Команды тотально глухих и слепых существуют в Беларуси уже 20 лет. Если первые 15 у них была хоть какая-то финансовая поддержка, то позже все пошло на самотек.
В 1998 году белорусская команда стала лучшей на чемпионате мира по мини-футболу среди инвалидов по зрению. Уже к 2013-му они были пятикратными чемпионами мира и четырехкратными чемпионами Европы. В том же году паралимпийский комитет с согласия Министерства спорта и туризма принял решение о прекращении финансирования.
Все это время командой руководил заслуженный тренер Беларуси Анатолий Иванович Усенко.
«МЫ ПРЕКРАЩАЕМ ФИНАНСИРОВАНИЕ»
– В 1997 году, когда мы начинали, в Беларуси было 15 команд, – начинает рассказ Усенко. – Каждое предприятие, где работали инвалиды по зрению, выставляло людей. Сегодня осталось только шесть команд: Минской, Гродненской, Витебской, Брестской областей, Слуцка и Минска. Почему так мало? Многие предприятия стали нерентабельны, они как бы ушли в небытие, и люди перестали заниматься.
В 2013 году мы готовились к чемпионату мира, который должен был пройти в Осаке. Ребята тогда за свои деньги делали процедуры, покупали лекарства, постоянно тренировались. А тут за три месяца до отъезда в Министерстве спорта нам говорят, что мини-футбол – это не паралимпийский вид спорта, и они прекращают финансирование.
Нас, получается, обманули под таким предлогом. Что же они раньше не сказали? После этого я не отказался тренировать, но ушел из команды из-за того, что люди несостоятельные: говорят одно, а делают другое.
Раньше помогала и федерация футбола, даже в аэропорту встречали. А когда пришло новое руководство, это пропало. Они прямо сказали: «Инвалиды к нашей федерации никакого отношения не имеют. Извините, чего вы пришли сюда, идите в свое общество».
«ТРЕНЕР, НАМ СЛОЖНО ИГРАТЬ ВО ДВОРЕ, НАС НЕ ПРИНИМАЮТ»
– Почему изначально ребята сами вкладывали много своих денег? Потому что нам обещали, что в Лондоне примут решение, которое определяет мини-футбол как паралимпийский вид спорта. И мы готовились, ждали, – вспоминает Анатолий Иванович.
В этом году команде 20 лет. Спросите, какие премиальные мы получили за пять чемпионатов мира и четыре чемпионата Европы? Если в эквиваленте 200 долларов получили – хорошо. Но мы продолжаем заниматься футболом, потому что он – наркотик, без которого нельзя жить.
Финансирования не стало, сборная страны исчезла. Но Усенко продолжал работать. Кроме слабовидящих, к нему пришли и слабослышащие: «Тренер, нам сложно играть во дворе, нас не принимают».
Они предложили играть за предприятия, на которых работают. Анатолий Иванович согласился.
– Изначально была единая команда, а так как она развалилась, все стали по отдельности: кто за банк играет, кто за завод. Слабослышащие, слабовидящие и здоровые – все вместе. У нас нет разделения, все друг друга уважают, ценят. Другое дело, что они разговаривать не могут, а так все в порядке. Язык футбола – он и в Африке язык футбола. Нормальные ребята хотят играть в футбол, и какая разница, глухой ты или слабовидящий.
Бесплатное поле, раздевалки, кабинет для тренера и место для хранения мячей и формы команде дает футбольный клуб «Минск».
– Раньше хранил дома. Жена уже задурила голову: «Когда ты все это вынесешь?» – рассказывает Усенко.
«Я ГЛАЗАМИ С НИМИ РАЗГОВАРИВАЮ. ОНИ МЕНЯ ПОНИМАЮТ»
– Слабослышащие со своими… мурашками в голове. Или тараканами, – улыбается Усенко. В его словах – ни капли пренебрежения. Скорее, отеческая любовь. – Когда они ко мне пришли в 2013-м, сложно было найти общий язык. В самом начале я их просто брал за руку и расставлял, водил по площадке, рассказывал и показывал, где они должны находиться при атаке и обороне. И я их начал тренировать.
За годы Усенко «немного выучил жесты глухонемых», а так, по его словам, разговаривает с игроками глазами.
– Со временем навел порядок, дисциплину – она у меня строгая. Учу вовремя приходить на тренировку с формой, выполнять то, что говорят. У нас нет такого – хочу, не хочу. Не хочешь – значит, иди домой, а тут будешь делать то, что я сказал. Лентяйство здесь не проходит.
Между делом мы выясняем, что на тренировках команды нет врача. Например, однажды игрок сломал ключицу – пока ехала «скорая», Усенко как мог поддерживал его.
– А на первенстве Европы среди слабослышащих в Софии в 2015 году парень на игре получил травму. Для того чтобы нас там приняли в больнице, с ребят пришлось собирать 60 евро.
В команде тренируются парни от 18 до 60 лет. У самого молодого – Виталия Кочетова – проблемы со слухом и зрением: «Он у нас два в одном. В этом году стал чемпионом республики среди слабослышащих», – рассказывает Усенко.
Кроме Кочетова в команде еще два слабослышащих: двукратный чемпион СССР по футболу среди глухих Геннадий Танкович и сурдопереводчик тренера Сергей Артюхов: «Все остальные глухие. Хоть ты тут стреляй, не стреляй, они не услышат».
Кто-то из игроков работает в банке, у кого-то свой бизнес. Но в основном на автозаводе, тракторном, на «Атланте»:
– Обрубщиками, слесарями, токарями, – перечисляет Усенко. – Там, где обычный человек не смог бы провести и пяти минут из-за гула, стука и запаха, сколько бы тебе денег за это ни заплатили. А им все равно: тотально глухие. Но все приходят после работы ради того, чтобы пообщаться и поиграть.
Усенко признается: когда они обнимаются, такое впечатление, что год не виделись, а ведь прошла всего неделя.
«СУТЬ БОЛЕЗНИ В ТОМ, ЧТОБЫ ОНА БЫЛА»
CityDog.by пообщался еще и с капитаном команды Дмитрием Ковалевым. Ковалеву 39 лет, он пятикратный чемпион мира и слабовидящий – заболевание двух глаз. В любую минуту есть риск стать абсолютно слепым.
– В футболе я 30 лет, без него себя совсем не представляю. Пока могу двигаться, буду продолжать. Я вижу на расстоянии вытянутой руки, могу ослепнуть в любой момент, но это меня не останавливает.
Ковалев говорит, что в команду приходит любой желающий с ограничением по здоровью. Главное – чтобы у него была справка, разрешающая играть в футбол.
– Есть определенный список международной классификации, по которому спортсмены допускаются на соревнования. Мы же просто первым делом всех отправляем на комиссию. Суть болезни в том, чтобы она была, – рассказывает Ковалев.
– Мы работаем на голом энтузиазме. Проблема не в спонсорах, а в том, что в стране такое отношение к инвалидам. Здесь не развито нормальное отношение к людям с ограниченными возможностями. Покажи себя – еще и проблем наживешь.
«ОДИН ПОШЛЕТ – Я ПРОГЛОЧУ. ЧЕТВЕРТЫЙ, МОЖЕТ, И ВЫДЕЛИТ ТРАНСПОРТ»
Команда Анатолия Усенко ежегодно проводит благотворительные матчи, тем самым популяризируя футбол. Собирают команду из пяти слабовидящих, пяти слабослышащих и тотально глухих футболистов и едут по городам Беларуси: в Марьину Горку, Белыничи, Червень, по деревням и маленьким городам.
Дети всегда очень рады гостям, особенно знаменитым, поэтому с собой в поездку Усенко старается брать именитых спортсменов. Последние разы ездили к детям из Чернобыльской зоны и в школу-интернат для абсолютно глухих в Ждановичи.
– Проводим мастер-классы: сначала разминка, ведение мяча, финты, потом игра. По полю бегают все вместе: и здоровые, и больные, – рассказывает тренер.
– Чтобы завезти людей на благотворительное мероприятие, хожу ко всем кланяться. Один, второй, третий пошлет – я проглочу, пойду дальше. Четвертый, если повезет, может, и выделит транспорт.
Если нужны сувениры, Усенко идет и просит журналы, значки, ручки, кепки, кружки. Кто-то дает, кто-то только обещает. Впрочем, поддержать тренера с командой можно, просто болея на игре.
ВАЖНО: уже в это воскресенье на стадионе парка Горького в 15:00 в инклюзивных командах с тотально незрячими футболистами Витебской области сыграют футболисты клуба «Шахтер». Второй парой команд будут сборная Беларуси по футболу тотально незрячих против игроков клуба «Арт-старс».
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности