«Живее всех живых». Какие стихи и сказки слагали о Ленине после его смерти. 21.by

«Живее всех живых». Какие стихи и сказки слагали о Ленине после его смерти

29.01.2019 14:40 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Слово «Мавзолей» в документах появится лишь спустя несколько часов.

Впоследствии будут утверждать, что это решение как минимум сомнительное, поскольку многие выступали против. В частности, супруга покойного, Надежда Крупская, которая писала: «Большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т. д. – всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим. Помните – так много ещё нищеты, неустройства в нашей стране».

Однако в случае Ленина голоса родственников весили чрезвычайно мало. А вот ЦИК СССР целиком и полностью оправдал своё название – Центральный Исполнительный Комитет. Орган власти, созданный, чтобы исполнять решения Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, то есть народа.

«Амбаришко Марзолей»

Народ же воспринял смерть Ленина как трагедию планетарного масштаба. Причём без всякого внушения и тем более давления сверху. Советской машине пропаганды, самой совершенной в мире, ещё только предстояло сформироваться. Но образ Ленина как представителя абсолютного добра, величайшего человека, а также универсального народного мстителя и заступника, уже успел сложиться. Разумеется, такой необыкновенный человек в народном представлении заслуживал необыкновенного же погребения. Вернее, упокоения, поскольку многие были уверены, что рано или поздно Ильич восстанет. Чеканную формулировку Маяковского «Ленин и теперь живее всех живых» ещё не успели толком растиражировать, но в этом не было никакой нужды – в народе так думали и без того.

Скажем, спустя всего лишь год после сооружения первого временного Мавзолея в Иваново-Вознесенской губернии была записана народная сказка с характерным названием: «Ленин не умер – он жив!» В том же году в Вятской губернии записали другую народную сказку: «Скоро проснётся Ильич» с шикарной трактовкой его последнего пристанища: «Положили Ленина в амбаришко, марзолей называется, и стражу у дверей приставили». А за несколько дней до того Ленин вызвал к себе «главного советского доктора» с просьбой: «Можешь сделать так, чтоб я умер, только не совсем, а для виду? Хочу испытать, как без меня дела пойдут. Чтой-то всё на меня сваливают». Доктор, конечно, соглашается: «Положим тебя не в могилу, а в такую комнату просторную, а для прилику стеклом накроем, чтобы пальцем никто не тыкал, а то затычут». В итоге Ленин иной раз выходит из «марзолея», чтобы инспектировать состояние дел. Если будет совсем худо, проснётся окончательно и наведёт порядок.

Никто из героев новейшей истории не сподобился попасть в компанию таких вот «спящих вождей», берегущих свой народ, – короля Артура, императора Карла Великого или царицы Тамары, личностей легендарных, окружённых почти религиозным культом. Никто, кроме Ленина. И произошло это за смешной по историческим меркам срок – в течение года.


Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

«Потихоньку рыдать»

Пока же, в те январские дни, когда «амбаришко» только-только построили, народ горевал по-настоящему. И делился своим горем как умел. Смерть Ленина спровоцировала настоящее «революционное творчество масс». Стали появляться стихи, которые ни при каких других обстоятельствах не смогли бы проникнуть на страницы газет. Но сейчас, на короткое время, преград не стало – грех мешать изливать своё горе по великому человеку. И хлынуло.

Так, в день похорон Ленина, 27 января, в газете «Красная Звезда» появилось вот такое произведение, которое прямо просится к исполнению на мотив романса «Поедем, красотка, кататься»:

Из глаз моих слёзы лилися,
Не знал я – чего бы сказать.
Печальные вести неслися,
Я стал потихоньку рыдать.

Из той же корзинки «жестоких романсов», то есть самых искренних, рвущих душу горест­ных песен, которые только были известны русскому человеку, пришли такие строчки, тоже попавшие в газету:

Вот он стоит, прекрасный, 
                            коренастый,
Стоит с протянутой рукой.
Ах, Ленин, Ленин, ну зачем ты 
                                         умер?
Зачем мы потеряли наш покой?

Кто-то даже подписывался под своими творениями, как, например, ученица 3-го Б класса Путиловской школы Наталья Ефимова:

Любить я Ленина до тех пор 
                                            буду,
Пока час смерти не придёт.
Только тогда его забуду,
Когда земля меня к себе 
                                    возьмёт.

Железная формула из девичьих альбомчиков – так обычно клянутся в вечной преданно­сти самому дорогому, любимому и единственному. После этого как-то даже неприлично сомневаться в словах товарища Сталина, сказанных накануне похорон Ильича, 26 января: «Имя Ленина стало самым любимым именем трудящихся...»

«Лучше б умер Троцкий!»

То, что это не попытка выдать желаемое за действительное, а констатация факта, подтверждается документально. ОГПУ постоянно готовило для правительства информационные сводки по «донесениям с мест». Даже беглый их просмотр доказывает: простые люди восприняли смерть Ленина как сокрушительный удар. Практически как внезапное сиротство – потерю главного, а то и единственного заступника.

Вот Белорусская ССР: «Смерть т. Ленина произвела на крестьянские массы тяжёлое впечатление. Распространяются слухи, что на место т. Ленина будет назначен еврей, который окончательно задушит русский народ». Вот что творилось в Смоленской губернии: «Для крестьян смерть т. Ленина является тяжёлой утратой. По их мнению, они потеряли единст­венного защитника, и что лучше бы умер т. Троцкий». Вот Владимирская губерния: «Смерть Ленина вызвала глубокое сожаление среди крестьянских масс. Среди них слышны разговоры о том, что Ленин был хороший мужик, что у него была большая голова: всё понимать мог. Отмечаются слухи, что Ленин перед смертью оставил записку «не обижать крестьян». И наконец, прекрасное из Новониколаевска (ныне – Новосибирск): «Антисоветские группировки ничем себя не проявили, за исключением административно высланных, которые, узнав о смерти Ленина, послали на имя т. Калинина телеграмму соболезнования. Также была отслужена панихида за упокоение мирового вождя в соборе, переполненном верующими».

Христианская душа?

Церковные панихиды дейст­вительно были массовыми – например, в Пскове и Гомеле их заказывали даже красноармейцы.

Что сбивает с толку. Как же так? Служить панихиду за упокоение воинствующего безбожника и «злодея, стремившегося уничтожить Церковь»? Это же кощунство!

Патриарх Московский и всея Руси Тихон имел по этому поводу другое мнение, которое донёс до паствы через газету «Вечерняя Москва» 25 января 1924 г.: «Владимир Ильич Ленин не отлучён от православной церкви, и потому всякий верующий имеет право и возможность поминать его. Идейно мы с Владимиром Ильичём Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нём как о человеке добрейшей и поистине христианской души». А в газете «Известия» в тот же день вышло официальное заявление Синода со словами: «Мы знаем, что его крепко любил народ… Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе».

Церковь редко ошибается. Не ошиблась она и на этот раз. Мавзолей Ленина был задуман и долгие годы действительно служил трибуной.

 
Теги: Гомель
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
95 лет назад, вечером 23 января 1924 г., ЦИК СССР принял постановление: «Соорудить у Кремлёвской стены склеп для сохранения тела Ленина среди братских могил борцов...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика