"Отрабатывают и уезжают домой". Почему иностранцы теряют интерес к белорусскому рынку труда
18.08.2018 14:48
—
Разное
|
В Беларуси рекордный дефицит работников — Почему в Беларусь приезжает меньше работниковЗа первое полугодие в Беларусь, по официальной статистике, на работу приехало 7600 человек. Это почти на тысячу человек меньше, чем за аналогичный период 2017 — тогда в стране зарегистрировали 8627 работников из-за границы. — Я допускаю, что это связано с уменьшением потока украинских переселенцев в сравнении с 2014—2016 годами, и с тем, что снизилось число текущих белорусско-китайских проектов, на которых были заняты временные китайские рабочие мигранты, — считает академический директор исследовательского центра EAST (Варшава) Андрей Елисеев. По мнению эксперта, в сравнении с объемами трудовой миграции в Польшу или Россию, цифры иностранной трудовой миграции в Беларусь относительно мизерные, «поэтому всерьез анализировать уменьшение на несколько сотен человек в год не приходится». — Ситуацию надо оценивать не только в нашей стране, но и смотреть, что происходит за рубежом. Потому что если там меняются условия трудоустройства, что-то упрощают или ужесточают, мы тоже видим эффект, — рассуждает об уменьшении числа трудовых мигрантов заведующая отделом человеческого развития и демографии Института экономики НАН, кандидат экономических наук Анастасия Боброва. В качестве примера она приводит ситуацию с Польшей — в этой стране заметно упростили правила трудоустройства для иностранных работников, в том числе и для гастарбайтеров из нашей страны. В итоге, по данным Департамента по труду и миграции МВД, в первом полугодии 2018-го на заработки в Польшу уехали 1624 белоруса, а за весь 2017-й — 2978 человек. Рассматривая ситуацию с иностранными рабочими мигрантами, также нужно обращать внимание на длительность их пребывания в стране, считает Анастасия Боброва. — Когда иностранцы работают у нас, на мой взгляд, возвратный эффект очень выражен — они приезжают, отрабатывают и возвращаются домой. В случае с белорусами большая вероятность того, что человек проработает год-два и потом продлит контракт. Данные по трудящимся-иммигрантам, въехавших в Беларусь с 01.01.2018 по 30.06.2018 В целом, проблема с уменьшением количества иностранных рабочих «лежит на поверхности и связана с уровнем жизни в стране», считает кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения БГЭУ Владимир Загорец. — Пока не будет развиваться экономика, не будет расти ВВП, а вслед за ним — и заработная плата. Поэтому смысла к нам ехать не будет. При этом есть обратный поток уезжающих белорусов. Эксперт считает, что по официальной статистике нельзя учесть всех белорусов, которые уехали на работу за границу. — Там считают только тех, кто уехал по контракту, сменил гражданство и встал на консульский учет в посольстве другой страны. Это верхушка айсберга, под которой огромная глыба — количество белорусов, которые уехали, никому про это не рассказав.
В стране рекордный дефицит работников. Могут ли иностранцы занять эти вакансииВ Беларуси Напомним, на начало июля в стране было до 75,2 тысячи вакансии. На начало Для сравнения: на начало этого года в Беларуси насчитывалось 53,6 тысячи вакансий, 2017-го — 36 тысяч, 2015-го — 28,7 тысячи, 2014-го — 33,6 тысячи, 2013-го — 50,5 тысячи, 2012-го — 51,7 тысячи, 2011-го — 48,8 тысячи. На практике иностранные работники могли бы приехать в страну и занять эти места. Однако такой исход маловероятен, считает Андрей Елисеев. — Как известно, в банке вакансий нередко представлены несуществующие предложения нанимателей либо настолько низкооплачиваемые, что даже местные безработные туда не идут. С этим мнением согласен Владимир Загорец. По его мнению, большинство предложений из банка вакансий находится на маргинальном рынке труда, который не обеспечивает воспроизводство рабочей силы. На такую работу могут претендовать пенсионеры или люди, которых обеспечивают другие члены их семьи. — Есть еще такая проблема — иногда объявляют вакансию, даже если человек под нее давно уже намечен. Просто порядок такой. Насколько хорошо защищаются права рабочих мигрантовКлючевая — Конечно, мы можем что-то гарантировать, но полного согласования между странами нет, даже в рамках ЕАЭС. На сегодняшний день идет вопрос подписания такого документа — вариант соглашения о пенсионном обеспечении выложен в открытой печати на сайте ЕЭК. Он пока еще не подписан, с ним можно ознакомиться, — говорит Андрей Елисеев. У Беларуси есть соглашения в области пенсионного обеспечения с рядом — Для сравнения, у Украины и Молдовы подписаны соглашения с 9 и 12 странами ЕС соответственно. Если говорить про эти соглашения, то это важно, прежде всего, для наших мигрантов, работающих там. И большее число таких соглашений со странами ЕС и Украины, а также Молдовы отражает намного большие объёмы трудовой миграции из этих стран в ЕС, — рассказывает Андрей Елисеев.
Почему увеличилось количество работников из Китая— Китайских работников становится все больше и больше. Это неплохо, потому что свидетельствует об экономическом развитии. Они приезжают работать на своих предприятиях — пока есть предприятия, есть инвестиции в нашу экономику. Но рабочие места они предоставляют рабочие места не белорусам, а китайцам, — считает Анастасия Боброва. По официальной статистике, в 2018 году из Китая больше всего приехало квалифицированных работников и специалистов и представителей рабочих специальностей — 491 и 831 человек соответственно. — Я бы не сказал, что речь идет про огромные цифры. К тому же у китайцев довольно жесткие трудовые контракты и по окончанию проекта все они, за редчайшими исключениями, возвращаются обратно, — объясняет Андрей Елисеев. Эксперт отмечает, что трудоустройство китайцев в Беларуси обычно следует из договоренностей, которые сопутствуют белорусско-китайским соглашениям о связанных кредитах. Поскольку Беларусь обязуется большую долю оборудования для реализации подобных проектов закупать у Китая, то Пекин параллельно подстёгивает соглашения о работе китайских специалистов на таких проектах. — Беларусь закупает оборудование у Китая, а китайские работники его монтируют и получают за это зарплату. То есть деньги все равно возвращаются обратно. Поэтому связанные кредиты — самый невыгодный вариант. Почему мы их берем? Потому что других никто не дает, — заявляет Владимир Загорец. Читайте такжеЧтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Беларусь теряет привлекательность для специалистов из-за рубежа. FINANCE.TUT.BY выяснял, почему так происходит, и с какими проблемами сталкивают трудовые мигранты.
|
|