С 30 августа в широкий прокат выходит фильм «Хрусталь» Дарьи Жук. Премьера со всех сторон необычная. Во–первых, создатели картины подтверждают тот факт, что Беларусь выдвигает «Хрусталь» на «Оскар». Так, благодаря этому фильму мы узнали, что оскаровский комитет у нас все–таки есть, и в его состав входит в том числе Игорь Сукманов, директор Международной программы игрового кино фестиваля «Лiстапад». Во–вторых, «Хрусталь» за два месяца покажут 36 кинотеатров по всей стране — в 20 городах. Для белорусского фильма охват экранов необычайно щедрый.
Также удачно складывается и история фестивального шествия «Хрусталя» по международным киноплощадкам — премьера картины состоялась в июне в Карловых Варах, в июле фильм был удостоен Гран–при Одесского международного кинофестиваля. Совсем недавно Дарья Жук принимала главный приз конкурса «Копродукция. Окно в мир» на фесте в Выборге «Окно в Европу». Для того чтобы фильм смог принять участие в оскаровской гонке, по правилам он должен выйти в прокат в своей стране не позднее 30 сентября и иметь определенный зрительский успех.
Если с первым условием справились — с 30 августа «Хрусталь» в прокате, то вторая часть — зрительский успех — вещь непредсказуемая, заранее ее спрогнозировать сложно. Именно поэтому 38–летний режиссер Дарья на предпремьерном показе едва сдерживала слезы от волнения — это ее дебютная полнометражная работа в игровом кино, она долгих четыре года — от начала съемок до их завершения — шла к публике.
«Мне не хочется, чтобы вы шли в кинотеатр с какой–то «нагрузкой», вызванной шумихой в прессе. Наоборот, хотелось, чтобы вы воспринимали фильм свежо. Я делала его изначально для белорусского зрителя, то есть даже не так — этот фильм делал меня. Приятного всем просмотра», — напутствовала первых зрителей режиссер.
Шлейф фильма действительно чуть–чуть опередил «невесту». Больше всего в «Хрустале» хотелось увидеть «наши 90–е», пленочку моей юности, когда разрушалась одна большая страна, а мы не унывали — тусовались на рейв–вечеринках и параллельно учились в университетах. Минск в то время бурлил, клубная культура была на высоте, и, если я правильно помню, сама режиссер была модным диджеем на рейв–площадках. Один из первых эпизодов картины — вечеринка в музее Азгура — действительно проникнут нежными чувствами к своему поколению, дерзкому и кислотному. Но эти чувства, вероятно, настолько щемящие, что разрывают минчанку Велю (Алина Насибуллина) изнутри, и она хочет уехать в Чикаго. Сочувствовать Веле не получается, вздорная девчонка в красном пальто таскает деньги у мамы — сотрудницы музея, а когда слышит упреки от родительницы — страдает и убивается, словом, ведет себя, как капризный подросток. Девушка уходит вразнос — бежит по делу в глубинку, врывается к незнакомым людям в квартиру, эстетически не совпадает с окружающей действительностью, та ей отвечает взаимной нелюбовью. В результате — насилие, слезы, крах. Но надежда на лучшее остается. Финал подростковой драмы вполне оптимистичный.
В последние годы, надо признать, фильмы белорусских режиссеров не радовали, чаще наоборот. Даже с точки зрения профессионализма — внятно рассказанной истории, мастерского монтажа и звука — кино Дарьи Жук приятно выделяется на общем фоне. Пусть бы «Хрусталь» стал для нашей студии точкой бифуркации: отныне будем снимать только хорошее и крепкое кино, показывать его на международных фестивалях, искать иностранных партнеров для копродукции — словом, вести взрослый кинобизнес. Мне кажется, это перспективная история.
АВТОРИТЕТНО:
Ирина Дрига, первый заместитель министра культуры:
— Фильм «Хрусталь» — это копродукция нескольких стран, но поскольку наша студия принимала участие в съемках, от Министерства культуры мы обратились с ходатайством к нашим прокатчикам, чтобы они отнеслись к картине с должным вниманием. Если мы выдвигаем фильм на «Оскар» от Беларуси — у него должен быть зритель, это первое условие оскаровского комитета. Сама я кино «Хрусталь» посмотрела, но если позволите, впечатления оставлю при себе — о кино должны высказываться критики, журналисты и зрители.
СМОТРИТЕ ТРЕЙЛЕР ФИЛЬМА «ХРУСТАЛЬ»:
Источник: sb.by (текст: Виктория ПОПОВА)
*Фото из открытых интернет-источников