«За проступок с воспитанницы срывали передник. Это было верхом позора». Чему и как учились девочки 150 лет назад. 21.by

«За проступок с воспитанницы срывали передник. Это было верхом позора». Чему и как учились девочки 150 лет назад

02.09.2019 09:24 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Привет, лихорадочные утренние сборы, родительские собрания и совместное выполнение домашних заданий. Пока все это не поглотило вас с головой, предлагаем узнать, какой была школа 150 лет назад, почитать интересные факты о том, каким было образование юных леди, и полюбоваться формой прошлых столетий.


Выпускной класс Новгородской Николаевской женской гимназии. В центре — три преподавателя. Новгород 1908 год

Когда-то образование было доступно лишь избранным. Сперва гранит науки разрешалось грызть только представителям мужского пола, а после и женщинам, но только отдельных сословий. Во времена Российской империи, в которую в свое время входила и Беларусь, существовали так называемые женские институты, закрытые привилегированные учебные заведения. В них за государственный счет учились представительницы элиты — великие княжны, светлейшие княгини, баронессы, дворянки, дочери уважаемых сановников, генералов и офицеров.

Стоит отметить, что привилегия сидеть за партой досталась и тем, кто не мог похвастаться элитными генами. За свой счет здесь учились выходцы из семей купцов, почетных граждан и отдельных классов общества, которых облагодетельствовал император.

Прекрасное и разностороннее образование было главным достоинством женских институтов. Эталоном того времени считалось Императорское воспитательное общество благородных девиц, созданное по указанию Екатерины II (позже — Смольный институт благородных девиц). Жизнь в нем была расписана буквально по минутам. Воспитанницы изучали Закон Божий, иностранные языки, арифметику, географию, историю, литературу, основы физики, искусства, танец, подвижные игры, рукоделие и даже токарное дело. Позже список дисциплин значительно расширился. Появились занятия по педагогике, гигиене, основам медицины, законоведению, игре на музыкальных инструментах.


Урок рукоделия в одной из петроградских женских гимназий. Петроград 1914−1915 годы

Всего в стенах учебного заведения полагалось находиться двенадцать лет, поделенных на четыре возраста.

В неурочное время воспитанницы гуляли, играли, участвовали в театральных постановках, костюмы для которых они готовили сами. Определенные дни были предназначены для встречи с родителями.

Образованные дамы в то время становились главными претендентками на получение руки и сердца аристократа, знатного дельца-миллионера или столичного офицера.


Один из последних выпусков Санкт-Петербургского Николаевского сиротского института. Петроград 1916−1917 годы

Во всех институтах благородных девиц существовал строгий распорядок дня и несколько видов костюмов для различных занятий. Вставали воспитанницы по звонку ровно в семь утра. Дружным строем следовали в умывальную. После, надев легкие длинные белые платья, накидки и чепцы, совершали молитву и читали Евангелие. Наступало время легкой утренней гимнастики, которой занимались в специальном зале.


Гимназистки на занятиях гимнастикой. Орел 1900-е годы

Основательно проснувшись после активных упражнений, девушки в сопровождении классной дамы шли в общую столовую. Завтрак не был роскошным. Обычно подавали белый хлеб, масло, ветчину, сыр, горячий чай и молоко. Подкрепившись, ученицы отправлялись в дортуар, где у каждой кровати лежали составлявшие повседневный комплект форменное платье, передник и пелерина.


Воспитанницы Смольного института благородных девиц. 1860-е годы

Две девочки в ученических платьях с отделкой плиссе и в белых фартуках, Минск, 1876 год

Воспитанницы Санкт-Петербургского Мариинского института. Санкт-Петербург. Конец 1890-х годов

Фото: Четыре девушки в платьях институток. Екатеринбург, 1880 год

Школьный костюм имел много общего с облачением католических монахинь. Да и вся система образования возникла как бы в подражание европейским аналогам — закрытым пансионам для девочек, существовавшим при католических орденах. Частично заимствовали и их учебную программу, распорядок дня, скромные, сдержанные и отчасти унылые одеяния — символ невинности, высокой морали и нравственности.

Часто в элитных заведениях школьные платья различались по возрастным цветам. Для первой, самой младшей, группы девочек шили платья кофейного цвета, второй — голубого, третьей — серого, а для самой взрослой, четвертой группы — белого. Палитра могла претерпевать изменения, но сам принцип выделять возраста по цвету долгое время оставался неизменным.


Воспитанница одного из петербургских институтов благородных девиц Лидия Лапчинская. Санкт-Петербург. Начало 1910-х годов

Воспитанница старших классов Московского Александровского института. Москва, 1901 год

Надев платья, ученицы натягивали длинные белые рукавчики (зачастую из грубого холста) и привязывали их тесемками под короткими рукавами. Называли их «манжи». Некоторые из учениц использовали их как промокашки: к концу недели они становились грязными и требовали усердной стирки.


Воспитанница Харьковского института благородных девиц. Харьков, 1900-е годы

Воспитанница педагогических классов одного из московских институтов благородных девиц. Москва, 1908 год

Телесные наказания в институтах не применялись, зато было распространено воздействие иного рода — с помощью предметов гардероба. За серьезные проступки с воспитанниц срывали передники и отправляли в столовую, что считалось верхом позора. Реже классные дамы применяли другой старинный метод воспитания: они прикрепляли на передники провинившихся карточки с надписями «negligente» (небрежная) или «paresseuse» (ленивая).

Внешний вид девушек неукоснительно должен был соответствовать уставу. Новеньких стригли весьма коротко, почти как мальчиков, но уже на следующий год разрешалось отпускать волосы. Их следовало тщательно вычесывать гребнем и собирать назад в тугую косу или высокую прическу. Манерные челки и легкомысленные кудряшки были запрещены.

Существовало и своеобразное наказание прической. Девушку, которая провинилась, заставляли заплетать не одну, а две косы. Что должно было вызывать порицание со стороны окружающих.


Воспитанница Смольного института благородных девиц в пелерине, рукавчиках и переднике. Санкт-Петербург, конец 1900-х годов

Воспитанница одного из институтов благородных девиц с траурным бантом на плече. Последняя четверть XIX века

Девочка в гимназической форме с фартуком. Омск, 1875 год

Девочка в гимназической форме с фартуком. Оренбург, 1878 год

Девочка в гимназической форме. Москва, 1873 год

Наталья Рыкова, воспитанница гимназии Е.М. Гедда, в будущем известный филолог, близкая подруга Анны Ахматовой. Санкт-Петербург, 1912 год

Воспитанница одного из петербургских институтов благородных девиц. 1904 год

С конца XVIII века стали модными спорт и подвижные игры, подразумевавшие участие и женщин. Бадминтон и теннис пришлись по вкусу аристократкам и горожанкам. Играли в лапту и петанг, ходили в горы и плавали. В программе учебных заведений появилась лечебная гимнастика. Тогда еще не было специальной формы для занятий спортом, и девушки упражнялись в утренних рубашках и накидках. Позже ввели гимнастические платья. Они были удобными, функциональными и неожиданно смелыми. Прямой и широкий силуэт, акцент на талии, квадратное декольте с белым воротником, короткий рукав. Но главным новшеством стала длина платья чуть ниже колена и фасон юбка-брюки. Такой комплект позволял широко шагать и делать растяжку. Была и другая разновидность гимнастического платья — матроска.


Воспитанницы Смольного института благородных девиц занимаются гимнастикой в матросках. 1910-е годы

Порой строгий свод правил девушки все-таки нарушали. К примеру, прикалывали к лифам платья карманные часы, надевали вычурные пелерины, экспериментировали с прической.


Воспитанница одной из московских гимназий с модными дамскими карманными часами на золотой цепочке у шеи. Москва, конец 1900-х годов

Гимназистка в форменном платье с необычной пелериной. 1912 год

Гимназистка в форменном платье из темной шерсти, с зонтиком. 1912 год

Жизнь в закрытых женских институтах сегодня может показаться скучной и неинтересной. Но руководство таких учебных заведений всячески пыталось вносить оживление в этот казарменный порядок. В течение года отмечали праздники, устраивали маскарады и выпускные вечера. Проводили и балы, на которых танцевали кадриль, вальс, польку. Правда, кавалеров на таких мероприятиях не было, девушки танцевали друг с другом. Самым знаменательным событием, как и сегодня, для любой ученицы был выпускной вечер. Платье для него начинали шить еще в январе. Девушкам, отличившимся особыми успехами в учебе, вручали медали. Прочие ученицы получали в подарок книги.


Воспитанница Смольного института благородных девиц в выпускном парадном платье. Санкт-Петербург, 1890-е годы

Школьные годы всегда останутся в памяти каждой. А с такими чудесными архивными фотографиями их не забудут и потомки.


Девочка в школьном платье с фартуком. Грайворон, 1900 год

Девочка Аня в гимназическом платье с кокеткой. Витебск, 1905 год

Девочка в гимназическом платье с фартуком и отделкой плиссе. Уральск, 1907 год

Девочка в гимназическом платье с фартуком. Нижний Новгород, 1895 год

Брат с двумя сестрами. Старшая девочка в домашнем платье с отделкой оборками, младшая в гимназическом платье с фартуком. Мальчик в стилизованной косоворотке и панталонах, заправленных в высокие ботинки. Киев, 1890-е годы

Три девочки в гимназических платьях с фартуками. Орел, 1880 год

Материал подготовлен с использованием следующих источников:

  • «Детская мода Российской империи», А. Васильев;
  • «Русская мода.150 лет в фотографиях», А. Васильев;
  • «Костюм и мода Российской империи. Эпоха Николая II».

 
Теги: Витебск, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Предлагаем узнать, какой была школа 150 лет назад, почитать интересные факты о том, каким было образование юных леди, и полюбоваться формой прошлых столетий.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика