Сделано в Беларуси. Продовольственный ретейл: «первая ларечная война» и тени «Белой Руси». 21.by

Сделано в Беларуси. Продовольственный ретейл: «первая ларечная война» и тени «Белой Руси»

23.11.2016 06:12 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Сделано в Беларуси. Продовольственный ретейл: «первая ларечная война» и тени «Белой Руси»

pikabu.ru

«Первая ларечная война», первые «Евроопт», «Соседи» и «Рублевский», как напугала бизнес и чиновников Галина Журавкова, - в продолжении проекта EJ.BY и его генпартнера МТБанка, посвященного истории белорусского продретейла.

В ожидании большой распродажи

В развитии белорусского продовольственного ретейла просматриваются два более - менее четких периода. С середины 2010-х годов, то есть с начала экономического кризиса и рецессии,  отрасль находится в состоянии перехода на еще один уровень. 

Для первого периода, который охватывает 1990-е и начало 2000-х годов, для нее характерно доминирование постсоветской модели во главе с бывшими госторгами – формально прошедшими процедуру разгосударствления открытыми и закрытыми акционерными обществами. Навязанная сверху  модель приватизации магазинов через аренду не позволит «красным директорам» перерасти в настоящих собственников, а отрасль не станет источником первоначального накопления капитала.

Во втором периоде, старт которому дадут  частные дистрибуторы, начавшие в начале 2000-х годов инвестировать в розницу, бывшие советские магазины станут их легкой "добычей". Новые игроки, за менее чем десять  лет создавшие сетевые проекты национального уровня, превратятся в главную движущую силу развития ретейла. Периодически на рынок попробуют заходить иностранные инвесторы, но до сегодняшнего дня белорусский капитал доминирует в этой нише во всех ее составляющих – опте, логистике и рознице.

В начале 2000-х годов темп, который задают частные ретейлеры, заставит государство на законодательном уровне ограничить масштабирование их бизнеса. Это снизит  привлекательность отрасли для инвестиций. Однако кризис, похоже, меняет ситуацию. В свое время частные ретейлеры скупали с дисконтом госторги, сейчас они сами на таких же условиях готовы предлагать себя новым собственникам - как с наименьшими потерями прошедшими рецессию местным компаниям, так и известным зарубежным ретейлерам, которых могут привлечь в Беларусь подешевевшие активы. Восстановление покупательной способности населения создаст условия для роста оборотов и нового рывка отрасли, участники которой должны делать ставку на интенсивный путь развития.

1996

Ценовая стабилизация 

После лавинообразного роста в 1992-1995 годах увеличение цен всего на 39% в течение 1996 года позволяет говорить об относительной стабилизации. В следующем году цены вырастут  на 63%, но это заметно меньше, чем в начале 1990-х.   

Ценовой стабилизации удается достичь главным образом за счет административных мер. Среди них -  контроль цен на вино-водочные изделия и ограничение наценки. Летом «в целях улучшения социально-экономического положения населения Республики Беларусь, недопущения необоснованного роста цен» издается указ президента «О некоторых мерах по упорядочению ценообразования на территории Республики Беларусь». Документом предписывается «не допускать на территории Республики Беларусь рост цен на товары (работы, услуги) без соответствующего роста заработной платы» и «не повышать до конца 1996 года цены на хлеб массовых сортов, молоко и молочнокислые продукты, детское питание, товары для детей, а также на комбикорм для продажи населению». Для координации деятельности госорганов создается специальная комиссия по ценообразованию.

1997

Начало «Евроопта»

Владельцы дистрибутора «Евроторг» открывают на улице Казинца в здании бывшей прачечной мелкооптовый магазин «Евроопт». С него начинается развитие крупнейшей на сегодняшний день розничной сети на белорусском рынке. Первые магазины сети в формате «у дома» появятся на базе арендованного у Павла Шумилова универсама «Таир» по улице Алибегова и универсама на углу нынешнего бульвара Мулявина.


фото: blizko.by

В этом году начинает деятельнось будущий продовольственный дистрибутор из первой шестерки - компания «Добрада».

1999

«Законное» ценообразование 

Квинтэссенцией стараний  властей, с начала 1990-х пытающихся взять под контроль цены и обуздать инфляцию, становится принятие в 1999 году Закона «О ценообразовании». Документ призван  усилить государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, нормативов и регулируемых цен и тарифов.

Законом предусмотрено, что регулируемые цены на товары или услуги должны устанавливаться на уровне, «обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки». Регулируемые цены применяются к товарам и услугам субъектов хозяйствования, которые занимают доминирующее положение на товарных рынках и включены либо в республиканский, либо в местные реестры монополистов и олигополистов. Также под полным контролем находятся социально значимые товары и услуги.

Принимается Концепция ценобразования в стране. Согласно ее положениям, наряду с республиканскими органами власти право регулировать цены и торговые наценки на социально значимые и некоторые другие товары получают местные органы власти. Министерства и ведомства наделены полномочиями ограничивать цены подведомственных предприятий. 

Формируется и собственно перечень социально значимых товаров и услуг (а также лекарственных средств), цены на которые регулируются Минэкономики и местными органами власти. В него входят в основном продукты питания - мука, хлеб и хлебобулочные изделия, молоко, кефир, сметана, творог, молочные смеси, мясные консервы для детского питания, говядина, свинина, сахар, заменители сахара для больных сахарным диабетом, картофель и плодоовощная продукция. Также в перечне - товары для детей и некоторые услуги.

Брестский путь ретейла    

В начале 2000-х годов завершается преобразование государственных, арендных и коллективных торговых предприятий в открытые и закрытые акционерные общества. Брест становится одним из пионеров акционирования торгов. В конце десятилетия практически все они станут частью национальных частных сетей.   

В этом году акционируется брестская государственная торговая фирма «Продтовары». Открытое акционерное общество «Продтовары» под руководством выпускника белорусского нархоза и депутата Брестского горсовета Михаила Козича становится одним из лидеров местного оптового и розничного рынков. Предприятие также открывает филиал в Минске и отделы оптовых продаж в Гродно и Гомеле, получает лицензию Министерства торговли на ввоз импортного алкоголя.

К концу 2000-х в Бресте появится несколько минских сетевых проектов. Кроме того, активно разовьет свой розничный бизнес под брендом «Санта» Александр Мошенский. В 2012 году он приобретет блокирующий пакет «Продтоваров», а до этого выкупит акции другого бывшего брестского готорга «Восток». В ходе массовой распродажи в конце 2000-х местный «Продсервис» перейдет в собственность «Родной стороны», «Алми» станет хозяином «Бреста Юбилейного». В 2014 году завершит процесс дележа брестских госторгов «Евроторг», который станет арендатором «Брест-Сервиса».

В число 50 розничных компаний с крупнейшим оборотом в начале 2010-х годов войдут свыше дюжины бывших госпредприятий: брестские «Продтовары» и «Брест-Сервис», «Веста» и «Витебские продукты», «Базис-Новополоцк», минские «Заводской райпищеторг», «Постторг», «Живинка», «Азарэнне» и «Зорина», борисовская «Веста», «Солигорскторг», речицкий «Торгсервис» и гомельские «Табаквинторг» и «Алеся».

2000

Проекты белорусских Березовских

Регистрируется еще одна компания из будущей большой дистрибуторской шестерки – «НП-Сервис».

На первом этапе ее владельцы Иван и Светлана Березовские налаживают деловые контакты с десятками поставщиков из Европы и СНГ. С середины 2000-х годов супруги, привлекая ресурсы через выпуск облигаций, сделают серьезные вложения в  торговую и складскую недвижимость в Минске и регионах.  В 2012 году Иван и Светлана Березовские купят у акционеров «Технобанка» крупнейший на тот момент региональный торговый центр («Секрет» в Гомеле), а в 2014 году связанные с ними структуры получат контроль над «Универсамом «Центральный».

