Потенциал регионов
11.06.2013
—
Разное
|
В Твери состоялось заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему «Межрегиональное сотрудничество в Союзном государстве: опыт, проблемы, перспективы».
Приветственное слово к участникам семинара от имени Сергея Нарышкина зачитал заместитель Председателя Государственной Думы РФ Владимир Васильев. От себя депутат добавил, что отношения между Россией и Беларусью развиваются динамично и в основе этого развития лежит экономика. – Товарооборот между двумя странами составил в 2012 году более 1 трлн 300 млрд рублей. Мировая экономика сейчас переживает непростое время, а потому это сотрудничество крайне важно для экономик обеих стран, – сказал он. Приветствуя участников заседания, губернатор Тверской области Андрей Шевелев отметил, что его регион рассматривает Беларусь как стратегически значимого партнера в самых разных сферах. – Эффект нашего сотрудничества наглядно выражается в цифрах. За прошлый год товарооборот между Тверской областью и Беларусью увеличился почти на 40 процентов – до 238 млн долларов. Это говорит о том, насколько мы заинтересованы в партнерстве и насколько эффективно выстраиваем наши взаимоотношения прежде всего в экономике, а также в социальной сфере, в управлении и в целом по всем направлениям нашего сотрудничества, где нам есть чем поделиться и с чем совместно выходить на мировой рынок, – подчеркнул глава региона. По словам губернатора, приоритетными направлениями дальнейшего сотрудничества станут развитие отношений в сфере сельского хозяйства и машиностроения. Белорусско-российское межрегиональное взаимодействие характеризуется интенсивностью контактов на высоком уровне, заявил в своем выступлении начальник управления регионов России МИД Беларуси Станислав Чепурной. Он отметил, что сфера белорусско-российского межрегионального сотрудничества традиционно охватывает прямые связи, сложившиеся не только между административно-территориальными единицами Беларуси и субъектами России, но и связи непосредственно между Беларусью и российскими регионами. Он напомнил, что договорно-правовую базу составляют 64 соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, касающиеся 60 российских регионов. Большая часть этих соглашений – 47 – с белорусской стороны заключалась от имени правительства. Белорусская сторона постоянно совершенствует и расширяет эту нормативно-правовую базу. В частности, по словам представителя МИД Беларуси, завершается согласование проектов соответствующих соглашений с Алтайским и Ставропольским краями. Кроме того, при межрегиональном сотрудничестве заключено около 300 соглашений и договоров между областями Беларуси, городом Минском и субъектами Российской Федерации, а также между белорусскими районами, городами и российскими муниципальными образованиями. Станислав Чепурной сообщил, что в 2012 году Беларусь посетили 11 глав регионов России и 16 делегаций на уровне заместителей губернаторов. В свою очередь, 18 белорусских официальных делегаций посетили российские регионы. Было организовано 19 совместных заседаний советов, комиссий и рабочих групп. По итогам этих визитов и заседаний подписано 37 двусторонних документов между Беларусью и 21 российским регионом. Для решения практических вопросов торгово-экономических отношений с субъектами Российской Федерации создана сеть из 11 отделений посольства Беларуси в российских регионах. Они размещены в административных центрах федеральных округов, а также регионов – основных торговых партнеров Беларуси. Представитель МИД подчеркнул, что в результате целенаправленной работы белорусско-российское сотрудничество уже не ограничивается только простыми товарообменными операциями. Реализуются совместные проекты, основанные на слиянии производственного, ресурсного, интеллектуального и кадрового потенциала Беларуси и России.
В настоящее время на территории 39 регионов России функционируют 79 совместных с Беларусью сборочных производств. «Совместные проекты позволяют увеличивать объемы взаимной торговли, создают новые рабочие места, стимулируют выпуск современной конкурентоспособной продукции», – резюмировал Станислав Чепурной. Председатель Законодательного собрания Тверской области Андрей Епишин считает, что сегодня важно изучить многолетний опыт взаимодействия между регионами России и Беларуси и на основе этого анализа развивать дальнейшее сотрудничество. – Тверской бизнес тесно работает с белорусскими предприятиями, между городами нашей области и белорусскими устанавливаются побратимские связи. В 2012 году парламент Тверской области подписал международное соглашение о сотрудничестве с Советом депутатов Витебской области. Мы готовы в его рамках решать большой круг вопросов в торгово-экономической и социальной сферах, создавать законодательную базу, учитывающую интересы регионов и бизнеса в процессе углубления интеграции. Однако, считает Андрей Епишин, несмотря на обоюдную заинтересованность в развитии двусторонних контактов, в отношениях между российскими и белорусскими регионами сохраняются неиспользованные резервы: – Повысить эффективность сотрудничества может в том числе модернизация правовой базы отношений. Целесообразно предусмотреть возможность разработки механизмов налогового стимулирования хозяйственной деятельности совместных предприятий. С этим согласен председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по образованию, науке, культуре и социальному развитию, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Николай Казаровец. – Для развития взаимоотношений необходимо решать вопросы на уровне законодательства, – считает он. В настоящее время сотрудничество между регионами России и Беларуси подкреплено солидной нормативно-правовой базой, включающей более 250 соглашений, протоколов и меморандумов. Все эти документы регулируют взаимодействие стран в области торговли, сельского хозяйства, промышленности. – Межрегиональному сотрудничеству в Союзном государстве всегда уделялось особое внимание. Только за прошлый год в России создано 16 совместных белорусско-российских промышленных предприятий, – говорит Ответственный секретарь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (ПС СБиР) Сергей СтрельЧенко. – У таких проектов в самом деле много преимуществ: они обеспечивают рост взаимной торговли, создают рабочие места, стимулируют выпуск конкурентоспособной техники. Наконец, увеличивают налоговые поступления в бюджет. Практически в каждом регионе России есть своя программа взаимодействия с Беларусью – как с республикой в целом, так и с ее регионами. Такая же подробная программа есть и в Москве. Каждая префектура Москвы взаимодействует с одной из областей Беларуси. Однако потенциал межрегионального сотрудничества не исчерпан, считает Сергей Стрельченко. Для того и проводятся такие семинары, чтобы наметить новые формы взаимодействия между регионами. Заседания постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России, где представители министерств и ведомств Беларуси и России, органов местной и региональной власти, а также научной общественности двух стран обсуждают актуальные проблемы российско-белорусской интеграции, проходят не только в столицах наших государств, но и в других городах и регионах России и Беларуси: Пскове, Петрозаводске, Ростове-на-Дону, Смоленске, Брянске, Гомеле, Московской, Минской, Калининградской областях, Краснодарском крае. И это не может не сказываться положительным образом на региональном сотрудничестве. По словам Ответственного секретаря ПС СБиР, основные направления по развитию сотрудничества между Беларусью и регионами России в социально-экономической сфере были заложены еще в 2006 году на семинаре при Парламентском Собрании в Ростове-на-Дону. – Тогда участники семинара подготовили рекомендации, в которых приоритетной задачей социально-экономического развития Союзного государства называлось формирование Единого экономического пространства с учетом в первую очередь территориальных факторов, которые обеспечивают интеграцию в сфере совместной хозяйственной деятельности регионов, отраслей и отдельных предприятий, – напоминает Сергей Стрельченко. Сегодня парламентарии предлагают создать сеть региональных центров деловой информации и коммерческого посредничества. Они должны действовать с целью облегчения установления деловых контактов и ведения предпринимательской деятельности на территории Союзного государства. Не обошлось на семинаре и без обсуждения межгосударственного сотрудничества в сельскохозяйственном производстве и перерабатывающей промышленности. – Стало доброй традицией посещение российскими аграриями белорусских сельхозпредприятий, и наоборот. Россиянам нравится белорусская