"Лицо": 6 из 10. Польский фильм о том, как изуродованному юноше пересадили чужое лицо
26.04.2018 07:21
—
Разное
|
В минском прокате неожиданным образом оказалось польское остросоциальное и сатирическое кино о вере, религии и гуманизме —
Открывающая фильм сцена была встречена на премьере на минувшем Берлинале гомерическим хохотом. Полуголые поляки, дерущиеся за телевизор на скидке во время «голой распродажи». Что может быть дальше от религиозного общества, чем это. И уже в следующей сцене мы видим стройку на польской границе, где пытаются возвести самую высокую статую Иисуса Христа — «наш Христос будет даже выше, чем в Рио-де-Жанейро». Тема веры и религиозности для поляков всегда была краеугольной. И в «Лице» Шумовска анализирует, как народ запаивает веру в камень и как уживаются варварство и религия в современном обществе. Главная проблема в этом всем, что каждая метафора в «Лице» подается в лоб, параллели очевидны и предсказуемы. Хотя, возможно, именно на таком языке и стоит говорить с людьми, которые вызывают священника, чтобы тот изгнал бесов из сына просто потому, что ему пересадили чужое лицо. Творящееся кругом мракобесие, о котором регулярно сообщается в новостях, — еще одна причина не снимать фильм Шумовска со счетов. Любопытно, что сами того не зная, власти города Свебодзина, где в реальности стоит та самая статуя Христа, привлекли внимание СМИ и общественности к своему городу. Польские журналисты Но вернемся к фильму. Пусть с точки зрения социальной «Лицо» рассказывает о вере, но с психологической и экзистенциальной — о вечном человеческом одиночестве. Яцек после своей большой беды остался один. Но не наедине с самим собой, как привычно говорить, а совсем один с чужим лицом. Потеря идентичности — еще одна тема, которая вскользь пройдет в «Лице», но останется одной из самых актуальных в разговоре о национальности и самоопределении. Польское кино 90-х часто поругивали за то, что режиссеры-индивидуалисты были сосредоточены на своем камерном мире с отступлениями как раз об идентичности и игнорировали общественную повестку. Что ж, последние фильмы Агнешки Холланд, Марии Садовской и Малгожаты Шумовской с лихвой компенсируют все пробелы и бьют по актуальной повестке. Другой вопрос, что, обратившись к социальным проблемам, польские режиссеры все чаще пытаются встать над ними, найти виноватых и указать на них пальцем. «Лицо» не заставляет рефлексировать, что не так в нас самих, оно призывает с иронией смотреть на то, что не так с остальными. С теми, чьи карикатурные образы предстают на экране: с фанатичными католиками, пустыми чиновниками, скандальными СМИ. Посмеяться над ироничными выпадами и с легкостью разделить черное и белое — задача простая, но бесполезная. Когда зрительский нерв после фильма раз за разом остается в расслабленном состоянии, он атрофируется. А для поддержания его в состоянии покоя за океаном давно придумали «Трансформеры», а где-то ближе — возможно, слишком близко — все еще снимает Сарик Андреасян. Белорусскому кино невозможно равняться на американское и сложно — даже на российское. А вот на литовское или, скажем, польское — в самый раз. И несмотря на все проблемы нового фильма Шумовской, она с каждой своей работой попадает на Берлинский кинофестиваль. А «Ида» Павла Павликовского выигрывает «Оскар» как лучший иностранный фильм. «Золото «Лiстапада», кстати, тоже (не хочется напоминать о том, что белорусское кино в основном конкурсе белорусского фестиваля последний раз было в 2010-м году). Польский опыт не панацея, но верный ориентир для молодых режиссеров, зрителей и тех, кто отвечает за «поддержку национального кинематографа». И даже тех, кто не отвечает: скажем, власти Лодзи взяли на себя часть финансирования «Иды», «Лицо» же вовсе финансировало польское Министерство культуры.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
AFISHA.TUT.BY считает, что негуманно было бы лишать вас такого удовольствия. А сами вы на это кино вряд ли пойдете.
|
|