С конца 2015 года «НП-Сервис» начнет розничный проект – откроет магазины под брендом «Домашний».

«Овощное» десятилетие

С 1996 года доля продовольственных товаров в общем объеме товарооборота начинает расти. В 1990 году она составляла 44,9%, а к 2000 году достигает рекордной отметки 60,7%.

Причем, за это десятилетие годовое потребление мяса и мясопродуктов на душу населения сокращается с 75 до 59 кг (медицинская норма – 80 кг), молока и молочных продуктов – с 425 до 295 кг (393), рыбы и рыбопродуктов – с 19,4 до 9,5 кг (18,2), сахара – с 48,7 до 34,9 кг (33),  хлебных продуктов  - со 126 до 110 кг (105), яиц – с 323 до 224 штук (294). Растет только потребление растительного масла – с 8,6 до 8,7 кг (13,2), овоще-бахчевых  культур – с 78 до 93 кг (124) и картофеля – с 170 до 174 кг (170). 

2001

Журавкова и «Белая Русь»

Начинается четырехлетний период диктата на рынке «Белой Руси» (2001-2004 годы), в течение которого ее менеджеры меняют и устанавливают свои правила в нескольких самых прибыльных секторах экономики Беларуси – на сахарном, табачном, рыбном, алкогольном, зерновом, нефтяном и других рынках.


Галина Журавкова, фото: bp21.org.by

Возглавившая  Управление делами президента Галина Журавкова прежде всего пытается взять под полный контроль сахарный рынок страны. С привлечением административного ресурса сахарные заводы переводят на переработку сахара-сырца, поставляемого в Беларусь дочерней структурой УДП – государственным производственно-торговым унитарным предприятием «Белая Русь».  Также компания пытается захватить оптовую реализацию сахара на внутреннем рынке и его экспорт. Это вызывает перебои с поставками в торговлю. Галине Журавковой пытается противодействовать группа чиновников из ряда ведомств, на предприятиях которых отражается деятельность «Белой Руси». Но они проигрывают. Летом 2001 года за перебои в обеспечении населения сахаром и скачок цен на него указом президента освобождаются от занимаемых  должностей министр торговли Петр Козлов, президент концерна «Белгоспищепром» Иван Шаколо и председатель правления «Белкоопсоюза» Виктор Владыко. Петр Козлов будет работать и консультировать частные бизнесы, занимающиеся инвестициями в торговую отрасль. В начале 2010-х годов он возглавит Ассоциацию организаций оптовой торговли.

Только арест и отставка Галины Журавковой в 2004 году остановит рост империи «Белая Русь».

Министр Куличков и расширение полномочий Минторга

Новым министром торговли в этом году назначается Александр Куличков – экс-помощник президента по экономическим вопросам. В советские времена он возглавлял Бобруйскую мебельную фабрику и производственное объединение «Бобруйскмебель», во времена независимости работал в Могилевском областном совете народных депутатов, а в 1994-1999 годах руководил Могилевской областью.  

В помощь Александру Куличкову указом президена расширяются полномочия Министерства торговли. В частности, на него возлагается курирование бытового обслуживания, координация внешнеторговой деятельности страны (включая  деятельность «Беларусинторга» и «Белагроинторга»), защита прав потребителей и контроль за рекламной деятельностью.

Табачный передел   

В ходе очередного распределения квоты на импорт табачных изделий (около 4 млрд штук) происходит резкое сокращение числа поставщиков. Из 20 компаний остаются семь игроков, причем два специализируются на завозе сигар и трубочного табака. Сужения круга поставщиков власти добиваются через введение индикатива в импорте: продавать импортные бренды на рынке можно, если стоимость пачки составляет более 26 центов.

На рынке остаются «ТиБ», «Дора-плюс», а компания «Бритиш-Американ Тобакко Трейдинг» убирает в цепочке «импортер-оптовик–розница» посредника («Интернел») и сама начинает заниматься поставками табачных изделей в ларьки и магазины.

Такая ситуация на рынке выгодна Гродненской табачной фабрике «Неман» и ее молодому частному конкуренту - белорусско-багамскому предприятию «Табак-Инвест». Изменением условий ввоза сигарет также пользуются «Белкоопсоюз» и «Белая Русь». Кооператоры получают квоту на ввоз «Балканской звезды», а президентская структура добивается подписания эксклюзивного контракта с JTI, потерявшей своих партнеров. В портфель JTI входит один из самых популярных на тот момент в Беларуси сигаретный бренд – Winston. 

Программная торговля

Стартует «Программа развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2001-2005 годы», подписанная годом ранее премьером Владимиром Ермошиным.  Это первая подобная программа в истории страны. Она разработана научно-исследовательским республиканским учреждением «Потребительский рынок и маркетинг», Минторгом и БГЭУ с учетом рекомендаций консультантов TAСIS и специалистов из Великобритании, Франции и Германии. В документе используются отдельные части из аналогичных программ, принятых для России и Москвы.

Одной из задач торговли на пятилетку провозглашается повышение в структуре продаж продовольствия доли более ценных в питательном отношении продуктов питания и сокращение доли алкогольных напитков. Наращивая продажи населению мяса, молока, яиц, рыбы и рыбопродуктов, овощей и фруктов и замедляя при этом темпы реализации хлеба и хлебопродуктов, сахара, картофеля, государство стремится улучшить структуру потребления продуктов питания.

За пять лет планируется увеличить среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов с 57 до 70 кг (85,4% рациональной нормы),  молока и молочных продуктов - с 301 до 403 кг (100%), яиц - с 226 до 272 штук (90,4%), рыбы и рыбопродуктов - с 6,4 до 13,0 кг (71,4%), овощей - с 93 до 105 кг (81,4%), фруктов и ягод - с 27 до 57 кг (68,7%).

В 2005 году будут подведены некоторые итоги. Потребление мяса и мясопродуктов на душу составит 61 кг, молока и молокопродуктов – 256 кг, яиц – 267 штук, рыбы и рыбопродуктов – 19 кг, овощей и бахчевых культур – 124 кг.

В программе определена и стратегия развития отрасли. «Процесс дробления и разъединения торговой сети, характерный для начального периода приватизации, должен смениться в направлении создания торговых сетей путем интегрирования хозяйственной деятельности различных торговых структур. Развитие торговых сетей является одним из путей сокращения неорганизованной торговли, повышения конкурентоспособности крупных торговых организаций», - резюмируют составители документа.

Бизнес «по-Соседски»

Столичный универсам «Веснянка» становится стартовой площадкой для розничного проекта группы белорусско-литовских инвесторов. Литовские бизнесмены Алма Яунцемене, Мариус Мацевичус, Арунас Папирас и их белорусские партнеры Олег Делендик, Максим Балашов и Александр Аванесов открывают первый магазин под символическим брендом «Соседи». 


фото: redprice.by

В ходе коммунальной приватизации позже они станут владельцами минской сети «Падзея», универсамов «Востокторг», «Сторожевское», «Наваколле», «Северный», «Гастронома «Шепичи», выкупят у главного осиповичского ретейлера Натальи Пахомовой ее магазины «Пахомовские», а после развала  «Родной стороны» - знаменитый «Юбилейный-92».

К 2016 году  число «Соседей» по всей стране перевалит за 55, также будут открыты эконом-маркеты под брендом «Тропинка». В настоящее время это один из десяти крупнейших розничных бизнесов Беларуси.   

Группе «соседей-бизнесменов» также принадлежат дистрибутор западных брендов «Стима», оптовый торговец фруктово-овощной продукцией «Фрутимпорт» и сети заведений общепита «Темпо пицца» и «Васількі».  

«Корзинки» Чернявского

В этом году стартует со своим первым розничным проектом «Корзинка» пока мало известный бизнесмен Игорь Чернявский.

