Об ограничении дееспособности гражданина вследствие психического расстройства
30.10.2013
—
Разное
|
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего — Председателя Конституционного Суда Миклашевича П. П., заместителя Председателя Сергеевой О. Г., судей Бойко Т. С., Вороновича Т. В., Данилюка С. Е., Изотко В. П., Козыревой Л. Г., Марыскина А. В., Подгруши В. В., Рябцева Л. М., Тиковенко А. Г., Чигринова С. П. на основании части восьмой статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей в порядке реализации права на внесение Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложений о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений с участием представителей: Верховного Суда Республики Беларусь — Забары А. А., заместителя Председателя Верховного Суда Республики Беларусь; Генеральной прокуратуры Республики Беларусь — Лашина А. М., заместителя Генерального прокурора Республики Беларусь; Министерства здравоохранения Республики Беларусь — Лосицкого И. Г., заместителя Министра здравоохранения Республики Беларусь; Министерства юстиции Республики Беларусь — Кулаковского В. Л., заместителя Министра юстиции Республики Беларусь; Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь — Овсиюка Ю. А., заместителя Председателя Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь — Главного государственного судебно-медицинского эксперта Республики Беларусь; Республиканской коллегии адвокатов —Чайчица В. И., председателя Республиканской коллегии адвокатов, рассмотрел в открытом судебном заседании вопрос о наличии пробела в гражданском законодательстве в части регулирования отношений, связанных с ограничением дееспособности гражданина, страдающего психическим расстройством (душевной болезнью или слабоумием), в зависимости от степени фактического снижения способности понимать значение своих действий или руководить ими. Проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее — Конституция), Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) и иных актов законодательства Республики Беларусь, рассмотрев изложенные в письменном виде обращения заявителей и изучив мнения государственных органов и иных организаций, Конституционный Суд установил следующее. 1. В обращениях граждане Никифоров В. А. и Радиловец А. И. указали, что при признании граждан недееспособными вследствие психического расстройства не учитываются степень заболевания и возможность в том числе самостоятельно распоряжаться пенсией и совершать мелкие бытовые сделки, направленные на удовлетворение своих разумных потребностей и не нарушающие права других лиц. Тем самым, по мнению заявителей, ограничиваются конституционные права и законные интересы данной категории граждан. 2. Из анализа мнений государственных органов и иных организаций следует, что поставленный в обращениях вопрос требует выявления конституционно-правовых аспектов полноты законодательного регулирования отношений, связанных с определением правового положения лиц, у которых вследствие психического расстройства снижена способность понимать значение своих действий или руководить ими. В связи с этим для рассмотрения вопроса об ограничении дееспособности недостаточно установления степени нарушения функций организма человека — эксперты должны также исследовать основные критерии жизнедеятельности психически больного человека, определить возможный объем ограничений его дееспособности. В то же время Верховный Суд считает, что необходимости в дополнении ГК нормами об ограничении дееспособности гражданина вследствие психического расстройства в зависимости от степени снижения способности понимать значение своих действий или руководить ими не имеется. Генеральная прокуратура Республики Беларусь полагает, что в случае признания гражданина недееспособным он утрачивает большинство личных прав, в числе которых право принимать решения в отношении имущества, лечения, выбора места жительства, участия в выборах, обращения в суд, воспитания детей, общения с близкими и др. Вследствие этого недееспособные граждане, не имея в данном случае эффективных средств защиты своих прав, в том числе по восстановлению дееспособности, становятся самой уязвимой категорией населения. В связи с изложенным отмечается целесообразность законодательного установления возможности ограничения дееспособности лица, имеющего психическое заболевание, что будет способствовать обеспечению его прав и законных интересов. По мнению Министерства здравоохранения Республики Беларусь, целесообразно закрепить в ГК нормы о возможности ограничения дееспособности гражданина вследствие психического расстройства, предоставив ему право совершать, в частности, мелкие бытовые сделки, а также о возможности признания ограниченно дееспособным гражданина, ранее признанного недееспособным вследствие психического расстройства, в случае восстановления его способности понимать в определенной мере значение своих действий. Министерство юстиции Республики Беларусь считает, что при возможной корректировке положений ГК, регулирующих отношения, связанные с признанием гражданина недееспособным, следует исходить в первую очередь из того, насколько отечественная медицинская практика способна оценивать “степень” заболеваний, являющихся основанием для признания гражданина недееспособным. Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь указывает, что наличие у гражданина психического расстройства само по себе не является основанием для постановки вопроса о признании такого лица недееспособным. Обусловленная тем или иным психическим нарушением неспособность в полной мере понимать значение своих действий или руководить ими при осуществлении определенных прав и обязанностей не всегда означает, что гражданин не в состоянии принимать осознанные самостоятельные решения в некоторых сферах социальной жизни и совершать юридически значимые действия, направленные на удовлетворение собственных разумных потребностей и не нарушающие права и законные интересы других лиц. Наличие у гражданина психического расстройства может по-разному отражаться на его интеллектуальном и волевом уровне, определяя степень имеющихся нарушений, в частности, способности к адекватному восприятию окружающей обстановки, осознанию себя и адекватному поведению. Однако методология и методики проведения судебно-психиатрического исследования и соответствующей оценки указанных лиц, медицинские и юридические критерии ограниченной дееспособности в настоящее время отсутствуют. Республиканская коллегия адвокатов полагает, что установление в ГК норм об ограничении дееспособности гражданина вследствие психического расстройства в зависимости от степени фактического снижения способности понимать значение своих действий или руководить ими, а также о признании ограниченно дееспособным гражданина, ранее признанного недееспособным, в случае восстановления его способности понимать в определенной мере значение своих действий или руководить ими будет являться важным элементом механизма защиты прав и законных интересов лиц с дефектами психики и способствовать реализации принципа максимального сохранения дееспособности гражданина. Данные нормы позволят также учитывать степень утраты указанными лицами способности понимать значение своих действий. Кафедра гражданского права юридического факультета Белорусского государственного университета обращает внимание на то, что в ГК не определено правовое положение лиц, страдающих психическими расстройствами, ограничивающими их способность понимать значение своих действий. Отсутствие в законодательстве градации психических расстройств в зависимости от их глубины и влияния на возможность гражданина понимать значение своих действий и руководить ими является социальной и юридической проблемой, решение которой будет способствовать повышению ценности человека в обществе. Если в нормах ГК умаление дееспособности гражданина будет связано с глубиной поражения психики лица, то и восстановление дееспособности должно зависеть от степени улучшения психического здоровья лица, ранее признанного недееспособным. 3. Согласно Конституции Республика Беларусь — демократическое социальное правовое государство (часть первая статьи 1). Провозглашая человека, его права, свободы и гарантии их реализации высшей ценностью и целью общества и государства, Конституция закрепляет обязанность каждого уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц и определяет, что обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства, государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства, а также обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 2, части первая и третья статьи 21, статья 53, часть первая статьи 59). Вместе с тем в соответствии с Конституцией допускается ограничение прав и свобод личности в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23). В решениях Конституционного Суда неоднократно отмечалось, что в Конституции закреплена возможность не умаления или отрицания прав и свобод, а их ограничения, то есть определения на уровне закона конкретных пределов осуществления прав и свобод. При этом ограничения должны устанавливаться законодателем не произвольно, а на основе Конституции и закрепленных в ней таких ценностей, как верховенство права, равенство и справедливость, в соответствии с конституционно-значимыми интересами. Ограничения, какими бы ни были основания для их установления, не должны искажать сущности конституционных прав и свобод, приводить к утрате их реального содержания, а должны применяться в установленных законом случаях и быть социально оправданными, адекватными и соразмерными защищаемым общественным и государственным интересам, правам и свободам других лиц. Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи, принятые 17 декабря 1991 года резолюцией 46/119 Генеральной Ассамблеи ООН, предусматривают право любого психически больного лица на осущест-вление всех признанных международными нормами гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и недопустимость какой-либо дискриминации, то есть установления в связи с психическим заболеванием лица таких отличий, исключений или предпочтений, следствием которых является отрицание или ограничение равенства в реализации прав (пункты 4 и 5 принципа 1). При этом определено, что на осуществление прав, указанных в названных Принципах, могут налагаться лишь такие ограничения, которые предусмотрены законом и являются необходимыми для защиты здоровья и безопасности заинтересованного лица или других лиц или же для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья или морали или основных прав и свобод других лиц. В рекомендации Комитета министров Совета Европы от 23 февраля 1999 года № R(99)4 сформулированы принципы правовой защиты недееспособных взрослых, которыми необходимо руководствоваться при законодательном регулировании, в их числе принцип гибкости правового реагирования, предполагающий, помимо прочего, использование правовых инструментов, обеспечивающих наиболее полный учет степени недееспособности лица в конкретной правовой ситуации для защиты его личных и имущественных интересов; принцип максимального сохранения дееспособности, означающий в том числе признание, насколько это возможно, существования различных степеней недееспособности и возможности изменения степени недееспособности лица с течением времени; принцип соразмерности меры защиты степени дееспособности лица, основанный на учете конкретных обстоятельств и нужд данного лица и допускающий вмешательство в его права и свободы в минимальной степени, необходимой для достижения цели такого вмешательства. При этом установлено, что меры защиты не должны быть автоматически связаны с полным лишением гражданской дееспособности, а там, где это возможно, совершеннолетнее лицо должно иметь право заключать юридически действительные сделки повседневного характера; мера защиты должна быть пропорциональна степени дееспособности заинтересованного лица; мера защиты, ограничивающая гражданскую дееспособность, права и свободы заинтересованного лица в минимальной степени, должна учитывать индивидуальные обстоятельства и потребности заинтересованного лица. Конституционный Суд отмечает, что закрепленная в Конституции и международно-правовых актах обязанность государства признавать, соблюдать, гарантировать и обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина, в том числе лиц, страдающих психическим расстройством, предполагает установление такого законодательного регулирования, которое гарантировало бы реализацию конституционных прав и законных интересов указанной категории граждан с учетом индивидуальных особенностей и глубины психического расстройства каждого конкретного лица. 4. В ГК определено, что способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 20). Гражданин, который вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия) не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном граждан-ским процессуальным законодательством; над ним устанавливается опека; от имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун (пункты 1 и 2 статьи 29 ГК); опекуны являются представителями подопечных в силу закона (законными представителями) и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (пункт 2 статьи 32 ГК). Законодателем предусмотрено также, что сделка, совершенная гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства, ничтожна; каждая из сторон такой сделки обязана возвратить другой все полученное в натуре, а при невозможности возвратить полученное в натуре — возместить его стоимость в деньгах; дееспособная сторона обязана, кроме того, возместить другой стороне понесенный ею реальный ущерб, если дее-способная сторона знала или должна была знать о недееспособности другой стороны (пункт 1 статьи 172 ГК). С момента вступления в силу решения суда о признании гражданина недееспособным данный гражданин утрачивает возможность реализации прав и свобод от своего имени не только в гражданских правоотношениях, но и в иных важнейших сферах социальной жизни: семейной, трудовой и др. В частности, в защиту прав и интересов таких лиц в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия выступают опекуны (статья 34 ГК); указанные лица не могут быть усыновителями, опекунами и попечителями; не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным (часть первая статьи 19, часть первая статьи 125, часть первая статьи 153 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье); трудовой договор, заключенный с гражданином, признанным недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия, признается недействительным (пункт 3 статьи 22 Трудового кодекса Республики Беларусь); Таким образом, с момента вступления в законную силу решения суда о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства такое лицо на неопределенный период ограничивается в возможности реализовывать многие права в гражданско-правовой сфере (в частности, совершать сделки) и иных сферах, а также исполнять обязанности и нести ответственность за свои действия. Конституционный Суд полагает, что наличие у гражданина психического расстройства и снижение в связи с этим в определенной мере способности понимать значение своих действий или руководить ими не всегда означают, что это лицо не в состоянии принимать осознанные самостоятельные решения в той или иной сфере социальной жизни и совершать юридически значимые действия. Однако такое лицо по действующему законодательству не может совершать, в частности, даже мелкие бытовые сделки за счет собственной пенсии, направленные на удовлетворение своих разумных потребностей и не нарушающие прав и законных интересов других лиц. Отсутствие указанной возможности ставит данную категорию граждан в худшее положение по сравнению, например, с наделенными частичной дееспособностью несовершеннолетними в возрасте до 14 лет (малолетними), которые вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые и другие сделки, указанные в пункте 2 статьи 27 ГК. 5. В Послании Конституционного Суда “О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2012 году” отмечено, что ограничения, какими бы ни были основания для их установления, должны обеспечивать должный баланс интересов граждан и государства, быть юридически допустимыми, социально оправданными, отвечать требованиям справедливости, являться адекватными, соразмерными и необходимыми для защиты других конституционных ценностей. Данный подход согласуется с нормами международно-правовых актов, в частности, статьей 29 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Европейский Суд по правам человека в решении от 27 марта 2008 года по делу “Штукатуров против Российской Федерации” отметил, что в результате признания заявителя по решению общего суда недееспособным его права были ограничены более значительно, чем необходимо, поэтому вмешательство в личную жизнь было несоразмерно преследуемой законной цели. Лишение дееспособности будет необходимым при наличии психического расстройства “такого характера или степени”, которые оправдывают данную меру. Согласно Гражданскому процессуальному кодексу Республики Беларусь судья в порядке подготовки дела к судебному разбирательству при наличии достаточных данных о душевной болезни или слабоумии гражданина назначает для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу (статья 374); по заявлению опекуна, а также лиц, указанных в части второй статьи 373, может быть начато дело о признании дееспособным гражданина, признанного на основании решения суда недееспособным. В этом случае при подготовке дела судья назначает судебно-психиатрическую экспертизу (часть третья статьи 376). Законодательство, регламентирующее методологию диагностирования психического расстройства человека и проведения соответствующих экспертиз (в частности, постановление Государственной службы медицинских судебных экспертиз Республики Беларусь от 17 сентября 2012 г. № 1 “Об утверждении нормативных правовых актов по вопросам проведения судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертиз”), не определяет дифференцированного подхода к выявлению того, в какой степени в зависимости от тяжести психического расстройства снижаются интеллектуальная и волевая характеристики лица, страдающего таким расстройством, а предусматривает однозначный вывод судебного эксперта о способности или неспособности гражданина по состоянию психического здоровья понимать значение своих действий или руководить ими. В связи с указанным не исключаются случаи, когда лица, страдающие психическими расстройствами, сохраняют либо восстановили способность в определенной мере понимать значение своих действий или руководить ими, но по результатам проведения судебно-психиатрической экспертизы могут быть признаны недееспособными либо им может быть отказано в признании дееспособными, вследствие чего они ограничиваются в правах и свободах в большей степени, чем это необходимо для защиты их прав и свобод, обеспечения других конституционных ценностей, и становятся еще более социально уязвимыми. Несмотря на то что такие граждане способны в определенной степени понимать значение своих действий или руководить ими, они полностью лишаются возможности совершать какие-либо юридически значимые действия, над ними устанавливается либо сохраняется опека. Конституционный Суд считает, что существующий правовой механизм, который не учитывает степень фактического снижения либо восстановления способности гражданина в определенной мере понимать значение своих действий или руководить ими вследствие психического расстройства, свидетельствует о конституционно-правовом пробеле в законодательном регулировании общественных отношений, связанных с признанием гражданина недееспособным. Исходя из взаимосвязанных положений статей 1, 2, 21, 23, 53, 59 Конституции и международно-правовых актов в сфере защиты прав психически больных лиц, Конституционный Суд приходит к выводу о необходимости закрепления в ГК возможности ограничения дееспособности гражданина, страдающего психическим расстройством (душевной болезнью или слабоумием), в зависимости от степени фактического снижения способности понимать значение своих действий или руководить ими и признания ограниченно дееспособным гражданина, ранее признанного недееспособным вследствие психического расстройства (душевной болезнью или слабоумия), в случае восстановления его способности в определенной мере понимать значение своих действий или руководить ими, а также гражданско-правовых последствий признания данной категории граждан ограниченно дееспособными. По мнению Конституционного Суда, данный подход к регулированию объема дееспособности граждан, страдающих психическими расстройствами, будет способствовать гарантированию в большей степени защиты прав и законных интересов указанных лиц, обеспечению должного баланса интересов граждан, общества и государства, а также установлению таких ограничений в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, которые отвечали бы требованиям справедливости, являлись адекватными, соразмерными степени фактического снижения либо восстановления способности понимать значение своих действий или руководить ими и необходимыми для защиты прав и свобод других лиц. На основании изложенного, руководствуясь частью восьмой статьи 22 и частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судо-устройстве и статусе судей, Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ: 1. В целях обеспечения конституционного принципа верховенства права, конституционных гарантий прав и законных интересов граждан и устранения пробела в законодательстве признать необходимым внесение изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Беларусь в части закрепления возможности ограничения дееспособности гражданина вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия) в зависимости от степени фактического снижения способности понимать значение своих действий или руководить ими и признания ограниченно дееспособным гражданина, ранее признанного недееспособным вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия), в случае восстановления его способности понимать в определенной мере значение своих действий или руководить ими, а также закрепления гражданско-правовых последствий признания судом граждан, страдающих психическими расстройствами, ограниченно дееспособными. 2. Предложить Совету Министров Республики Беларусь подготовить проект закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Беларусь и внести его в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь. 3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия. 4. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством. Председательствующий — Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего — Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.
|
|