Что сказано по этому поводу в законодательстве? Сколько времени может длиться рекламный ролик? Какие товары и услуги нельзя рекламировать на телевидении? Разобрался «АиФ».
ХРОНОМЕТРАЖ
«Рекламные» вопросы на телевидении у нас в стране регулируются прежде всего одноименным Законом – «О рекламе». Согласно ст. 11 реклама на телевидении не должна занимать более 20% объема вещания в течение суток. При этом в период с 18.00 до 22.00 показ рекламы не должен превышать 16 минут в течение каждого часа. Нехитрые математические расчеты позволяют понять, что это практически четверть всего эфира.
И это не считая рекламных «вставок» в самих программах и даже кинолентах. Вспомните, как главная героиня фильма заправляет салат конкретной маркой майонеза, а ведущий ток-шоу как бы невзначай объявляет, что спонсор следующего сюжета – торговая марка «N». Но эти «хитрости» в 16-минутный допустимый хронометраж Законом не включены.
В то же время продолжительность каждого прерывания передачи рекламой, в том числе художественного фильма, не должна превышать 6 минут, за исключением периода с 18.00 до 22.00. В «прайм-тайм» рекламный ролик может длиться и дольше, но, как уже было отмечено, в совокупности не более 16 минут в час. При этом прерывать передачу рекламой допускается не более 4 раз в течение часа эфира.
ИСКЛЮЧЕНИЯ
Есть и исключения. Например, не допускается прерывание рекламой трансляции выступлений президента и премьер-министра, сессий Совета Республики и Палаты представителей, выступлений их председателей, а также госмероприятий, траурных и других официальных церемоний. Подобный запрет действует во время религиозных и детских передач; передач продолжительностью менее 15 минут; передач без согласия правообладателей.
Образовательные передачи продолжительностью более 15 минут, а также детские художественные фильмы могут прерываться рекламой только в начале и перед их окончанием, но не более чем на минуту. Содержание рекламы должно соответствовать особенностям детской зрительской аудитории.
Трансляция в прямом эфире или в записи спортивного соревнования может прерываться рекламой только в перерывах или во время остановок состязания. Если на турнире они не предусмотрены, то трансляция может прерываться только таким образом, чтобы это не привело к потере части существенной информации о соревновании.
Хотя что понимать под «существенной» информацией. К примеру, во время показа парада спортсменов на II Европейских играх белорусские зрители так и не увидели дефиле представителей Болгарии, Исландии, Мальты, Монако, Молдовы и других стран. Вместо этого были показаны рекламные ролики спонсоров. Видимо, это более существенно…
БЕЗ АЛКОГОЛЯ И ТАБАКА
Реклама крепкого алкоголя и сигарет на телевидении запрещена. Ограничение действует на рекламу пива и слабоалкогольных напитков. Они могут рекламироваться только с 22.00 до 7.00 с предупредительной надписью о вреде их чрезмерного употребления, занимающей не менее 10% площади кадра и размещающейся на протяжении всего времени ролика.
Реклама разрешенного к обороту гражданского оружия допускается с 22.00 до 7.00, но не более чем 2 раза в течение каждого прерывания передачи рекламой. В такое же время разрешена реклама игорных заведений и азартных игр. Рекламировать эротическую продукцию можно только с 24.00 до 4.00.
Допускается реклама лекарственных средств и биологически активных добавок к пище, которые разрешены к применению в Беларуси и прошли госрегистрацию. При этом информация о том, что объект рекламирования – лекарство или БАД, должна занимать не менее 7% площади кадра и демонстрироваться не менее 5 секунд.
Ряд условий применяется и к рекламе о привлечении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями денежных и других средств. Ролик должен содержать исчерпывающую информацию о данном процессе и возможных рисках.
БЕГУЩАЯ СТРОКА
Реклама в виде наложений, в том числе способом «бегущей строки», должна размещаться по краям или в углу кадра, не превышать 7% площади кадра и не накладываться на субтитры, а также надписи разъясняющего характера.
Реклама может размещаться или распространяться на белорусском и (или) русском языках.