Каждый этап роста и развития ребенка очень важен и требует индивидуального подхода. Многие родители испытывают чувство тревоги, когда приходит время отдавать сына иди дочку в детский сад. Впереди — знакомства, новый уклад жизни, новые правила. Все совершенно незнакомое, потому и привыкание к детскому саду для многих детей дается нелегко. Многие сталкиваются с таким явлением, как нарушение адаптации.
Что такое дезадаптация?
Простыми словами дезадаптация — такое явление, при котором ребенок испытывает сильное неудовольствие и проблемы при посещении детского сада, а в тяжелых случаях — отрицательные эмоции настолько на него давят, что могут тормозить развитие и даже блокировать познавательную деятельность.
Дезадаптация состоит из эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов.
На эмоциональном уровне она обычно проявляется в виде фобий, например, страхов. Также ребенок не в силах контролировать свое поведение и действует по принципу «что хочу, то и делаю».
Когнитивный компонент предполагает, что ребенок еще не приспособлен к предметной стороне вопроса. Проще говоря, если он прошел адаптацию на когнитивном уровне — он понимает, для чего нужен сад, и понимает свои новые обязанности. А в случае дезадаптации такого понимания нет.
Поведенческий компонент проявляется в желании нарушать правила поведения. Иногда, в случаях сильно выраженного протеста, родителям не обойтись без помощи психологов, чтобы установить причины такого поведения.
В чем причины дезадаптации?
— Ребенок психологически не готов к саду. В этом случае его реальные возможности еще не соответствуют требованиям детского дошкольного учреждения.
— Проблемы со здоровьем.
— Слишком требовательные родители. Если мама и папа очень эмоционально реагируют даже на небольшие неудачи ребенка, это формирует комплексы.
Признаки дезадаптации:
Если родители заметили у ребенка какие-то из этих признаков — это может стать тревожным сигналом, который ни в коем случае не стоит упускать из внимания. Ваша задача — помочь ребенку справиться с трудностями и помочь в адаптации в новом для него мире.
— Ребенок боится идти в сад. Не «не хочет» идти, а именно боится.
— У ребенка появились нарушения сна. Он подолгу крутится, не может уснуть или наоборот стал спать стоя и в любое время дня.
— Появились рассеянность и забывчивость, замкнутость.
— Ребенок стал часто болеть. Иногда одно упоминание о детском садике вызывает у него скачок температуры.
— Ребенок стал плохо есть, появились капризы или истерики, выраженные нарушения настроения.
— Ребенок боится попросить помощи воспитателя или няни.
— Появились навязчивые состояния: покашливание, заикание или частое моргание.
Если у вашего ребенка есть признаки дезадаптации, то лучшей помощью здесь будет объединение усилий нескольких специалистов: ваша поддержка, работа психолога, возможно потребуется консультация невролога.
Профилактика дезадаптации:
Начинать профилактику нужно до того, как ребенок пойдет в детский сад. Задача родителей мягко подготовить малыша к новому этапу в жизни. Важно, чтобы вы говорили с малышом о садике, разбирали различные ситуации и как себя в них вести.
Поиграйте дома в детский сад. В такой игровой форме вы можете укреплять и развивать внимание, память и мышление вашего ребенка.
Эти советы помогут легче адаптироваться в среде дошкольного образовательного учреждения и родителям, и детям:
- Ознакомьтесь с режимом питания и сна детского сада, куда вы собираетесь отдать своего ребенка, и старайтесь начать его соблюдать за месяц до предполагаемого дня «Х»;
- Больше рассказывайте ребенку о том, как здорово и весело ему предстоит проводить время в детском саду — не только общие слова, но и конкретные вещи — интересные игрушки, увлекательные занятия с воспитателем, новые друзья.
- Как показала практика и наблюдения специалистов, самый оптимальный возраст для детского сада — это 3 года. Конечно, у всех все индивидуально, но лучше провести время до трех лет вместе с мамой и близкими взрослыми.
- Не рассчитывайте, что с первого дня вы оставите ребенка на полный день и спокойно уйдете по своим делам. Период адаптации — многоступенчатый процесс, на все нужно время, кому-то больше, кому-то меньше. Важную роль играет уровень социализации ребенка, то есть насколько он готов оказаться в новом окружении, воспринимать посторонних людей, и к «тесному» общению с другими детишками.
- Предложите ребенку взять с собой его любимую игрушку. С чем-то очень родным и знакомым, что напоминает о доме и семье, ребенку будет спокойнее привыкать к новому.
- Приобретите специальный кармашек для шкафчика, куда вы будете раскладывать вещи малыша. Это очень удобно для вас, ребенка и для воспитателей.
- Выбирайте наиболее удобную и практичную верхнюю одежду, которую ребенку будет легко одевать самому (естественно по своим возможностям). Какими бы хорошими не были воспитатели в вашей группе, они скорее всего не уследят за каждым.
- Обязательно беседуйте с ребенком на тему, как у него прошел день. Что хорошего, а что плохого с ним произошло. Максимально внимательно относитесь к тому, что он вам рассказывает, чтобы в дальнейшем исключить неблагоприятные последствия плохой адаптации. Кроме рассказов о хорошем и плохом, спрашивайте у малыша о его новых друзьях, увлечениях или огорчениях. Пусть вопросы не ограничиваются едой и мнением воспитательницы о поведении.
- Приучайте ребенка к самостоятельности и дисциплине заранее (кушать, садиться на горшок, мыть руки, одеваться, убирать игрушки и т.д.).
Хочется обратиться к молодым родителям. Если вы отправляете в детский сад своего малыша, и, особенно, если это первый ребенок в семье, если вы хотите, чтоб адаптация к детскому саду прошла максимально безболезненно для ребенка, можете обратиться за консультацией психолога в ГУО «Смолевичский СПЦ». Специалисты не только дадут вам грамотный совет, но в случае необходимости предложат посетить индивидуальные коррекционные занятия в условиях, максимально приближенных к условиям детского дошкольного учреждения.
Наталья ВЕРБИЦКАЯ, психолог ГУО «Смолевичский СПЦ» .
На фото: Алексей Мигаль готовится пойти в детский сад.
Фото Н.Молчановой