Анатолий Павлов, экс-проректор БГУ: «Задачку для пятого класса я решал полдня…». 21.by

Анатолий Павлов, экс-проректор БГУ: «Задачку для пятого класса я решал полдня…»

01.02.2019 18:08 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Кандидат химических наук, бывший проректор Белгосуниверситета почти каждый день вместе с внуком решает задачки по математике для пятого класса. Анатолий Павлов говорит, что президент прав: программа по математике действительно отпугивает детей. И не каждый взрослый, кстати, сможет решить некоторые задачки из обычного школьного учебника.

Анатолий Павлов, экс-проректор БГУ: «Задачку для пятого класса я решал полдня…»
-- Я даже хотел написать Александру Лукашенко открытое письмо, и не только про математику, а вообще про школьную программу, -- рассказал Анатолий Павлов «Белорусскому партизану». – С другими предметами тоже беда. Тут президент абсолютно прав! Думаю, он с сыном тоже домашние задания делал, поэтому знает, о чем говорит. Некоторым действительно никогда не пригодится то, чему сегодня учат в школе.


 
Я не сторонник Сталина и его методов, но тех, кто составлял программу по математике для школьников, я жалеть не стал бы… В пятом классе изучают сложение правильных и неправильных дробей, в восьмом классе – уже функции. Отбивают просто желание у детей изучать предмет.
 
Могу даже примеры привести. Вот лишь парочка задачек, которые остались в моей памяти. 

Стоит наблюдатель, мимо него проезжает автобус, мотоцикл, автомобиль с равными временными промежутками. Мимо второго наблюдателя – автобус, автомобиль, который обогнал мотоцикл, и мотоцикл. Едут с теми же временными интервалами. Вопрос: какова скорость автобуса, если скорость автомобиля 60 километров в час, а мотоцикла – 30 километров в час. Я, кандидат химических наук, полдня думал! Потом меня осенило. В интернете эту задачу решали коллективно – разными методами. А это школьная программа!

Или вторая задача. Архимеда спрашивают, сколько у него в группе учеников. Он говорит: «Одна вторая изучает математику, одна четвертая – философию, одна седьмая – еще что-то, и три девицы сидят и смотрят в небо». Вопрос: сколько всего учеников в группе? Задача на дроби. Я тоже ее полдня решал… И это, повторяю, пятый класс!

На мой взгляд, это задачи повышенного уровня сложности.

У нас с сентября половина класса занимается с репетиторами по математике. Я со своим внуком постоянно задачки решаю. Но я еще могу на этом уровне, а те, кто не может – нанимают репетиторов. И кому это надо?


Нынешняя программа по математике рассчитана на довольно высокий уровень, а не на крепкого, среднего, нормально развитого ребенка. Таких учеников, которые родились математиками, -- единицы. И если у них есть талант, они его обязательно разовьют. Да, математика – это гимнастика для ума, она развивает логику, на ней многое строится. Но излагать ее нужно проще. 

Авторов теперешних учебников и методистов из Министерства образования, которые это все пропустили, нужно по рукам бить за такое.

Кстати, второй внук учится во втором классе, и у них программа по математике уже немного проще.

Некоторое время я в школе преподавал химию. И проштудировал все учебники. Очень сложно написано, не для детей!

Я, кстати, свой учебник по химии написал. Если не получится издать, то внукам оставлю. И буду спокоен: они по этой книге сами точно химию на отлично выучат, потому что я все понятно, подробно, простым языком объясняю…

Что касается уроков труда, о которых говорил Лукашенко, то здесь, видимо, многое зависит от учителя. В школе, где учится мой внук, хороший трудовик. И мне нравится, что он учит парней работать руками.

А вот по поводу физкультуры я с президентом не соглашусь. Три раза в неделю физкультура – это, по-моему, слишком. Лучше бы больше уроков языка было. Правда, третий урок физкультуры завуалирован – называется «Час здоровья», но по сути это тоже самое.

Но, по большому счету, президент прав, и очень резонансную тему затронул. 

Я не сторонник старой советской системы. Но считаю, что в те времена были неплохие учебники, простые и понятные. И если ученик болел, то, читая дома учебники, он не отставал от программы. Сегодня, не дай Бог, ребенок заболел – все, он безнадежно отстал. И по учебнику сам понять ничего не может. Нужен хороший учитель, который смог бы все это толково объяснить. А учителя, опять же, разные бывают, но это тема для другого разговора…

Мне кажется, нужно собрать специальные комиссии, включить туда лучших учителей, преподавателей вузов, пересмотреть программу и подготовить новые учебники. Как и прежде – простые и понятные.

У нас создано много разных структур – институт контроля знаний и прочие . Но толку от них… 

Хороший министр образования должен обратиться к общественности, к учителям, спросил бы их мнение о программах, собрал бы всю критику и сделал выводы. А если еще и родителей спросить, которые каждый день домашние задания с детьми делают!..

Сейчас, на мой взгляд, нужно организовать широкую дискуссию в обществе по поводу школьных программ, учебников – пусть все откровенно выскажутся. Тут нет никакой политики, поэтому, думаю, многие будут говорить от души… Речь идет о наших детях, об их будущем, поэтому пускать все это на самотек и отдавать на откуп чиновникам ни в коем случае нельзя.



 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Кандидат химических наук, бывший проректор Белгосуниверситета почти каждый день вместе с внуком решает задачки по математике для пятого класса. Анатолий Павлов...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика