотрудников… И вот на этой неделе – еще одна бойня.
Преступность сдерживается не строгостью наказания, а его неотвратимостью. Наглость криминалитета порождается безнаказанностью. Профилактика преступлений проще, чем их расследование. Это азбучные истины. Но все ли понимают их? Всем ли понятно, что вооруженные одиночки с поколебленной психикой становятся угрозой, равной терроризму? И что эта проблема требует срочных решений и жестких мер.
Число преступлений в России за 2012 год, по данным Федеральной службы государственной статистики
Зарегистрировано преступлений – 175,8 тысячи Особо тяжкие – 9,5 тысячи Тяжкие – 39,9 тысячи Средней тяжести – 53,9 тысячи Небольшой тяжести – 72,5 тысячи
К сожалению, нет статистики, говорящей о том, сколько из них можно было бы предотвратить превентивными мерами, работой психологов, информационным воздействием.
МНЕНИЯ
Татьяна МОСКАЛЬКОВА, председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту: – Данный случай еще раз свидетельствует о том, что расширение круга лиц, имеющих право на ношение, хранение и применение оружия, влечет за собой трагические последствия. С ними уже столкнулись все государства, которые пошли по этому пути и разрешили гражданам иметь оружие. Расширять круг лиц, допущенных к оружию, нельзя. Сегодня одна из важнейших проблем – усиление контроля за оборотом оружия и правом на его приобретение. Известно, что в России справку, дающую право на приобретение оружия, можно купить свободно. И сдавать экзамен необязательно. Но обучение и экзамен крайне необходимы. Человека должны научить, как правильно применить оружие в случае обороны. Кроме того, экзаменаторы на стадии обучения могут выявить тех, кого нельзя допускать к владению оружием. К сожалению, оно нередко попадает в руки судимым, наркоманам, детям из неблагополучных семей и т.п. Необходимо усилить контроль выдачи документов на право владения оружием и ввести обязательный экзамен. Также обязательно надлежит усилить контроль за оборотом оружия. Важно сохранить и технически перевооружить службу контроля за оборотом оружия, создать мощную базу данных по всей стране.
Антон ЖАРКОВ, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту: – Произошла страшная трагедия, и я приношу свои соболезнования родным и близким всех погибших. К сожалению, такие случаи происходят и в более благополучных странах. В США люди с ненормальной психикой творят такие вещи, которые сложно комментировать. Человек, несколько раз судимый, возможно, с психическими отклонениями, получил в руки оружие и совершил преступление. Сейчас первоочередная задача – на государственном уровне принять меры по предотвращению подобных преступлений. Необходимо усилить контроль за хранением, реализацией продажи оружия и получением разрешений. Я выступаю за усиление мер: лица, которых постигли административные наказания или лишенные водительских прав, должны лишаться разрешения на приобретение оружия. Оружие не должно быть в свободном доступе. Еще более серьезный контроль органов требуется за лицами, отбывшими сроки заключения в тюрьмах. Они должны находиться под постоянным надзором, особенно такие рецидивисты, как «белгородский стрелок». Может быть, тогда нам удастся избежать таких страшных трагедий.