"Маленькие монстрики". Как дети из глубинки уехали учиться в Минск, чтобы побеждать. 21.by

"Маленькие монстрики". Как дети из глубинки уехали учиться в Минск, чтобы побеждать

23.11.2016 06:04 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Пятиклассники живут без родителей в общежитии в Минске, много тренируются, часто дерутся и встречают известных спортсменов и политиков. SPORT.TUT.BY рассказывает о талантливых ребятях из белорусской глубинки, которые ради учебы в спортивном классе уехали в столицу.


Эксперимент в училище олимпийского резерва, детские шалости

Фильм про звезд футбольного клуба «Манчестер Юнайтед» Дэвида Бекхэма, Райана Гиггза, Пола Скоулза, Ники Батта, Фила и Гари Невилл получил название «Класс 92». Он рассказывает о поколении игроков, которое выиграло для этой английской команды множество трофеев. У детей из экспериментального класса в Республиканском государственном училище олимпийского резерва побед пока немного, а неформальное имя они получили уже в первый год обучения.

— Мы шутим, называя ребят «маленькими монстриками». Они, правда, очень энергичны и любознательны. Скучать и расслабиться нам не дают, — признаётся классный руководитель 5 «А» Людмила Матющенко.

Она добавила, что старшеклассники в восторге от идеи набрать в училище малышей и проявляют о них заботу: придерживают двери в коридорах, помогают с уроками в общежитии.

Матющенко работает в РГУОР девять лет. На ее памяти это первый набор пятиклассников в училище. Зачастую сюда приходят на девятый год обучения в школе и последующие.


История каждого ребенка из 5 «А» начинается с участия в соревнованиях среди учеников начальной школы «300 талантов для Королевы». В прошлом году прошел первый подобный конкурс, где по возрастам выявляли лучших в скрестных прыжках, метании мяча из-за головы, барьерном беге на 30 м, эстафетном беге 8×50 м.

— Домой пришло письмо о том, что меня приглашают на учебу в училище олимпийского резерва, — это пример Ильи Параманчука из Несвижа. — Родители спросили, хочу ли я поехать. Я сначала сомневался. Боялся, что мне здесь не понравится. Оказалось, что все хорошо.

Списочный состав класса — 20 человек. Минчане в нем — это три гимнастки, девочка-синхронистка и одна легкоатлетка. Все остальные приехали из глубинки. Именно на них рассчитана легкоатлетическая академия — еще одно второе имя 5 «А».

— Лидеры здесь все, и если кто-то еще не успел проявить себя, это еще не значит, что он не хочет им стать, — говорит Людмила Матющенко. — Идет притирка, происходят конфликты — столкновения по неосторожности. Дети прощупывают друг друга.


За первую четверть пятиклассники разбили два окна. Об этом, а также о том, кто кого и в какое место ударил, и других проступках дети охотно рассказывают.

— Это случилось на первой неделе учебного года. Полина Грядовка и Камила Дрозд обмазали краской одну девочку. Измазали ей лицо гуашью, — выдала секрет подруг Илона Фей из деревни Глухой Ток.

— Я просто нарисовала черточку красным цветом, — взяла слово Камила Дрозд из Кричева. — Родители меня отругали за этот поступок, хотя он был сделан в ответ на то, что эта девочка измазала нас тюбиком пасты. Она мне сделала чуть-чуть, а я ей — гадость побольше.

— А вы что думали? Чтобы нас успокоить, надо звать главного воспитателя всего общежития Алину Александровну, — пожала плечами Полина Буденис из Могилева.

Несмотря на проблемы с дисциплиной, класс демонстрирует высокую успеваемость.

— Средний балл по классу за первую четверть — 7,5, а это второй результат в училище. Допускаю, что учителя лояльно отнеслись к малышам. Они не хотели напугать их в самом начале обучения. Ведь на самом деле процесс адаптации для ребят проходит сложно, и к началу второй четверти он не завершился. С классом работает психолог, — констатирует классный руководитель.


Факторы, которые осложняют адаптацию, Людмила Владимировна ранжирует следующим образом:

— На первом месте стоит факт изъятия детей из семьи. Никто из них не имел раньше опыта поездок в летние лагеря или санатории, где бы они оставались без родителей. Когда я узнала об этом, поняла: «Печалька наступила!». Сейчас для наших детей видеть маму и папу всего несколько раз в месяц — это стресс.

Потом — они переходят из начальной школы, где за ними был закреплен один учитель, в среднюю. Дети знакомятся с новыми учителями, предметами, что также для них ново.

Шестеро приехали из белорусскоязычных школ, у них было по пять человек в классе. Этим ребятам еще сложнее. Им нужно перестроиться на работу на русском языке и в большом коллективе, не обращать внимание на подколки одноклассников по поводу произношения.

Вот и получается, что иногда дети тоскуют по родителям и просятся домой.

Игровая форма обучения, дети в общежитии

В прошлом учебном году Людмила Матющенко выпустила класс, в котором учились игрок в настольный теннис Дарья Триголос и теннисистка Ульяна Гриб. Обе закончили школу с золотой медалью, а также выигрывали медали первенств Европы в своих возрастах. За успехами Ульяны Гриб лично следила экс-первая ракетка мира Виктория Азаренко.

Теперь Матющенко взялась за малышей.

— Классное руководство 5 «А» мне досталось, наверное, потому, что по первому образованию я учитель начальных классов, — рассуждает учитель географии, которая специально для нового класса читает курс «Человек и мир». — Перед встречей с ребятами вспомнила о психологических особенностях этого возраста. То, как разговаривать с детьми, как через игру выстраивать учебный процесс.





Примером такой организации работы явился классный урок, на который мы попали. Он проходил 20 ноября, во Всемирный день ребенка. Теме прав и обязанностей ребенка была посвящена «Своя игра» с Людмилой Владимировной.

— «Конвенция о правах ребенка. 50», — выбрали категорию и стоимость вопроса ребята из команды «Мастера».

— Коля, Света, Вася, Лиза, Лена, Марина, Кристина, Никита, Егор, Валя, Семен, Саша, Надя, Федя… Что это за право? — спросила учительница.

— Право на имя! — досрочный ответ принес «Мастерам» 50 баллов.

Вторая команда, принимавшая участие в игре, отквитала отставание, когда с помощью статей из Всеобщей декларации прав человека верно ответила герою сказки «Волк и семеро козлят» на просьбу отворить двери.

Учитель, как и воспитатель в общежитии, и тренер, помогает родителям следить за развитием детей. От них они узнают последние новости об успеваемости, поведении и спортивных достижениях.

До первого урока, который начинается в 11.15, дети завтракают, проводят уборку комнат в общежитии, занимаются самоподготовкой или в кружке. После окончания уроков за ними приходит тренер. Он сопровождает детей на легкоатлетический манеж или бассейн при столичном спорткомплексе «Олимпийский». До отбоя в 22.00 дети ужинают, выполняют домашнюю работу, снова убирают в комнате или отдыхают. Свободный от учебы и тренировок день у ребят всего один в неделю.





Дети проживают в блоках на две комнаты. В каждой из них — три спальных места. За чистотой и порядком в комнатах следит староста класса Полина Селиванова, она родом из поселка Дружный.

— Вечером нужно пройтись по всем комнатам и выставить одноклассникам оценки за уборку в комнате — от пятерки до единицы, — объяснила Селиванова. — Обычно ставлю пятерки, потому что у ребят чисто в комнате. Когда вечером они не успевают из-за домашнего задания навести порядок, то прошу воспитательницу Анастасию Дмитриевну дать им второй шанс, чтобы они прибрались утром. Меня же оценивает воспитательница. Все честно.

Полина Селиванова пользуется авторитетом в классе благодаря поставленному голосу и организаторским навыкам.

— Меня как-то все слушаются, — нескромно заявила 10-летняя девочка. — Еще в первый день мальчики огрызались со мной, но я быстро им рты закрыла. Что сделала? Накричала на них очень громко. Ну и еще повела девчонок из своей комнаты — Илону, Лизу, Дашу, Полину — знакомиться с другими ребятами на этаже. Многие стеснялись подойти первыми, но мы быстро справились с задачей. Уже на следующий день общались, и пошло-поехало.

Место, в котором пятиклассники выполняют домашнюю работу, в общежитии называют «стекляшкой». По вечерам здесь людно. Воспитатель следит за тем, чтобы «монстрики» ответственно подходили к вопросу самоподготовки.

— Помогаем друг другу, бывает, списываем, — хихикает Селиванова. — Дать другу переписать — это же тоже помощь?

— Воспитатель говорит, что лучше давать списывать, чем не давать, — тогда ты будешь в центре внимания, — с верой в установку педагога говорит Полина Грядовка из Орши.


Грядовка показывает лучшие результаты в учебе в этом классе. Ее средний балл — 8,9.

— Я всегда была отличницей, потому что с учебой мне помогает мама, — объясняет девочка. — Сейчас, когда мы далеко друг от друга, она проверяет мою домашнюю работу по фотографиям, которые я ей высылаю. Если я сделала что-то неправильно, то мама присылает правильный ответ. Это помогает запомнить то, в чем я ошиблась.

С наступлением 22.00 активность пятиклассников разве что немного снижается.

— Можно закрыть комнату на ключ, кричать изо всех сил, балдеть, а потом тихонечко открыть дверь и сделать вид, что мы спим, — усмехнулась Полина Буденис.

— Ага, понятно! — тренер Кирилл Карпович, который подслушал интервью подопечной, взял этот прием на заметку.

Рекорды детей, подарки от звезд спорта и политиков

Людмила Владимировна гордится успехами РГУОР. Кстати, 50-летний юбилей учебное заведение отметило 4 ноября.

За годы работы РГУОР его выпускники завоевали 100 наград на Олимпийских играх. Первая — на счету гимнастки Антонины Кошель. Она стала чемпионкой в Мюнхене-1972. Последнюю на данный момент медаль РГУОР принесла пловчиха Александра Герасименя, которая выиграла серебро в Рио-2016.

Ученикам 5 «А» Людмила Матющенко обо всем этом уже рассказала.