С 1995 года в рамках компании НТС он поочередно занимается импортом консервов, алкоголя, дистрибуцией пива. С 2001 года созданная Игорем Чернявским компания «Современные розничные технологии» открывает «Корзинки» в Минске, Гомеле, Бресте, Лиде и Солигорске.

2002

Табачный декрет президента     

В этом году продолжаются радикальные перемены на табачном рынке страны, инициированные Управлением делами президента.

Президент подписывает декрет «О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий». Согласно нему «в целях усиления государственного контроля за производством, оборотом и потреблением табачного сырья и табачных изделий, защиты прав граждан, экономических интересов государства» создается спецгосреестр производителей, оптовых и розничных продавцов табака, расширяется перечень нарушений, при которых аннулируются лицензии, и объектов,  где запрещена розничная торговля. Декретом развивается система квотирования импорта табачных изделий. Квоты распределяет специальная межведомственная комиссия при Министерстве торговли.


фото: ru.wikipedia.org

Проведение очередного тендера на 2003 год задерживается из-за попытки Галины Журавковой сделать единственным поставщиком импортных брендов «Белую Русь». Попытка проваливается, но по итогам состоявшегося в конце года тендера «Белая Русь» получает половину из 3 млрд квоты. Доля крупнейшего ранее импортера «ТиБ»  сокращается в 2,5 раза до 650 млн штук сигарет. Вне списка счастливчиков оказывается  «Дора-плюс», представляющая в стране интересы и продукцию Reemstma. Немцы  вынуждены передать дистрибуцию своих брендов «Белой Руси».

После ареста руководителя и менеджеров «Белой Руси» в 2004 году ее место на табачном рынке заменит другая структура УДП – «Беларусьторг». Но значение импортного сегмента и размер квоты уменьшаются соразмерно росту объемов контрактного производства сигарет международных брендов на белорусских табачных фабриках. В 2006 году, когда, показав всем пример, BAT запустит производство Alliance в Гродно, импортная квота составит всего 1,5 млрд штук сигарет. Позже на «Табак-Инвесте» начнут выпуск продукции под своими брендами компании JTI и Imperial Tobacco (владелец c 2002 года - Reemstma). В 2005 году начнет переговоры о контрактном производстве в Беларуси мировой табачный игрок №1 – Phillip Morris.

Гипермаркетизация страны

В 1997 году польские инвесторы пытались построить первый гипермаркет в Беларуси. Был подготовлен проект для возведения объекта на пересечении проспекта Дзержинского и улицы Есенина, но полякам не суждено было стать первопроходцами в этом сегменте белорусской торговли.

Спустя пять лет, в течение 2002 года, Мингорсиполком на тендерах распределяет среди желающих площадки под строительство гипермаркетов. Они призваны стать символом победы цивилизованной формы торговли над архаичной, с которой ассоциируются рынки. Согласно разработанным стандартам столице необходимо как минимум 20 гипермаркетов, ассортимент которых должен насчитывать не менее 9 тыс. наименований товаров и при этом наполовину состоять из продукции отечественного производства.  Предписывается, что владелец может сдавать в аренду только пятую часть общих площадей, и что каждый месяц он должен отчислять 1% от товарооборота на развитие городской инфраструктуры. По оценкам, средний объем инвестиций в гипермаркет составляет 4,5-6 млн долларов, окупаемость наступает через 7-10 лет.

В этом году на тендерах распределяются 9 площадок под застройку, позже будут проданы еще 5. Среди застройщиков - компании «Баниар», «Белвиллесден», «Арвитфуд», «Белтяжмаш», «Торгоптима». Большая часть инвесторов идет в проекты, совмещая функции девелопера и ретейлера. Но есть и такие («Белтяжмаш»), которые в плане ретейл-наполнения рассчитывают на сторонние бизнесы. Переговоры с белорусским правительством о строительстве своего гипермаркета начинает европейский розничный гигант - немецкий конгломерат Metro. Но позже отказывается от этой идеи.              

