«Гонорары могут и 100 долларов быть». Парень получил серьезное образование, но зарабатывает музыкой
16.09.2019 18:24
—
Разное
|
«В сознании многих людей, в том числе и моих родителей, музыкант — это несколько рискованная профессия. И когда пришло время выбирать, куда поступать, я подал документы в БНТУ и впоследствии стал дипломированным энергетиком», рассказывает Максим Быков, ныне музыкант и преподаватель по гитаре. Сейчас парень не только занимается любимым делом, приобщая к музыке других, но и зарабатывает этим на жизнь. FINANCE.TUT.BY побывал в гостях у Максима и узнал, легко ли находить подход к совершенно разным ученикам и можно ли обеспечить себя и семью музыкой. «Флейта и боксерские перчатки у меня лежали в одной сумке»Максим проводит занятия на дому, в своей небольшой квартире центре Минска. Пока ученица старательно извлекает звуки из гитарных струн, преподаватель считает в голос «раз и, два и», чтоб та не сбивалась с ритма. Из гитарного чехла девушки, который стоит на диване, выглядывает толстый серый кот. — Это мой ассистент, — шутит парень. — Он любитель проверять сумки, рюкзаки и чехлы от инструментов учеников. Музыкальный путь Максима начался вовсе не с гитары. В шесть лет он очень захотел учиться музыке. Не долго думая, мама с папой отдали его в музыкальную школу на фортепиано. Однако сходив на пару занятий, он понял, что этот инструмент ему совсем не по душе и бросил учебу. Родители не настаивали. — Однако ровно через год, когда я учился в 1 классе общеобразовательной школы, к нам пришла преподавательница из музыкальной школы и отобрала детей с музыкальным слухом. Я попал в их число, и мы с мамой снова отправились в музыкалку, но на этот раз инструмент выбирали более тщательно, — вспоминает Максим. — Мы ходили по разным классам во время занятий и я смотрел, как другие дети играют на разных инструментах. И вдруг из большого зала донеслись звуки какого-то инструмента, нам очень понравилось звучание. Мы пошли туда, это оказалась флейта. Нам обоим инструмент очень понравился. Меня тут же прослушала преподавательница, очень лестно отозвалась о моих музыкальных способностях, и решение было принято. Здесь Максим успешно отучился 5 лет и получил диплом об окончании по классу флейты. Во время последнего года учебы в музыкалке Максим увлекся еще и… боксом. — Занятия боксом и флейтой часто шли одно за другим. Поэтому флейта и боксерские перчатки у меня лежали в одной сумке. И каждый раз моя преподаватель по флейте смеялась над боксерскими перчатками, а тренер по боксу спрашивал, что это за такой инструмент в чехле, просил показать, — с улыбкой рассказывает Максим. — Боксом я занимался 2 года, за это время провел 20 боев, из них в 16 одержал победу. В общем, тоже были определенные успехи. Тренер очень рекомендовал и дальше развиваться в этом направлении, но я решил остановиться, потому что на тот момент все мои мысли уже были заняты гитарой. «Отыграю серьезную программу, вы меня возьмете сразу в третий или четвертый класс»Гитарой парень увлекся благодаря ДДТ. Он говорит, что ему всегда нравилась эта группа. А однажды мама, возвращаясь с отдыха, купила ему диск с песнями этой группы. И вдохновившись, Максим начал брать частные уроки игры на гитаре. — Спустя год, в 10 классе, понял, что снова хотел бы окунуться в атмосферу музыкальной школы — академических экзаменов, конкурсов, концертов, которые были, когда я там учился. И я пришел в кабинет замдиректора музыкальной школы с предложением: «Давайте я вам отыграю серьезную программу, а вы меня возьмете сразу в третий или четвертый класс», — рассказывает Максим. — Так и случилось. Причем не только взяли сразу в четвертый класс, но и отправили на международный конкурс, поскольку я довольно неплохо уже на тот момент владел инструментом. В 11 классе Максим решил научиться играть и на электрогитаре. — В момент сдачи тестов моя голова была занята музыкой. С другой стороны, это отвлекало от напряженной экзаменацеонной обстановки. Я отличием закончил Гомельский городской лицей № 1 и хорошо сдал тесты, поэтому мог поступать практически в любой вуз в Беларуси, — продолжает Максим. — Сразу планировал остаться в Гомеле, но перед самой подачей документов резко изменил свое решение и уехал в Минск. Родители были в шоке. Выбор пал на БНТУ, энергофак. На вопрос, почему же он не пошел в музыкальное училище, Макс отвечает анекдотом. — Встречаются два знакомых. Один говорит другому: «Привет! Ты сейчас где работаешь?». «Да я музыкант», отвечает он ему. «А, ну понятно, а работаешь где?». В сознании многих людей, и в частности моих родителей, музыкант — это несколько рискованная профессия, которая может не давать стабильного дохода. С уверенностью могу сказать: чтобы профессионально связать свою жизнь с музыкой, очень важна поддержка и одобрение семьи. Родители должны понимать и оценивать возможные перспективы этого направления. Я благодарен моим родителям, за то, что они никогда не препятствовали моим занятиям. Отец мой — инженер-энергетик-проектировщик, а мама математик, програмист. Меня всегда настраивали к получению «нормальной» профессии, а музыка — это хобби. Я и сам понимал и принимал это. И не сказать, что я жаждал стать энергетиком. Наверное, пошел по стопам отца. В университете Максим продолжил играть. А на третьем курсе и вовсе занялся музыкой очень плотно. Тогда у него появился первый коллектив, с которым он играл каверы на мировые хиты различных в заведениях Минска. — После университета я распределился и отработал 2 года в Минских коммунальных тепловых сетях. Потом устроился главным энергетиком в сеть продовольственных магазинов, — перечисляет музыкант. — И все бы ничего, но в какой-то момент я понял, что нужно остановиться, взять паузу и понять, чем же я хочу заниматься дальше. И как раз в это самое время одна кавер-группа пригласила парня в свой состав и предложила уехать на работу по контракту в Китай или Дубаи. — Эта идея всерьез заинтересовала меня. И я согласился. Мы начали работать с этой группой, полгода выступали в Минске. Количество работы, которое у нас было, могло обеспечить и меня, и мою семью. За это время поменялось мое мышление, я стал думать как музыкант, то есть воспринимать музыку как профессиональную работу, а не как хобби. На контракт я так и не уехал, с группой спустя полгода разошлись. Однако и новое место работы, не связанное с музыкой, искать я не стал. Решил, что нужно продолжать двигаться в музыкальном направлении. Максим устроился преподавателем в частную музыкальную студию. Там работали молодые ребята, которые еще только начинали — открылись год назад. У них было маленькое помещение и "теплая атмосфера". — Меня сразу приняли в студию. Довольно быстро я влился в коллектив. На самом деле студия — это неплохой бизнес. Ребята сами устанавливали стоимость обучения, определяли нагрузку, расписание. 4 занятия в месяц в минских студиях сейчас стоят от 100 рублей — 45 минут, — отмечает Максим. — В студии я проработал около 2 лет. Но потом почувствовал, что уже могу отправиться в собственное плавание. Студия мне дала очень хороший старт и понимание методики и философии преподавательства. «Иногда гонорары могут составлять и 100 долларов на человека»Максим зарегистрировался как физлицо, стал платить единый налог и давать частные уроки игры. — Сейчас у меня около 20 занятий в неделю. Находят люди меня по рекламе в интернете, некоторым специализированным сайтам, через соцсети, ну и сарафанное радио помогает. Периодически одни ученики рекомендуют меня другим. Иногда муж подтягивает на занятия жену, коллега коллегу, брат брата и так далее, — рассказывает преподаватель. Пока Максим занимается только в индивидуальном порядке, то есть парных занятий и групповых у него нет. Но такую идею он обдумывает. — У меня есть опыт групповых занятий со времен работы в студии. Я достаточно долго вел группы по 5−6 человек 2 раза в неделю по 1,5 часа. Последняя особенно запомнилась. В ней было аж 6 прекрасных дам с совершенно разным укладом жизни и возрастом. Мы все очень сдружились за время курса. Конечно, за такой короткий срок, да еще и в группе, занятия менее эффективны, чем индивидуальные. Но определенный объем материала мы изучили и представление об игре на гитаре ученицы уж точно получили. Было очень весело, — вспоминает преподаватель. Одно занятие у Максима стоит 20 рублей. Это средняя, даже чуть ниже средней стоимости часового урока с репетитором на музыкальном инструменте по Минску. Вообще цены варьируются от 15 до 35 рублей за час. — Я исходил из стоимости занятий в студиях, когда я начинал, это было около 20 рублей, — комментирует цену музыкант. — Пока так. Мне очень нравится, что я сам могу влиять на стоимость моих услуг. Максим занимается со всеми, кто к нему приходит. У него нет прослушиваний и отбора как в музыкальной школе. Да и по возрасту ограничений нет — учатся и дети, и подростки, и люди средних лет. По поводу того, сложно ли заниматься с совершенно разными людьми с отличающимися музыкальными способностями — слухом, чувством ритма и так далее, музыкант говорит не лукавя, что «иногда бывает тяжеловато работать, но это, скорее, из-за сторонних причин, к примеру, плохой погоды или недосыпа. А то, что все разные, — это не сложность, а наоборот, делает работу более интересной». — Я не работаю в государственной музыкальной школе, где получают зарплату 300 рублей. Я финансово замотивирован научить. Да, ко мне приходят совершенно разные люди. Некоторые могут переработать и усвоить больше материала, которого я даю, некоторые — меньше. Есть те, которые дома не занимаются и мы все разучиваем на занятиях. И даже эти ученики начинают играть лучше. Некоторые со временем начинают играть и дома, потому что видят, что у них получается. В любом случае то, что я вкладываю в своих учеников, выливается в довольно неплохие результаты. И это очень приятно. Мне интересно погружаться в среду и восприятие того человека, с которым занимаешься. У меня никогда не возникает мыслей, что мне нужно просидеть час, ученик мне что-то там сыграет и я его отпущу. Максим говорит, что в месяц он зарабатывает около 400 долларов в эквиваленте. Но это не единственный его доход. Кроме преподавания, он играет в кавер-бенде, участвует в авторском проекте одного из известных белорусских исполнителей. — Во времена работы в студии мне предложил сотрудничество Ян Женчак — это известный белорусский исполнитель, он работал в «Песнярах», когда там был солистом Леонид Борткевич. У него всегда были свои проекты с тяжелой музыкой. До сих пор играем вместе, — рассказывает гитарист. — С Яном нас приглашают на различные фестивали. Это тоже возможность заработать. Иногда гонорары могут составлять и 100 долларов на человека. В авторской среде платят в зависимости от твоего статуса. Чем популярнее музыканты, тем выше гонорар. «На юбилеях, свадьбах ценник начинается от 400 долларов на всех участников бенда»Также Максим играет в кавер-бэнде «Miami». Ребята выступают в том числ на свадьбах и корпоративах. — У нас есть полноценный бенд с пятью музыкантами, стандартным набором инструментов, всей необходимой аппаратурой и большим репертуаром. Есть акустический состав, здесь уже другой репертуар, — говорит парень. — С акустической программой выступаем в различных заведениях. Гонорары там варьируются от 50 до 90 рублей на человека. На юбилеях, свадьбах и прочих мероприятиях ценник другой, начинается от 400 долларов на всех участников бенда. Разницу в цене дает и то, со своей аппаратурой мы едем выступать или нет. Наша аппаратура дополнительно оплачивается. Как рассказывает репетитор, в году есть два сезона, когда кавер-бенд наиболее востребован. — Это зима - предновогоднее время, когда много корпоративов, и начало лета, когда у школьников и студентов выпускные, — поясняет Максим. — В этом году у нас в июне было с полдесятка выступлений. Межсезонье — осень и весна, в основном заполняются клубными выступлениями. Сейчас от 4 до 7 выступлений в месяц. И от 7 до 10 за сезон выступлений на свадьбах и корпоративах. Кроме того, музыкант иногда записывает дома гитарные партии для музыкантов. Это стоит 30−50 долларов. — Есть огромное количество веточек и направлений, в которых можно развиваться и выйти еще на какие-то дополнительные доходы, — уверен Максим. — Могу сказать однозначно, что на музыке можно заработать на жизнь. Сейчас я могу себе позволить гораздо больше, чем когда работал энергетиком. Причем заработок тебя может настигнуть там, где совсем не ожидаешь. Куда-то пригласят, на какой-то корпоратив, свадьбу или даже несколько мероприятий может появиться всего за пару дней. Еще один огромный плюс — я могу сам планировать свое время. Мне очень нравится, что я сам могу определить режим своей работы. Конечно, нужна железная самодисциплина. У меня пока получается самоорганизовываться. Максим говорит, что сейчас работать на дядю вряд ли бы пошел. — На этом этапе мне сложно рассматривать обратное движение. Работать на кого-то я стал бы только том случае, если бы только в компании был очень грамотный руководитель и система, по которой она работает. Чтобы действие каждого сотрудника было рациональным. Ну и конечно адекватная оплата труда, — заключил музыкант. — Но это встречается не так часто. Читайте такжеЧтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Мы побывали в гостях у репетитора по гитаре Максима Быкова и узнали, легко ли находить подход к совершенно разным ученикам и можно ли обеспечить себя и семью... |
|