техника, которая работает на их полях, – говорит член Комиссии Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Светлана Максимова. Она напомнила, что россияне и белорусы регулярно открывают и развивают совместные производства союзной техники. «Первой ласточкой» по созданию СП в России стал завод «Брянсксельмаш». Сегодня СП действуют в различных городах России, их число постоянно растет. Недавно в Амурской области совместно с белорусским партнером начата программа сборки комбайнов «Амур-Палессе-12». Кроме того, в российских регионах можно приобрести белорусские «МАЗы», тракторы, технику для заготовки кормов, зерносушильное оборудование. Сотрудничество белорусских и российских аграриев идет и на научном уровне. К примеру, Беларусь всегда завозила семена кукурузы с Юга России, а с 2009 года в рамках сотрудничества Республики Беларусь и Краснодарского края начато производство родительских форм гибрида кукурузы «Кубанской 140СВ» на белорусских полях. Светлана Максимова напомнила, что первые шаги по формированию общего рынка сельхозпродукции Союзного государства были сделаны еще в начале 90-х годов. Именно тогда было подписано соглашение между Правительством России и Правительством Беларуси о свободной торговле. Начиная с 1997 года ежегодно составляются прогнозные балансы спроса и предложения Союзного государства по важнейшим видам продукции. В рамках данной работы Минсельхозом России, Минсельхозпродом Республики Беларусь и Минэкономики Республики Беларусь разрабатываются прогнозные балансы спроса и предложения на текущий год по шести важнейшим видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Они включают: мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, сахар-песок, масло растительное, яйцо столовое, льноволокно. Отдельной темой семинара стал анализ программ Союзного государства. Союзные программы – это уникальный элемент интеграции, которого нет ни в каких иных интеграционных образованиях мира. Поэтому опыт требует самого тщательного изучения и развития, поскольку и создает ту самую экономическую базу для интеграции во всех сферах взаимодействия государств. Между тем существующий порядок разработки и реализации программ Союзного государства раскритиковал член Совета Федерации Федерального Собрания России, член Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики Степан КириЧук. По его словам, основные нарекания у государственных заказчиков и исполнителей программ Союзного государства вызывает необходимость длительной процедуры согласования и утверждения концепции и самой программы. Практика показывает, что в среднем данная процедура занимает 1,5–2 года. – Это обстоятельство является сдерживающим фактором для потенциальных заказчиков и исполнителей программ. За время согласования проекта идея может просто морально устареть, потерять актуальность, – сказал сенатор. Он напомнил, что в настоящее время в государственных органах Беларуси и России находится на рассмотрении проект новой редакции порядка разработки и реализации союзных программ. Однако, считает Степан Киричук, новая редакция по-прежнему не делает процесс согласования и утверждения программ более быстрым и простым. По словам сенатора, практика применения программно-целевого метода в рамках бюджета Союзного государства показала и некоторые недостатки существующей нормативно-правовой базы. В их числе – отсутствие приоритетов расходования бюджетных средств, низкий уровень ответственности государственных заказчиков за достижение целей программы и эффективного использования бюджетных средств. Представитель Совета Федерации России считает, что одним из способов повышения эффективности расходования средств союзного бюджета может стать организация работы по реализации проектов Союзного государства. Отличительными особенностями проекта от программы являются более сжатые сроки исполнения (до двух лет) и упрощенный механизм принятия решения о целесообразности реализации (проект может утверждать Госсекретарь Союзного государства на основании заключения экспертного совета). Для дальнейшего развития межрегионального сотрудничества заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по экономической политике, депутат Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Владислав Щепов предложил внедрить систему грантов в бюджетный процесс Союзного государства. По его мнению, межрегиональное белорусско-российское сотрудничество нуждается в определенной поддержке со стороны бюджета Союзного государства. Одной из форм такой поддержки может служить система выделения грантов под определенные проекты. Необходимо внедрить проектный или грантовый подход, то есть выделять средства на краткосрочные проекты, преследующие определенные цели.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В Твери состоялось заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства...
|
|