Первый гипермаркет в рамках этой программы планируется открыть в конце 2004 года, большинство из первых девяти – в 2005 году. В 2016 году минские власти выскажутся за прекращение выдачи разрешений на строительство новых гипермаркетов в пределах МКАД.

«Сладкий» дистрибутор Сытько 

Крупные бизнесы по дистрибуции кондитерских изделий в 1990-е создают будущий оппозиционер Сергей Скребец (Торговый дом «БелБабаевское») и Сергей Черняк («Хартия»). В 2002 году у них перенимает эстафету Петр Сытько с сыновьями

Петр Сытько принадлежит к первой волне белорусских предпринимателей, сделавших бизнес на остатках советских материльно-технических ценностей. Их распродажей в начале 1990-х  годов он занимается в качестве директора Белорусского республиканского коммерческого центра. В 1999 году, в разгар борьбы за контроль над «Коммунаркой», по протекции тогдашнего главы концера «Белгоспищепром» Ивана Шаколо предприниматель становится директором этой кондитерской фабрики.    

В 2001 году новый фактический хозяин «Коммунарки» Марат Новиков увольняет чиновника, который подается в собственный бизнес и основывает компанию «Русские сладости». Сначала она специализируется на импорте в Беларусь продукции украинского концерна Roshen (в первую очередь с липецкой фабрики). Именно Петру Сытько принадлежит заслуга в построении одной из самых крупных и эффективных сбытовых сетей в сегменте. К концу 2000-х годов Roshen серьезно потеснит «Коммунарку» и  «Спартак» на внутреннем рынке, а Марат Новиков начнет переговоры о продаже своего бизнеса с владельцем Roshen Петром Порошенко. 

Постепенно кондитерский  портфель «Русских сладостей» разрастается за счет продукции других производителей и бакалейного ассортимента. Петр Сытько открывает собственную кондитерскую фабрику («Эскалье») и вместе с партнерами инвестирует в логистический бизнес («Компания ФСК Логистик»).

2003

Дело «Евроторга» и эмиграция Литвина и Василько 

Правоохранительные органы возбуждают дело в отношении хозяев «Евроторга». Сергей Литвин и Владимир Василько вынуждены покинуть страну. Поначалу они обосновываются в Польше.     

Официальным поводом для преследования довольно влиятельных бизнесменов (среди их лоббистов называется, в том числе, спикер нижней палаты параламента, земляк президента Владимир Коноплев) становится «дело «Рябушки». Диверсифицируя бизнес,  Сергей Литвин и Владимир Василько в 2002 году налаживают на территории СЭЗ «Минск» производство полуфабрикатов из американского, канадского и бразильского куриного мяса. 90% продукции уходит в Россию. Но следствие считает, что в рамках этого бизнеса владельцы «Евроторга» и их партнеры уклоняются от уплаты таможенных платежей «в особо крупном размере». «Дело «Рябушки» даже «переквалифицируется» в дело   «транснациональной преступной группировки», в которой вместе с бизнесменами могут фигурировать «высокопоставленные чиновники, лидеры преступных организаций СНГ и стран Западной Европы». По запросу белорусских органов Сергей Литвин и Владимир Василько даже временно задерживаются польскими властями.

К середине 2000-х годов бизнесменам удастся найти консенсус с властями Беларуси:   Сергей Литвин и Владимир Василько не появляются на территории Беларуси, но их бизнес успешно развивается здесь на аутсорсинге под управлением родственников (председателем наблюдательного совета «Евроторга» является брат Сергея Литвина – Александр) и менеджеров. В 2006 года владельцы «Евроторга» обоснуются в Литве, откуда управляют белорусскими активами и скупают европейские дистрибуционные бизнесы.  

Рыбные аппетиты Управделами 

Управление делами президента под руководством Галины  Журавковой вслед за сахаром и табаком берет под контроль импорт в Беларусь рыбы и рыбопродукции.

