Иван Сухий: Подданничество в Беларуси распространено не меньше, чем в России. 21.by

Иван Сухий: Подданничество в Беларуси распространено не меньше, чем в России

03.12.2015 06:16 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Иван Сухий: Подданничество в Беларуси распространено не меньше, чем в России

Однако в России с 2011 года начали набирать силу люди, готовые отстаивать агрессивно отстаивать свою подданническую позицию. В Беларуси таких не много.

Об этом российский политолог и медиа-эксперт Иван Сухий поделился с "Ежедневником" в ходе проходившей в Минске международной конференции «Политические технологии в современных авторитарных системах как вызов трансформации».

- Как большинство россиян реагируют на боевые действия в Сирии и конфликт с Турцией, и почему?

- Доминирующая политическая культура в России – подданническая  и подданническо-активистская. И для активных "подданников", которые готовы отстаивать ценности и позиции власти, участие России в войне в Сирии и других внешних операциях – очень серьезный повод для проявления их позиции. Я думаю, что это некая замкнутая система – российскому режиму необязательно заботиться о внутренней поддержке своих действий вовне, потому что она не просто имеется. Режим как бы подталкивается сзади. И то, что происходит вне России, оно попадает обратно на эту благодатную почву как пища для  размышлений,  действий и дает новый импульс внешней экспансии. То есть это некий замкнутый круг, который выглядит достаточно порочно.

- Многие сравнивают нынешние настроения в России с теми, которые бытовали там накануне Первой мировой войны, когда в России задавала тон так называемая "партия войны"…

- Сейчас это глубже. Подданническо-активистская политическая культура – это необязательно люди, которые участвуют в какой-то конкретной организации или партии. Это вообще доминирующее отношение к политике разных слоев общества. Коренится это в советском и досоветском прошлом, потому что подданничество – распространенная позиция. "За веру, царя и Отечество" – это не просто партия войны. Партия может выиграть или проиграть, а подданничество просто разлито в мозгах.

- А его можно как-то переформатировать?

- Оно переформатируется в результате неких событий, которые покажут бессмысленность того, что происходит. Это может быть как одиночное событие, так и длительный период. Изменить политическую культуру как-то искусственно почти невозможно.

- А в Беларуси эта подданническая культура слабее распространена, чем в России?

- Я не знаком с цифрами, но на основании совершенно умозрительных выводов полагаю, что в Беларуси значительно слабее тренд на подданническо-активистский подход. Подданничество здесь распространено не меньше, чем в России.  В Россйской же Федерации начиная примерно с 2011 года резко начали набирать силу группы людей, которые готовы активно, а зачастую, агрессивно, отстаивать эту подданническую позицию.

Подробно о типологии политкультур Иван Сухий рассказал в своем докладе "Подданническая политическая культура как основа политтехнологий власти в России", который приводит Thinktanks.by.

Он признался, что недавно его друзья – социологи из Рязани, провели исследование, в котором не стали придумывать свою типологию, а использовали разработанную в 1963 году типологию политических культур  Гебриэла Алмонда и Сиднея Вербы. В соответствии данной типологии политкультуры делятся на на патриархальную, подданническую и активистскую.  

Патриархальная – это когда человек живет в деревне/сообществе и у него есть одни авторитет в виде шамана, вождя, старейшины или председателя колхоза. То есть если старейшина скажет, как проголосовать, человек так и сделает. И больше он ничего знать не хочет.

Подданническая – когда государство является сакральным и человек ориентируется на официальные ценности, ожидает покровительства со стороны власти и имеет определенное потребительское отношение к ней.

Активистская – тип,  присущий развитым странам с гражданским обществом, когда человек понимает структуру политической системы, знает, где у нее входы и выходы, часто активно старается повлиять на принятие политических решений.

Авторы исследования также использовали два промежуточных вида. Это патриархально- подданническая – когда человек, помимо того, что происходит в его деревне, интересуется тем, что происходит в Сирии или в Украине, и разумеется, поддерживает своего президента.

И, самый интересный тип, это подданническо-активистская, которая предусматривает пассивное отношение  к власти в смысле влияния на ее, но очень активное отношение к оппонентам власти. Демонстрирует готовность защищать власть, ее ценности, ее решения от мнимых или реальных оппонентов или угроз.

На взгляд Ивна Сухий, самым значимым трендом, произошедших в социологическом плане в России за последние годы – это подъем подданническо-активистской культуры. Он связан с поддержкой этого направления властью.

"У меня есть данные только по Рязанской области. Но надо сказать, что Рязанская область типична для российских областей. Я посмотрел результаты выборов за последние 15 лет – они почти не отличаются от средних по России. Исследование проводилось два раза в 2011 и 2013 годах, то есть до Крыма и событий в Украине. То есть это более чистый срез, если б он был сделан после событий 2014 года", - высказал мнение политолог. При он привел некоторые данные из рязанского исследования, например, динамике роста подданническо-активистской культуры по годам.

С 2011 по 2013 годы в Рязанской области произошло увеличение доли респондентов подданническо-активисткой культуры с 19% до 33% (почти в два раза) и доли респондентов активистской культуры с 0,5% до 3,7%.

По словам Ивана Сухия, в обществах гражданского типа (например, западных), патриархальная и подданническая культуры обычно совокупно характерны для 40% (10%+30%) избирателей, а 60% составляют представители активистской культуры. В России последних сейчас не более 10-15% в столицах и городах миллионниках, и 0,5-5% в провинции. При этом в ряде регионов, например, на Северном Кавказе, вообще доминирует патриархальная политическая культура.

Как считает российский политолог, главная задача политтехнологий ( с точки зрения провластных фигур в России) – внятное позиционирование кандидата как части власти, ее воплощения в конкретном округе, что гарантирует победу с большим отрывом над любыми сколь-либо оппозиционными кандидатами. При этом в нынешних российских условиях позиционирование в качестве оппозиционера – в большинстве случаев гарантия провала вне зависимости от кандидата и проведенной кампании.

В результате, как отметил Иван Сухий, сейчас представители активистской политической культуры в России маргинализированы, подвергаются шельмованию как "иностранные агенты", а значительная их часть полностью отказалась от участия в политике и уехала за рубеж. По факту – подданническо-активистская культура стала доминирующей в публитчной пространстве России.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Однако в России с 2011 года начали набирать силу люди, готовые отстаивать агрессивно отстаивать свою подданническую позицию. В Беларуси таких не много.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика