Психолог о нормальных отношениях с едой: "Не сражайтесь с весом"
18.02.2018 08:40
—
Разное
|
GO.TUT.BY публикует главу из новой книги клинического психолога Юлии Лапиной « ![]() Людей учат враждовать с голодомПредставьте себе типичную рекламу о похудении: стройная красотка со следами ретуши на глянцевом лице наделяет некую еду магическим свойством — еда обещает «контролировать голод», «обмануть голод», «отвлечь от голода» и т.п. Что угодно, но не утолить и насытить. Контролировать голод. Лет 50 назад люди просто не поняли бы эту фразу. Людей (особенно женщин) учат враждовать с голодом, рассматривать его как проблему, опасность, которую необходимо «контролировать». Диетическая индустрия говорит, что голод нужно обманывать («Больше пейте, когда хочется есть»), не доверять ему («В большинстве случаев голод — это жажда»), обуздать или игнорировать его. Но никогда не удовлетворять! С этими рекламными установками мы забыли, что голод играет важную роль — Наконец, третья роль голода: его удовлетворение дает нам возможность чувствовать связь с другими людьми, еда — это социальный акт. Недаром у тех, кто страдает расстройством пищевого поведения, разрушаются не только отношения с едой и телом, но и с социумом. Если боишься голода, то тебе будет страшно ходить в гости: ведь при виде накрытого стола голод будет терзать тебя еще сильнее. Когда человека Голод, жажда и усталость — это важные сигналы, которые нельзя игнорироватьНо диетическое поведение — лишь современный социальный стереотип. Какое животное будет добровольно голодать? Вы когда-нибудь видели собаку, которая хлебала быводу, чтобы погасить аппетит? Или кошку, которая среди великого разнообразия нормальной еды выбрала бы себе на обед лишь кошачью жвачку? Голод, жажда и усталость — это важные сигналы, которые нельзя игнорировать. Они существуют для того, чтобы мы удовлетворяли базовые нужды тела: достаточно Но оно не может так вот запросто приспособиться к постоянно меняющимся стандартам внешности. Вы согласились бы принимать лекарство, у которого есть масса побочных эффектов, включая раздражительность, головокружение, чувство усталости? При этом его следует очень долго принимать, прежде чем оно избавит вас от проблемы, да и то лишь на 3−5%, а 95−97% того, с чем вы боролись, вскоре вернется. А когда вы в следующий раз начнете прием этого лекарства, его эффективность будет еще ниже, если будет вообще. Так вот, диеты и есть это лекарство. Но диетическая индустрия не анализирует подобные факты о диетах. Зачем? Проще обвинить клиента: «Ваше тело просто неправильно реагирует на наше прекрасно лекарство. Купите его снова и попробуйте еще раз». Диеты как типично языческая религия![]() Фрейд в своей знаменитой работе «Тотем и табу» (1913 год) прекрасно сформулировал мысль, что потребность в запретах заложена в психике любого человека и является ее врожденным свойством. Запрет — внутренняя потребность и инструмент стабилизации внешнего хаоса. Причем предмет запрета не имеет большого значения. Фрейд приводит интересное сравнение: неважно, запрещено ли вождю трогать горшок, в котором готовится еда для всего племени из-за опасения, что его сила передастся вареву и убьет едоков, или это навязчивая боязнь тревожного человека прикасаться к вещам умершего — в любом случае речь идет о вере в ритуалы, которые могут спасти от устрашающего объекта (в данном случае — смерти). Потребность в запретах, включенная в базовую комплектацию нашего ДНК, как Windows, предустановленный в компьютере, не может простаивать без дела. Она обязательно сотворит себе кумира, а вдобавок — целый языческий религиозный культ. В наше время это диеты. Почему же диеты — типично языческая религия? Потому что у них есть главный признак культа: длинный список табу, необъяснимых и часто противоречащих друг другу. Чего стоит один только запрет не есть после шести или не есть продукты, количество калорий в которых неизвестно. Существует разрешенная и запрещенная еда, и если вы поддадитесь искушению и съедите пирожное, его придется «отработать» (искупить грех). — А могу я съесть творог 0% жирности? Сейчас ведь только 19.30? — Нельзя, уже поздно. — Но у меня дети, работа, помилуйте, я не успела поужинать раньше! Я есть хочу! — Терпи и искупай грех свой голодом. Я не выдумала этот диалог: такие можно встретить на любом «диетическом» форуме. В глянцевых журналах часто встречается интерпретация такой мысли: «Не наказывайте себя за съеденный эклер дополнительными нагрузками — ограничьтесь угрызениями совести». Угрызения совести за эклер? Перед кем же вы провинились и за что должны себя наказывать? Разве вы украли это пирожное? Конечно, соблюдение ритуалов успокаивает, стабилизирует тревожную психику, а расстройствами пищевого поведения страдают в основном чувствительные, возбудимые люди, которых многое тревожит и которым трудно вернуть эмоциональное равновесие. Здесь-то и открывается простор для древних механизмов психики: что тут у нас есть похожее на старое недоброе язычество? Да вот же оно, узнаю! Дайте Так где же выход?Чтобы оставаться в здоровом и стабильном весе (который может быть не таким низким, как хотелось), нужно научиться слышать, сколько и какой еды требуется телу. И давать ему ее. Это единственное условие, при котором ваше тело не будет бороться и отвоевывать обратно свои килограммы. Перестаньте сражаться с весом, и вы обнаружите, что вес перестал сражаться с вами. Переосмыслите влияние диетического культа на восприятие образа своего тела и поймите, есть ли у вас расстройство пищевого поведения. Если есть, по возможности обратитесь за профессиональной помощью. А закончить я хочу цитатой из книги Эллин Саттер (Ellyn Satter) «Секреты питания здоровой семьи: как есть, как вырастить хороших едоков, как готовить» (Secrets
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
GO.TUT.BY публикует главу из новой книги клинического психолога Юлии Лапиной "Тело, еда, секс, тревога" с объяснениями того, как оставаться в здоровом и стабильном весе.
|
|