Указом президента «О государственном регулировании импорта, переработки, реализации рыбы и морепродуктов» в целях «обеспечения экономической безопасности республики» на УДП возлагаются «координация и проведение государственной политики в сфере импорта и реализации рыбы, морепродуктов и рыбопродуктов, а также ее переработки и  консервирования». Если раньше около 250 компаний покупали лицензии у государства, то с 2004 года их вместе с квотами на импорт и переработку океанической рыбы и морепродуктов распределяет УДП.

«Первая ларечная война»

Во второй половине года в Минске, согласно принятому годом ранее решению городских властей, убираются все ларьки, расположенные вне остановок общественного транспорта. Инициатором упорядочивания городской торговли и главным участником первой и вскоре второй ларечных войн становится председатель Мингорисполкома Михаил Павлов.


фото: intex-press.by

В год своего вступления в должность в 2000 году он начинает зачистку территории, прилегающей к Комаровскому рынку. С нее изгоняются продавцы промтоваров и торгующие с машин бакалейщики.  С 1 июля 2003 года вступает в силу решение города о ликвидации ларьков, которое коснется владельцев около 500 «комаровских» киосков, палаток и лотков. Часть из них навсегда пропадет, часть переедет в «Паркинг», «Импульс», «Экспобел», на «Ждановичи». Из 3 тыс. ларьков, которые работали в белорусской столице в 2000 году, после первой зачистки остается около 525 киосков,  около 100 стационарных и передвижных мини-кафе и свыше 800 плодовощных лотков. Под зачистку попадет уже крупная к этому времени сеть рыбных ларьков владельца «Виталюра» Александра Яцука. 


фото: onliner.by

В этом году минские власти также запрещают около 2 тыс. предпринимателям торговать на открытом воздухе кожаными, меховыми товарами, бытовой техникой, пивом и алкогольными напитками. На три зимних месяца вводится запрет на торговлю фруктами и овощами с лотков.

Вслед за столицей «антиларечная» кампания охватывает другие города страны. 

Первый «Рублевский» 

В конце 2003 года на 2-м переулке Багратиона открывается первый в стране сетевой продовольственный магазин в формате «у дома» «Рублевский». Это – розничный проект однокурсников и дистрибуторов товаров FMCG Сергея Ткачука и Георгия Рогазинского и примкнувшего к ним позже Алексея Лойко.


фото: redprice.by

Георгий Рогазинский отвечает в совместном бизнесе именно за розницу. Для управления совместным дистрибуционно-розничным бизнесом создается RTL-Holding, в названии которого заложены первые буквы фамилий его совладельцев.

Продолжительное время «Рублевский» - исключительно столичный проект. Только в 2009 году бренд выходит за пределы МКАД, появившись в Гомеле.

“Радзивилловский” Столярского 

В этом году на базе оставшегося без владельцев и простаивавшего два года бывшего  универсама “Дрозды” коммунальное предприятие “ТЦ Радзивилловский” запускает универсам “Радзивилловский”. В 2000-х годах это один из лучших торговых объектов столицы.


фото: tut.by

Расцвет предприятия связан с именем его директора Александра Столярского. Он имеет два образования – педагогическое и торговое, торговую карьеру начинает с простого продавца, отдав отрасли почти 30 лет.  

В начале 2010-х еще один “Радзивилловский” откроется в подземном торговом центре “Столица”. Потом минские власти передадут коммунальной компании бывший универсам “Столичный” возле ЦУМа. В ее управлении находится и несколько точек общепита – сеть бистро “Маэстро”, ресторан “Троицкий” в исторической части города.

В 2015 году минские власти присоединят к “Радзивилловскому” около 25 магазинов, принадлежащих столичным организациям (“Партизанское”, Минская овощная фабрика, Минский парниково-тепличный комбинат), а также несколько кафе и Минский хладокомбинат №1.

«Государственная торговая сеть будет выполнять прежде всего социальную функцию. Стратегическая цель ее создания и развития – обеспечение продовольственной безопасности столицы, увеличение продаж отечественных товаров, снабжение населения качественными и недорогими продуктами питания в широком ассортименте, а также создание конкурентной среды для розничной торговли с частным капиталом, что позволит не допустить резкого роста цен на продовольствие», - такие задачи ставит перед предприятием Мингорисполком. 

Планируется передать под контроль «ТЦ Радзивилловский» другие государственные торговые активы. Но это произойдет уже без уволившегося Александра Столярского.

«Штопор» Бураковского

Известный в начале и середине 1990-х годов зачетчик Иван Бураковский, создавший в 1998 году в рамках многопрофильной компании ОП НИИ ПКД одного из крупнейших на рынке импортеров алкоголя, открывает напротив Центрального железнодорожного вокзала винный бутик «Штопор».


Иван Бураковский, фото: nn.by

К настоящему времени он прекратил существование, но  до сих  пор «Штопор» остается крупнейшей в стране (по торговым точкам и обороту) специализированной винной сетью.

2004

Национальная продовольственная безопасность

Совет Министров принимает разработанную Национальной академией наук Беларуси  Концепцию продовольственной безопасности страны.

В ней решение проблемы национальной безопасности сводится к двум направлениям. Первое – это «поддержание  снабжения продуктами на уровне, достаточном для здорового питания», второе – «устраненение зависимости от импорта и защита интересов производителей продукции». Согласно документу, удельный вес импорта продовольствия в структуре товарооборота продовольственных товаров не должен превышать 25%. Качество работы Минторга измеряется этим же показателем. В 2010 году доля импорта в этом сегменте составляет 14,3%.

В концепции отмечается, что «для  условий  Беларуси девять групп продовольственных товаров (молоко,  мясо,  яйца,  хлеб,  картофель, масло растительное, плоды, овощи,  сахар) и продукты их переработки в рационе питания населения обеспечивают на 90%  потребность в калориях и на 85%  -  в основных пищевых веществах». 

Региональные сетевики

Частные розничные бизнесы «с нуля» начинают зарождатся и в регионах. В 2004 году создают компании независимые ретейлеры Солигорска и Жлобина – Андрей Заяц (Торговый дом «Радуга-Свет») и Александр Руленков («ТС Продмир»).

«Торговый дом «Радуга-Свет» и «Торговая сеть «Продмир» к концу 2000-х годов входят в топ-50 крупнейших продовольственных ретейлеров страны по розничному обороту. В топе есть и другие регионалы - полоцкий «Ресттрэйд» (бренд «Дионис»), могилевские «Квартал» и «Рольф Трэйд» («Перекресток»), витебская «Ника», брестские  «Санта» и «Ассорти», новогрудский «КомРадТорг».

Литовская «Златка» 

Вторым после Sidis иностранным инвестором, решившимся на инвестиции в розницу Беларуси, становится литовская компания Baltic Master. В течение 2000-х годов она открывает несколько магазинов под брендом «Златка» в Минске, Солигорске, Барановичах и других городах. В начале 2010-х годов «Златка», несмотря на относительно небольшой охват, входит в топ-25 крупнейших республиканских сетей по обороту.

Одну из «Златок» в городе белорусских шахтеров заменит в 2012 году гипермаркет Green. Его владелец Геннадий Кирейков действует в связке с российско-казахстанско-белорусским девелопером “Рапа”. К 2016 году  будут открыты еще два Green в Минске и Витебске. Ключевой задачей сети названа доступность ее магазинов «для каждого жителя городов Беларуси с населением более 50 тыс. человек» к 2018 году. Также Геннадий Кирейков инвестирует в fashion-торговлю. 

Продолжение следует ...

  

 
Теги: Брест, Витебск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Первая ларечная война», первые «Евроопт», «Соседи» и «Рублевский», как напугала бизнес и чиновников Галина Журавкова, - в продолжении проекта EJ.BY и его генпартнера...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика