«Сейчас компании де-факто бесплатно набирают себе выпускников, а затем жалуются на их квалификацию». Айтишник из Донецка из-за войны потерял бизнес, переехал в Минск и преподаёт в БГУИР
03.08.2018 09:50
—
Разное
|
Антон Парамонов родился в Витебске, но с раннего детства жил в Донецке. Там окончил Донецкий национальный университет, защитил кандидатскую диссертацию по информационным технологиям, там же стал работать со школьниками и студентами, совмещая преподавательство с небольшим ИТ-бизнесом. Так было до известных событий 2014 года, которые заставили Антона уехать из Донецка. Сейчас он — доцент кафедры программного обеспечения информационных технологий (ПОИТ) БГУИР. dev.by встретился с преподавателем и расспросил его о переезде в Минск и взглядах на белорусское образование. «Университет раскололся, ИТ-заказы иссякли»Антон, что собой представляет сейчас ИТ-бизнес в Донецке? Его практически не осталось. Хотя до 2014 года эта отрасль активно развивалась. ИТ-компании построили новые офисы в центре города, сделали там ремонт, а вскоре им пришлось эвакуироваться. Часть компаний переехала в Крым, часть — в Одессу, часть — в Ужгород, кто-то перенёс бизнес в ЕС, например, в Чехию или Прибалтику. У вас ведь тоже была в Донецке своя компания? Что с ней стало? Да, до 2006 года я работал по найму в ИТ, а потом открыл небольшую компанию. Мы занимались автоматизацией и информатизацией промышленных предприятий, в том числе металлургических. Все заказы поступали из Донецкого региона. Эта направленность на локальный рынок и погубила бизнес: в 2014 году промпредприятия либо заморозились, либо выехали, либо закрылись, и заказы иссякли.
Плюс напряженная обстановка вокруг. Жить в таких условиях было некомфортно. Поэтому, когда в 2014 году коллеги пригласили меня в БГУИР прочитать спецкурсы по алгоритмам с олимпиадным уклоном, а потом предложили работу на кафедре ПОИТ, я согласился. Спустя четыре года не жалеете? Можете констатировать, что переехали в Минск? Минск пришёлся мне по душе. Многим — например, широкими улицами — он напоминает Донецк. Решить миграционные вопросы было не так просто, каждый украинский документ в ситуации военных действий добывался с большим трудом, но сейчас это позади — есть вид на жительство в Беларуси. Самая большая проблема на сегодня — это жильё. Всё арендное жильё в квартале «Магистр» занято, а новое не строят. Приходится снимать квартиру в частном порядке. Осталась квартира в Донецке, но продавать ее сейчас — всё равно что дарить. Если в 2013 году хорошая двушка ближе к центру стоила $80-90 тысяч, то сейчас — $20-25 тысяч. В Донецке по-прежнему живут родители, и это моя душевная боль. Но перевозить их сейчас в Минск на съёмную квартиру — тоже не вариант. «Как говорит о зарплатах мой коллега, это даже немного стыдно»Давайте поговорим об ИТ-образовании. Вы сравнительно недавно мигрировали и всё ещё являетесь «свежим глазом» для белорусской высшей школы. Мой взгляд на образование в Беларуси, вероятно, будет через призму украинского образования, хотя проблемы во многом общие. Начнём с самого чувствительного — зарплат. Средняя зарплата в белорусских ИТ-компаниях — $1,8 тысячи. А у преподавателя ИТ-специальностей?
Зарплаты — это, конечно, большая проблема. Сейчас уже то и дело высказывается мысль, что зарплату преподавателя нужно ориентировать на среднюю зарплату по отрасли. Тот, кто преподаёт, не должен получать меньше того, кому он преподаёт. Я понимаю, по некоторым специальностям просто нет рыночных предпосылок для высоких зарплат. Те же историки и филологи в Донецке стремились остаться в аспирантуре, так как выбор у них стоял между карьерой школьного учителя и преподавателя в университете. Поэтому в аспирантуру у гуманитариев бешеные конкурсы. А на нашей специальности конкурсов никогда не было. За счёт каких резервов предлагается подтягивать преподавательские зарплаты до айтишных? Раз уж у нас идёт равнение на западные университеты, то должна происходить коммерциализация образовательного процесса. Ведь ИТ-образование у нас по-прежнему дотационное. Мы готовим специалистов для ИТ-компаний, так почему им не влиться в этот процесс? Этот вопрос звучит давно. Мол, ИТ-компании требуют всё больше кадров… …но лишь единицы делают шаги навстречу. Кстати, белорусские компании делают всё же больше, чем украинские. На кафедре ПОИТ, например, есть лаборатория ЕPAM, лаборатория Itransition и др. Специалисты этих компаний периодически проводят курсы для студентов.
Мне так видится эта схема. А что происходит сейчас: компании де-факто бесплатно набирают себе выпускников, а затем жалуются на их квалификацию. К тому же договорная форма позволит ориентировать студентов на заданную «цель» за счёт факультативных курсов по технологиям конкретной компании или отдельных специализаций. В будущем это сэкономит время на адаптацию молодого специалиста. «Уже обсуждали на кафедре: может, перейдём на Python?»Это одна сторона вопроса. Другая сторона — насколько подготовка выпускника соответствует запросам компании. Все вокруг жалуются: в вузах учат тому, что было актуально в прошлом веке. Насколько эти жалобы обоснованы? Они небеспочвенны. Да, есть и преподаватели, которые отстают от современных веяний. Но по большей части проблема связана с планом обучения. Если я беру курс, то далеко отойти от рабочей программы самостоятельно не могу. Во-первых, есть преемственность и взаимосвязи дисциплин: каждая предполагает, что студент уже владеет определёнными компетенциями. А во-вторых, это нарушение. Но сейчас планы и программы модернизируются, в них включаются новые дисциплины, например, работа с большими данными (для магистрантов), часы перераспределяются в пользу более актуальных предметов. Мы понимаем, что меняться нужно. Приведите примеры дисциплин, которые чаще всего вызывают нарекания у студентов. Это лучше спросить у самих студентов. Мне тоже было бы интересно. На первом курсе я читаю основы компьютерной техники. Там мы изучаем, как устроена ЭВМ, грубо говоря, «что такое биты и байты» (как устроена память, как работает процессор). Часть студентов с этим знакома, и им это кажется скучным. Но далеко не все ориентируются в основах свободно, подготовка на входе очень разная. А ведь это фундамент профессии: как навык держать ложку, чтобы борща поесть. Ещё в мои студенческие годы многих раздражала физика и математика: зачем мне эти законы и теоремы, я же кодить хочу. Но как можно заниматься, к примеру, компьютерной графикой, создавать виртуальные модели, не зная физику? Но претензии высказываются всё же не к физике и не к математике, а к тем программистским дисциплинам, которые якобы уже не востребованы. Возьмём курс «Основы алгоритмизации и программирования»: его дают на базе языка Delphi (Pascal). Студенты возмущаются: зачем нам нужен этот Pascal! Знаю, что в некоторых университетах обучение начинают с языка С, но лично я против этого. У этого языка достаточно высокий порог вхождения. Это другое мировоззрение, другой взгляд на вещи, это может пагубно сказаться на формировании культуры программирования. Pascal просто создан для обучения: он минималистичен, ограничивает разработчика, при этом учит мыслить логически, составлять алгоритмы. Овладев этими навыками, студент сам выучит любой синтаксис. С — такой инструмент, который даёт разработчику свободу, многое ему разрешая, но так можно «выстрелить себе в ногу» и не заметить. Конечно, если смотреть рейтинги используемых в продакшне языков, то с отрывом побеждает Java, потом — JavaScript, PHP, Python... Студенты видят это и недоумевают: почему нас не учат сразу тому, на чём мы будем работать?!
Если будет выбор между Pascal и С, я выберу для начального обучения Pascal. Если выбор между Pascal и Python, пожалуй, возьму Python. Ещё примеры устаревших частей учебной программы, пожалуйста. Отвечу так: университетское образование предполагает фундаментальную подготовку. А это значит, что будут затронуты различные аспекты технологий, в том числе и те, которые некоторым будущим программистам могут и не понадобиться. Анализ структур данных, системное программирование (ассемблер), теория информации и еще ряд дисциплин не помогут тому, кто будет штамповать сайтики. Также замечу, что сегодня среды разработки и фреймворки балуют разработчика, предоставляя ему готовые инструменты и решения, и тот, используя их, даже не знает, что внутри. Так, человек научился водить машину, а что под капотом — понятия не имеет. Машина заглохла — водитель ищет другую машину. Или вот, например, проектирование информационных систем (диаграммы UML и IDEF). Владение этим материалом позволяет описать, как выглядит или будет выглядеть твой проект (в зависимости от того, описываем мы готовый продукт или проектируем). Многие скучают: мол, это лишняя трата времени, я ж закодил прогу, работает — и класс. Но в крупных компаниях без этих инструментов будет сложно. Как удержать в голове большую систему? Да, кто-то уже в вузе чётко определил свою позицию: я буду кодером, поэтому просто выучу язык. Так иди запишись просто на курсы! Большая часть студентов просто не понимает, что их ждёт на работе. Но это нормально. Вы в той или иной мере оправдываете все «ненужные» студентам дисциплины. А есть ли в программе откровенные рудименты? «Ненужные»? Может, задать этот вопрос тем, кто их таковыми считает? Возможно, ненужными считаются те дисциплины, которые не применяются в жизни. Да, есть сухие предметы, нужные не всем, но части выпускников они всё равно нужны. Учебные программы обновляются, и в них нет замшелых частей с посылом в 80-е. Мы стараемся идти в ногу с тенденциями, но есть проблема: пока программу составят, пока утвердят, пока введут в действие... получается опоздание на несколько лет. А вы сами понимаете, что сегодня это означает. «В браузере — миллион закладок, но времени не хватает»То есть вы чувствуете рассинхронизацию ИТ-образования с ИТ-бизнесом? Да, это проблема. Каждый день приносит изменения, новые технологии разрастаются как плесень. В браузере — миллион закладок, всё интересно, обо всём хочется почитать. Но помните: чтобы заработать «черпак-норму» (ставку), преподаватель должен провести за год 800 аудиторных часов, плюс вдвое больше времени потратить на подготовку. Это очень много, на саморазвитие времени почти не остается.
Что ещё делать, чтобы ИТ-образование шло в ногу с индустрией? Проводить круглые столы, за которыми будут встречаться ведущие разработчики ИТ-компаний и ведущие преподаватели вузов. Этим преподавателям надо отдать карт-бланш: они должны не только выслушивать рекомендации, но и иметь право вносить изменения в программу обучения, внедрять в жизнь совместные наработки. Разве такая работа не ведётся? Да, периодически EPAM созывает конференции, но они носят эпизодический характер. А это должно стать системой: один и тот же актив должен собираться раз в квартал и решать вопросы последовательно. В то же время неплохо бы этих преподавателей мотивировать: ведь это дополнительная работа, бумажная волокита. Причём мотивация может быть не только в виде конкурентной заработной платы, но и в виде соцпакетов. А кроме того, ИТ-компании должны не критиковать в интернете образование, а отправлять своих представителей в вузы и вместе решать проблему. Например, организовывать факультативные курсы по своему технологическому стеку. А то у нас все знают, как и чему учить, но очередей в преподаватели почему-то не наблюдается. В программах есть пространство для люфта. Например, при изучении веб-технологий можно давать PHP, а можно — JavaScript. Может, просто обсудить с преподавателем изменения, аргументировав выбор? Для этого не нужно ничего кардинально менять. А почему преподаватель сам не видит, как меняться? У него недостаточная связь с ИТ-миром? Говорить о полной оторванности образовательной системы от бизнеса нельзя. Многие преподаватели работают в ИТ, и сфера их деятельности совпадает с предметом. Но, возможно, им не интересно, что происходит в других ИТ-компаниях. Поэтому тут должен быть диалог на уровне кафедры, ведь, повторюсь, изменения в одной дисциплине могут затрагивать и другие предметы. Но следует оговориться: вузы не готовят специалистов под конкретную фирму. Если заказчиком будет выступать конкретная компания, тогда есть о чём говорить.
Фото: Андрей Давыдчик Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Антон Парамонов родился в Витебске, но с раннего детства жил в Донецке. Там окончил Донецкий национальный университет, защитил кандидатскую диссертацию по...
|
|