Олег Хусаенов о преимуществах ИТ-аутсорсинга и «аватаре» для реального сектора
26.04.2018 17:42
—
Разное
| ProBusiness
Источник материала: ProBusiness Как Беларусь может использовать свой потенциал в ИТ и почему именно аутсорсинг может быть наиболее перспективным направлением для нашей страны. Как традиционным бизнесам успешно пережить диджитализацию, чтобы не отстаться в прошлом. Своим мнением по этим актуальным темам на крупнейшем форуме HI-TECH NATION поделился основатель компании «Зубр Капитал» Олег Хусаенов. Вот его ключевые мысли. Организатором форума выступил «Про бизнес». Генеральным партнером события — — Я с большим оптимизмом смотрю в будущее и вижу, что те изменения, которые происходят в мире и в нашей стране, — это те изменения, которые помогут предпринимателям, активным людям занять свое место в жизни, а это значит — получить своих клиентов, свою новую прибыль, сделать свою компанию лучше. За счет чего? Компания «Зубр Капитал» инвестирует и в ИТ-компании, и в традиционные бизнесы. Вот какие перспективы я вижу для обоих сегментов. Возможности для белорусского ИТ-аутсорсингаНа мой взгляд, ИТ-аутсорсинг по-прежнему привлекателен. Что сейчас происходит? Мы видим глобальную диджитализацию всего мира, трансформацию компаний — от «бумажных» к диджитал. Да, еще есть компании старого уклада, и такими изобилует постсоветское пространство, — в них все еще много и документооборота, и накопленных знаний, и баз данных — все в бумажном виде. Но есть на наших просторах и компании, которые умудрились сделать большой прорыв: они создали такую архитектуру, при которой есть сервер, десктопы, все это соединено в сети, и даже с помощью VPN-канала. Но мир не стоит на месте, мир движется к другой архитектуре: когда все данные, все серверы располагаются в «клауде», в облаке, а сотрудники и клиенты пользуются всем этим на мобильных устройствах. Правда, такая трансформация в компаниях традиционного сектора происходит в первую очередь на западных рынках. И здесь есть потребность в разработке продукта, его кастомизации под клиента — конкретно для этой компании и конкретно для этого клиента. Им нужно все больше программистов, которые будут заниматься этим. А их не хватает. Уже сейчас дефицит разработчиков составляет порядка 1 миллиона человек. Спрос на них растет — а, соответственно, растет и стоимость их работы. Вот средние заработные платы программистов по регионам ($ тыс. в год) В 2016 выручка на рынке аутсорсинга А вот пример ИТ-компаний из СНГ, которые смогли в мировом распределении рынка занять лидирующие места: Этих компаний не так много — а это значит, что для других белорусских компаний, которые хотят заниматься аутсорсингом, есть возможности на этом рынке. Но программистов нужно все больше. Увеличение их количества в стране приведет к большому эффекту для экономики. Сейчас у нас порядка 100 000 ИТ-девелоперов суммарно — и они генерируют 5% ВВП страны. Если просто взять и увеличить количество этих людей в 4 раза — соответственно и ВВП страны может вырасти до 25%. И для этого базовые условия в Беларуси, на мой взгляд, созданы. У нас есть компании, способные привлекать молодых людей для того, чтобы их обучать. Есть учебные заведения. И, самое главное, создан определенный имидж — в Беларуси быть айтишником круто. А я могу сравнивать с другими странами. Там у молодых людей, заканчивающих школы и университеты, совсем другие желания и стремления. Беларусь как страна этим выгодно отличается и может этим воспользоваться. К тому же, мы можем извлечь выгоду из невыгоды. Что я имею в виду? 1. Россия сейчас под санкциями. А там тоже хороший базовый уровень образования. И там есть ребята, которые тоже не хотят остаться на обочине. Живя в Новосибирске, Барнауле, Омске, они тоже хотят работать на передовые компании, такие, как Facebook, Google. Почему бы не привлекать этих людей в Беларусь? 2. Сейчас происходят такие изменения: индустриальным предприятиям нужно все меньше и меньше работников. Если мы сможем благодаря программе Декрета ПВТ 2.0 перестроить образование таким образом, что люди смогут переучиваться на айти, это приведет по меньшей мере к двум эффектам:
Почему мы считаем, что инвестировать в аутсорсинговые компании выгодно? Как предприниматель, создатель бизнеса, фаундер, инвестор я вот какую разницу вижу между продуктовой и аутсорсинговой ИТ-компанией. Чтобы продуктовая компания взлетела, чтобы она начала генерировать выручку, которая будет превышать ваши расходы на ее развитие, вам понадобится 10−12 лет. Да, если получится создать великолепный продукт, то можно сразу стать международной командой. И маржинальность, конечно будет выше, чем в аутсорсинге. Но все эти 10−12 лет развития вы рискуете быть в постоянных убытках. Вам регулярно будут нужны раунды инвестиций, новые инвесторы, новые деньги. В ИТ-аутсорсинге все по-другому. Вам нужна только первая группа толковых разработчиков, 4−6 человек, и первый клиент. Вы начинаете работать с этим клиентом — и получаете прибыль сразу. И дальше по этой же схеме. Добавляется новый клиент — нужно добавить разработчиков. Кстати, парадоксальный для нас факт: мы 8 лет плотно занимаемся переговорами со всеми айтишными компаниями в Беларуси — и еще ни разу не смогли проинвестировать в аутсорсинговую компанию. Когда мы приходим туда, фаундеры говорят: «Ребята, у нас все хорошо. У нас есть деньги, есть клиенты, у нас не хватает одного — разработчиков. Поэтому ваши деньги нам не нужны». И пока мы инвестируем в продуктовые компании.
Как сделать «аватар» для реального сектораПочему мы вообще считаем, что традиционным компаниям обязательно нужно меняться, уходить в e-commerce? Потому что сегодня они теряют практически 30% своего времени на выходные и праздники. Из-за того, что находятся офлайн. Если вы онлайн, вы можете работать 24 часа в сутки, 365 дней году, нет никаких ограничений. Вы автоматически на 30% сильнее своего конкурента офлайн. Так что же сделать традиционным компаниям, компаниям «старого уклада», чтобы не уйти с рынка, чтобы появиться в диджитал-пространстве? В первую очередь им нужно создать свой «аватар». Как в одноименном фильме: человек с ограниченными возможностями в реальной жизни, в потусторонней жизни — супергерой. На мой взгляд, решение в том числе кроется в этом. Вот как в нашем представлении выглядит цепочка создания стоимости. Любая компания создает какую-то добавленную стоимость между поставщиком и клиентом. Если вы что-то производите или оказываете какой-то сервис, вы обязательно делаете какую-то трансформацию. Традиционная модель подразумевает под этим автоматизацию всех процессов с помощью ЕRP-системы — логистики, снабжения, производства, склада, HR. Но все это не делает вас ближе к клиенту. А что можно сделать традиционным компаниям, чтобы стать диджитал, стать ближе к клиентам? На мой взгляд, есть 4 простые вещи, которые позволят вам не уйти с рынка: 1. CRM-система. 2. Маркетинговая платформа. 3. E-портал (электронный портал). Я подразумеваю шоу-рум, который должен быть обязательно онлайн. И это более сложная система, чем веб-сайт или мобильное приложение. На этот портал должны работать много людей, программистов — чтобы его поддерживать. 4. База данных, которая будет накапливать все ваши данные о клиентах. Как все это работает вместе? Вы, по сути, можете стать ремесленником, который 200 лет назад был персональным мастером для персонального клиента. Ваша база данных с помощью CRM накапливает очень большие знания о каждом из ваших клиентов по определенным полям, маркетинговые платформы постоянно анализируют, что клиент хочет от вас получить. Потом CRM генерирует какой-то запрос клиенту — и он автоматически, через ваш И-портал, через Viber, WhatsApp, попадает персонально к клиенту. То есть клиент всегда в курсе, всегда вовремя получают необходимую им информацию: «ой, да, я же забыл купить страховку» или «о, пора загнать машину на ТО». Клиент благодарен системе, что она вовремя напомнила ему. И все это без участия людей. Хорошая новость заключается и в том, что все эти системы стоят сейчас достаточно дешево. Их легко найти на рынке, да и ваши разработчики могут сделать их сами. Какие сферы интересны нам как инвесторамМы не являемся ни сид-фондом, ни венчурной компанией. Мы смотрим на компании, которые уже имеют свою клиентскую базу, которые уже генерируют выручку, положительный денежный поток либо близки к этому. Нам интересны: 1. Образование. С учетом того, что через пять лет спрос на программистов, как я говорил выше, удвоится, то, соответственно, каждый год он будет расти на 10−15%. И те компании, которые смогут создать адекватные краткосрочные обучающие программы, будут пользоваться огромным спросом. И иметь хороший экономический эффект. К тому же, в государственном образовании пока не готовы трансформировать высшие учебные курсы от 4-летних к 2-летним. А чтобы стать айтишником не нужно учиться 5−6 лет. 2. Безопасность в области Интернета вещей. Сейчас многие производственные компании переходят к Интернету вещей. Типичный пример — General Electric: у них турбины уже сами себя диагностируют, сами заказывают на себя запчасти, сами следят, чтобы эти запчасти производились и поставлялись. И т.к. скоро весь мир придет к тому, что машины начнут сообщаться друг к другом, то безопасность в этой области, на мой взгляд, — хороший глобальный тренд. 3. Приложения в области блокчейн. Я думаю, блокчейн — это очень хорошая социальная идея. Хотя бы в том плане, что благодаря ему никто ни у кого ничего не сможет своровать. Вот поменялся Петя чем-то с Ваней — и вся деревня об этом знает, и не нужно привязывать это к каким-то договорам. 4. Приложения в области медицины. Люди научились неплохо обслуживать друг друга в формате peer-to-peer, т.е. врач-клиент. Но они всем еще не научились обмениваться данными. И нам очень нужны такие решения, приложения. 5. Искусственный интеллект и машинное обучение. Огромные базы данных, которые накапливаются в компаниях, бессмысленны, если вы не можете их обработать. 6. Бизнес на стыке high- and low-tech. Особенно это актуально для наших стран. Есть традиционный уклад прошлого века, промышленного производства — и есть желание много чего диджитализировать. Так создается разность потенциала. И она генерирует хорошую прибыль. Экономический эффект на стыке традиционных инструментов и хайтек очень высок. Еще раз подчеркну: Беларусь отличается от наших соседей тем, что мы не можем положиться на какие-то энергетические ресурсы, полезные ископаемые. Поэтому для нашего будущего мы можем положиться только на наши мозги, на нашу волю, на нашу энергию. Генеральным партнером форума HI-TECH NATION выступил Технологический партнер события — международный холдинг Автопартнер — Инвестиционный партнер — компания Партнер форума — закрытый клуб для предпринимателей «Вершина». Бизнес-путешествия и бизнес-знакомства по всему миру. Видео с форума HI-TECH NATION можно найти на YouTube — на канале Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как Беларусь может использовать свой потенциал в ИТ и почему именно аутсорсинг может быть наиболее перспективным направлением для нашей страны. Как традиционным...
|
|