— Говорю им: «Ребята, а ведь кто-то из вас тоже станет олимпийским чемпионом. Посмотрим кто?». Лес рук поднялся. Все сказали, что это он или она — именно тот, кто добьется этого. Конечно, я буду рада, если все они выиграют медали Олимпиады, но скажу им так — не замотивирую. Они должны понимать, что олимпийская награда — это сверхзадача, которая потребует от них немало труда.


— Они еще мало повидали в своей жизни, но уже думают, что являются лучшими в мире, — признает звездную болезнь детей тренер Кирилл Карпович.

Историями о своих подвигах дети подтверждают слова наставников.

— Я постоянно первая на длинных дистанциях, — утверждает Полина Буденис. — Это редкий случай, когда я прихожу к финишу второй или третьей. Однажды даже лила слезы из-за второго места на тренировке!

Илона Фей, Камила Дрозд и Полина Грядовка считают, что Полина Буденис сильно преувеличивает, когда говорит об успехах в беге на 500 метров.

— Мы с Полиной прибежали вместе, но Кирилл Викторович сказал, что, если бы был фотофиниш, то победу присудили бы мне, — стоит на своем Камила Дрозд. — Радовалась успеху, как будто выиграла Олимпиаду! Тренер же записал нам обеим первое место, чтобы Полина не обиделась.

В это время юный метатель Илья Параманчук, который отправляет учебный снаряд за отметку в 50 м, усмехается своему преследователю Никите Филипповскому из Кричева.

— Нет, он никогда меня не перебросит, — ехидно заявил Илья.

Никита предпочитает не спорить на эту тему. По вечерам он дополнительно качает пресс, чтобы стать сильнее.





— Скрестные прыжки — это когда тренер считает количество кругов за 15 секунд. Я успеваю сделать почти 8,5 круга и всегда побеждаю, — говорит Камила Дрозд.

— А у меня рекорд среди девочек в классе, и он равен рекорду среди мальчиков, а это 4,8 секунды на дистанции 30 метров, — хвастается Полина Селиванова. — Хочу бегать спринт с барьерами, как Эльвира Герман, которая бьет ранние рекорды Алины Талай. Нам, кстати, иногда ставят барьеры на тренировках, и у меня получается бежать быстро и не ронять барьеры.


Пятиклассникам понравилось давать интервью. Они просили задавать им больше вопросов.

— На прошлом занятии Кирилл Викторович дал задание бежать спринт, — вспоминает Полина Буденис. — Когда я несколько раз прибежала последней, очень расстроилась и расплакалась. На этой тренировке присутствовал Вадим Девятовский. Он, вроде бы, общался с телевидением. Вадим Анатольевич увидел мои слезы и пришел успокаивать.

— Что он говорил? — спросили мы.

— Что только ты сама себе соперник. Ты не должна плакать, а делать все, чтобы ставить лучшие результаты.

По словам тренера Кирилла Карповича, ребята из 5 «А» каждый месяц сдают нормативы. За проверочные тесты они получают очки, которые идут в общий зачет класса. Таким образом организовано соревнование в тренировочном процессе.

— Если ты становишься последним, то это очень обидно, — считает Полина Селиванова. — Мы же спортсмены — для нас это такое же поражение, как и в спорте.

В ноябре лучший атлет в классе получит подарок от чемпионки мира в беге на 800 м Марины Арзамасовой, которую ребята встретили в легкоатлетическом манеже в «Олимпийском». Марина и ребята проводили параллельные тренировки.

— Подарок? Это будут лосины или какой-то костюм от Марины Арзамасовой. Стараюсь сейчас изо всех сил. В сентябре была восьмой, а в прошлом месяце — второй, но, конечно, очень сильно хочу быть первой, — выразила общее желание Полина Буденис.

Каждый месяц в 5 «А» проходит командное собрание под названием «День именинника». С подарками в класс приходит руководитель федерации легкой атлетики Вадим Девятовский и один из авторов проекта «300 талантов для Королевы». Дети едят сладости и пьют чай в компании чемпиона мира и призера Олимпийских игр в метании молота.

А в начале второй четверти с экспериментальным классом познакомилась заместитель премьер-министра страны Наталья Кочанова. Она подарила детям спортивные костюмы.

— Ребята сказали ей, что хотят остаться учиться в училище, — резюмировала Людмила Матющенко. — А еще — что мечтают о победах и интересуются Европейскими играми, которые пройдут в Минске в 2019 году. Пока не понимают, что еще малы для того, чтобы выступать на таких соревнованиях.


— Мы готовим детей к дальнейшей специализации, — пояснил суть работы с пятиклассниками Кирилл Карпович. — Стараемся дать им разностороннюю подготовку, чтобы на следующем уровне они справились с требованиями тренера. Со следующего года ребята будут закреплены за старшими тренерами из разных дисциплин. Надеемся, что такой основательный подход с нашей стороны позволит им добиться большего, нежели если бы они остались дома — на периферии.

 
Теги: Минск, Могилев
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
SPORT.TUT.BY рассказывает о талантливых пятиклассниках из белорусской глубинки, которые ради учебы в спортивном классе уехали из семей в Минск. Теперь они живут в...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика