Зачем Беларуси предпринимательский Университет 3.0. 21.by

Зачем Беларуси предпринимательский Университет 3.0

09.01.2019 11:04 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Когда выпускники наших вузов будут искать не первое рабочее место, а сотрудников в собственные компании?

Исследование предпринимательского потенциала у белорусских студентов показывает, что 56,8% из них хотели бы через 5 лет после окончания вуза управлять созданным ими самими бизнесом. Это очень высокий показатель.

— Если его сравнить с результатами в других государствах, то это был бы 10-й показатель из 50 стран. Значит, потенциал для роста предпринимательства есть, —считает старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC Родион Морозов.

Родион — автор докторской диссертации по проблемам предпринимательского университета в Бизнес-школе Университета Деусто (Испания). Он знает, как важно, чтобы университеты поддерживали студентов в их начинаниях и формировали у них необходимый набор профессиональных компетенций и гибких навыков, важных для реализации предпринимательского потенциала.

— Мировым трендом становятся предпринимательские университеты или, как их называют в Беларуси и России, Университеты 3.0, — говорит исследователь.


«Вузы с новыми функциями»

Предпринимательский университет кроме привычной роли образовательного учреждения и центра исследований тесно взаимодействует с внешними игроками и вносит вклад в социально-экономическое развитие региона или страны. Он приходит на смену Университету 1.0, который просто обучал рабочую силу, и Университету 2.0, совмещающему обучение и научные исследования.

— Экономике знаний для развития недостаточно только труда, капитала, технологий и разработок. Именно предпринимательство является сейчас важной движущей силой экономического развития, а перед университетами встала новая задача — формирование предпринимательских экосистем, — рассказывает Родион Морозов.

Предпринимательская ориентация в дополнение к инновационному развитию образовательной и исследовательской миссии позволяет университетам привлекать лучших абитуриентов, качественный профессорско-преподавательский состав, занимать высокие места в рейтингах.

— Это ответ университетов на быстро меняющиеся внешние условия. И вполне логично, что первыми на современные вызовы среагировали университеты развитых стран, где исследования занимают серьезное положение и финансируются на государственном уровне, где достаточно высокая зарплата у профессоров и их работа считается престижной, — отмечает эксперт BEROC.


В Беларуси предпринимательских университетов нет

В Беларуси Министерство образования инициировало экспериментальный проект «Совершенствование деятельности учреждений высшего образования на основе модели «Университет 3.0». В некоторых вузах он уже реализуется. Но глубокого понимания сути предпринимательского университета и осознания его потенциала пока нет, считает Родион Морозов.

— Мы провели опрос среди самых активных представителей академического сообщества, чтобы понять, как воспринимается этот тренд развития вузов и на каком уровне находятся отечественные вузы в плане внедрения модели предпринимательского университета. Оказалось, что представители университетов, которые участвуют в экспериментальном проекте, не являются более осведомленными о том, что это такое, — говорит исследователь.

По его мнению, нет глубокого понимания того, что такое предпринимательские университеты и зачем они нужны государству и самим сотрудникам.

— Часто модель Университета 3.0 рассматривается как спущенное сверху задание, которое нужно как-то внедрить в работу вуза и отчитаться, — считает Родион Морозов.

Согласно ряду исследований, в зависимости от стадии экономического развития страны результаты реализации вузами разных миссий являются драйверами роста. Так, в наименее развитых странах Африки, части Латинской Америки и Азии от университетов не требуется большего, чем просто обучать профессиональным навыкам. В странах со средним уровнем развития − таких как Беларусь − университеты вносят вклад в социально-экономическое развитие, если реализуют две миссии, образовательную и исследовательскую. А новая роль – предпринимательская − имеет вес для развитых стран, которые достигли стадии роста за счет инноваций, где сформировались необходимые внешние условия и соответствующая предпринимательская среда.

Университеты сами по себе не могут стать предпринимательскими, отмечает сотрудник BEROC. В Беларуси предпринимательская и инновационная сферы еще находятся в стадии формирования. Университет модели 3.0 будет органично развиваться одновременно с появлением внешних предпосылок. Уже сейчас можно наблюдать, как бурное развитие ИТ-сектора приводит в росту активностей в этой сфере и в вузах. Университеты в этом плане – ведомые, а не ведущие. И не только в Беларуси.

— Тем не менее я пока не вижу целесообразности в том, чтобы на государственном уровне задавать именно предпринимательский вектор развития для университетов. С одной стороны, поставленная Министерством образования задача повысит осведомленность о концепции «Университет 3.0», но с другой – есть опасения, что концепция будет неправильно понята и станет реализовываться чисто формально. И результат будет как с рыночной экономикой, которую строили-строили, но так и не построили, зато успели в ней разочароваться, — говорит Родион Морозов.

И все же вряд ли стоит ждать, когда условия будут идеальными. Находясь в конкурентных условиях, университеты вынуждены трансформироваться и приходить к современной модели.


Какие вузы могут выпускать людей, которые будут создавать рабочие места?

Исследователь пришел к выводу, что для начала самим ректорам вузов стоит понять, что такое предпринимательский университет и для чего он существует. Тем более что есть уже верный и не затратный путь, которым шли многие вузы и развитых, и развивающихся стран.

— В рамках университета можно полагаться на определенные ячейки, отдельные кафедры, инициативные группы. Буквально в каждом университете и на каждом факультете есть человек, который собирает вокруг себя людей, проявляет инициативу и в развитии предпринимательских компетенций, и в коммерциализации разработок, и в сотрудничестве с бизнесом. Если брать таких людей как примеры для подражания и поддерживать их, то можно рассчитывать, что в университетах будет формироваться соответствующая среда, — считает собеседник Завтра твоей страны.

В первую очередь им не нужно мешать, убежден он. Значима вербальная поддержка, но необходима материальная в виде стимулирующих выплат. При том, что зарплата у преподавателей чуть выше средней по стране, без финансовых бонусов активных и инициативных преподавателей будут переманивать организации из других сфер, в том числе из бизнеса.

— Беларусь входит в топ-10 стран по проценту тех, кто после школы поступает в учреждения высшего образования. По последним данным Всемирного банка, этот показатель достигает 87%. Другими словами, барьера для поступления в вуз в стране практически нет. В то время как тех, кому удается поступить, в престижные американские университеты, около 20%. Значит, человеческий капитал в таких университетах несоизмеримо более высокий по сравнению с белорусским, − отмечает эксперт.

Престижность работы и уровень оплаты в вузах Беларуси и развитых стран сравнивать крайне сложно. Но очевидно, что отечественные университеты и их кадровый состав, в отличие от многих других, зачастую варятся в собственном академическом соку.

— Те люди, которые не понаслышке знают, что такое бизнес, серьезные прикладные и фундаментальные исследования, которые можно коммерциализировать, вряд ли пойдут в университет на постоянную работу – им там особо делать нечего, если только для удовольствия, как хобби, или в идеале для рекрутинга, − продолжает Родион Морозов.

Чтобы сдвинуться с мертвой точки, вузам выгодно работать над сближением с бизнес-сообществом.

— Например, в США профессорам предоставляют продолжительный отпуск с сохранением зарплаты. Я бы предложил, чтобы у нас ввели похожую практику. Чтобы преподаватели вузов с сохранением зарплаты могли на год пойти поработать в бизнесе, а представители бизнеса – прийти в университеты. Это бы действительно сблизило два этих мира, — предлагает эксперт BEROC.

Людям, которые никогда не занимались на практике тем, что преподают, не участвовали в консалтинговых и исследовательских проектах для предприятий, в управлении компаниями, достаточно сложно сформировать предпринимательскую мотивацию, систему ценностей у студентов. К тому же студенты больше доверяют тем, кто может делиться опытом, а не пересказывать книжки.

— Это должно быть востребовано, раз уж в стране на государственном уровне заявляют, что малый и средний бизнес должен стать тем драйвером экономики, который в условиях сокращения численности работников на госпредприятиях, должен формировать занятость и экономический рост, — отмечает эксперт.

Если в Беларуси высокий процент поступающей в университеты молодежи, и среди студентов много тех, кто хочет попробовать себя в своем деле, то вокруг этого и следовало бы строить процесс обучения. Ведь предприимчивость и предпринимательские компетенции признаны одними из ключевых в современной экономике, основанной на знаниях и предпринимательстве.

Современные вузы могли бы готовить выпускников, которые искали бы не первое рабочее место, а сотрудников в свою компанию. Но это во многом зависит от среды, в которой студент находится на протяжении всех лет обучения. Пока даже обучение предпринимательству в отечественных вузах часто демотивирует молодежь тем, что там пишут конспекты с основными понятиями бизнеса, выдержками из Гражданского и Уголовного кодексов и в лучшем случае составляют какой-нибудь бизнес-план. А для развития предпринимательских навыков важен подходящий и мотивирующий процесс обучения и форматы: групповые проекты, бизнес-симуляции, участие в реальных консалтинговых проектах, убежден Родион Морозов:

— Ведь что такое предпринимательство? Это умение оценивать, принимать на себя риск, думать шире, чем положено. И наши учреждения образования далеко не все и не всегда формируют гибкие навыки, нужные для предпринимателей, что обусловлено традиционными методами обучения и организации учебного процесса. Система образования больше заточена на подготовку исполнителей, которые, может быть, в совершенстве знают свою сферу.

Минусом для развития предпринимательского потенциала эксперт называет и то, что все специальности учатся по отдельности. Хотя мировая практика показывает: создание междисциплинарных команд, проектов и траекторий способствует расширению кругозора, пониманию возможностей в смежных областях, развитию гибких навыков, более широкому видению области применения своих навыков и знаний, появлению инноваций на стыке, например, программирования и биотехнологий или маркетинга и дизайна. Этого не хватает белорусским вузам. И это как раз сдерживает студентов от того, чтобы после окончания университета становится предпринимателями.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Когда выпускники наших вузов будут искать не первое рабочее место, а сотрудников в собственные компании?
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика