Многие считают, что в Вильнюс лучше добираться автобусом, потому что время, сэкономленное в пути на поезде, теряется на пограничный контроль на вокзале литовской столицы. Кроме того, многие жалуются на некомфортные и даже унизительные условия на вокзале Вильнюса. Между тем, пассажиропоток по железной дороге между столицами Беларуси и Литвы ощутимо растет.
В Вильнюс добраться можно и на автобусе, и на поезде, а с недавних пор и на самолете. По критерию «время в пути + цена» поезд вне конкуренции.
По информации пресс-службы Литовской железной дороги, в 2013 году между Беларусью и Литвой железнодорожным транспортом перевезено более 370 тыс. пассажиров, или на 33% больше, чем в 2012 году. Основной объем перевозок пассажиров приходится на скоростное сообщение Минск — Вильнюс. В 2013 году в указанном сообщении перевезено порядка 345 тыс. пассажиров, или 93% от всего объема.
С 26 мая 2013 года на литовском участке пограничный и таможенный контроль на большинстве поездов Минск — Вильнюс производится на вокзале в столице Литвы. Новый порядок некоторые люди называют унизительным.
Минчанка Татьяна любит Вильнюс и ездит туда несколько раз в год. Причем туда только на автобусе, а обратно — только на поезде:
«Конечно, поезд комфортнее, особенно если едешь с детьми. Однако после того как я отстояла в очереди на вокзале в Вильнюсе около часа, причем часть времени на улице (был октябрь и очень зябко), поняла, что мне это ни к чему. Лучше уж дольше добираться на автобусе, но без этого ожидания. Бежать, расталкивая людей локтями, чтобы быть первой в очереди, не для меня. На мой взгляд, поезда, в которых досмотр проходит в поезде, ходят в неудобное время. Мне непонятно, как можно создать для людей такие условия. Проверка на вокзале идет медленно, отношение к белорусам какое-то высокомерное».
Летом прошлого года основатель портала TUT.by Юрий Зиссеррассказал о своем опыте, который повторяют до сих пор сотни людей — по приезду на вокзал в Вильнюсе бегут в тоннель, чтобы оказаться в числе первых, кто пройдет пограничный и таможенный досмотр. Его вывод: «Стало безумно стыдно за несущуюся толпу белорусов».
Юрию Зиссеру ответил журналист и писатель Виктор Мартинович, который усомнился в том, что такое поведение особенное и, например, не свойственно европейцам. Он считает, что «социальная ситуация заставляла людей вести себя именно так и никак иначе». «Очевидно, что ситуация на вильнюсском железнодорожном вокзале — не нормальная. Ситуация нечеловеческая, и вести себя по-человечески в ней невозможно», — отметил Мартинович.
Очередь образуется, потому что приезжает значительное количество людей, сказал в комментарии для Naviny.by представитель пресс-службы Охраны государственной границы Литовской Республики Рокас Пукинскас.
«За инфраструктуру отвечает вокзал, — сказал Пукинскас. — Мы работаем на местах, которые нам предоставляют. Проверка одного человека занимает три-пять минут. Если база данных показывает, что пассажир в розыске, ему запрещен въезд в Литву, надо больше времени, чтобы перепроверить информацию во избежание ошибки. Есть еще таможенный досмотр. В целом, время ожидания в очереди зависит от того, насколько слаженно работают все службы».
Отвечая на вопрос, не жалуются ли белорусские граждане на ненадлежащие условия прохождения пограничного контроля, представитель пресс-службы сказал, что было несколько звонков:
«Когда уставший человек приезжает на вокзал, он хочет пройти досмотр быстрее. Когда ему объясняешь, что работает несколько служб, и всё зависит не только от пограничников, всё становится понятным. Порой те, у кого с документами всё в порядке, вынуждены ждать дольше в очереди из-за тех, к документам которых есть вопросы. Такое бывает и на автомобильном переходе. Всегда есть люди, которым что-то не нравится».
Вместе с тем Рокас Пукинскас сказал, что если проблема и есть, то в том, что «мест работы пограничников не хватает, может быть, их должно быть больше».
«Пассажирское сообщение по железной дороге намного привлекательнее автобусного»
Пост на вокзале Вильнюса, оборудованный по принципу поста на аэровокзалах, является единственным в Европе на ж/д вокзале, сообщили Naviny.by в пресс-службе Литовской железной дороги.
В 2013 году были выполнены работы по модернизации поста для проведения пограничного и таможенного контроля пассажиров перед отправлением поезда и по его прибытию. Дополнительно для удобства пассажиров установлены навесы, биотуалеты, оборудован магазин duty free.
Суммарные инвестиции в дополнительную инфраструктуру составили около 600 тыс. евро собственных средств предприятия.
Пресс-секретарь Литовской железной дороги Видмантас Гудас подчеркнул: «Даже с учетом того, что в настоящее время по предоставляемой пограничной службой информации проведение пограничного и таможенного контроля пассажиров на станции Вильнюс составляет в среднем 40 минут в «пиковые» дни, считаем, что пассажирское сообщение по железной дороге намного привлекательнее автобусного. Кроме того, по данному маршруту курсируют современные новые дизельные поезда повышенной комфортности, специально приобретенные для данного маршрута».
Время досмотра в Вильнюсе сократится
Для ускорения процесса проверки документов пассажиров с февраля этого года на посту внедрена система беспроводной связи, которая позволила дополнительно создать два мобильных рабочих места для сотрудников пограничной службы, что позволило сократить время проверки на 20 минут.
Литовские железные дороги постоянно ведут диалог с соответствующими государственными структурами по еще более значительному сокращению времени проверки пассажиров. В настоящее время прорабатывается вопрос о возможности увеличения пропускной способности существующего поста путем расширения зоны проверки, т.е. расширения тоннеля и оборудования двух дополнительных кабин. Четыре стационарных рабочих места позволят вдвое сократить время проверки пассажиров в «пиковые» периоды — до, по подсчетам Литовской железной дороги, около 20 мин.
Вместе с тем, отметили в пресс-службе ЛЖД, пассажиры испытывают некоторые временные неудобства:
«Естественно, что с чисто технической точки зрения не всё, что нам хотелось создать для пассажиров, выполнено. Наши возможности были ограничены существующими размерами помещения (тоннеля), габаритом перрона и временными рамками, в течение которых должна была быть проведена модернизация. Поэтому, тесно сотрудничая с представителями пограничных и таможенных служб (и мы им благодарны за понимание и сотрудничество), нам, по всеобщему мнению, удалось совершить максимум работ в существующих условиях».
Для улучшения комфорта пассажиров прорабатывается вопрос о расширении тоннеля и перрона, к которому прибывают/отправляются поезда из/в Минск.
«Однако данные работы являются объемными, комплексными и касаются реконструкции не только локального поста пограничного и таможенного контроля, но и железнодорожных путей Вильнюсского вокзала. Поэтому данный вопрос требует очень взвешенного подхода и принятия точных технических решений, а его внедрение, по нашему мнению, займет не менее двух лет», — отметил представитель Литовской железной дороги.