От «Короля Лира» до «Цинковых мальчиков»: какие театральные премьеры ждать в новом сезоне
19.09.2019 09:08
—
Разное
|
Начало театрального сезона — время премьер и презентации творческих планов. AFISHA.TUT.BY не поленилась и составила для вас гид от сентября до декабря. Чтобы вы точно не пропустили премьеры Елизарьева и Пинигина. Знали, куда пойти с детьми. И поучаствовали в новом спектакле по Алексиевич.
Республиканский театр белоруской драматургии открыл сезон декадой спектаклей к юбилею художественного руководителя Александра Гарцуева. На что-то из этой великолепной десятки, проверенной репертуаром, еще можно попасть. А ближайшая премьера РТБД ждет зрителей уже в конце сентября. Режиссер Татьяна Троянович работает над спектаклем «Вар'ятка» по пьесе Надежды Птушкиной. В фокусе внимание режиссера и драматурга — отношения мужчины и женщины и критерии нормальности, принятые обществом. Думаю, многим минским зрителям запомнился спектакль Троянович по пьесе Ивана Вырыпаева «Иллюзии», и тем интереснее, каким станет продолжение разговора о любви и нормальности на сцене РТБД.
В столичный репертуар возвращается один из лучших текстов драматурга Николая Рудковского «Дожить до премьеры». Долгое время спектакль по этой пьесе шел в Республиканском театре белорусской драматургии. А в сентябре мы увидим премьеру версии режиссера Сергея Куликовского в Новом драматическом театре. «Дожить до премьеры» — это ироническая попытка конкретного человека связать себя с историей, действительно понять ее. Актриса Вера получает в театре роль партизанки и начинает готовиться к премьере, вживаться в образ. Понять, что чувствовали люди на войне, она пытается через быт: устраивает мужу-бизнесмену фашистские облавы среди ночи; отправляет вещи «в эвакуацию», лишая семью привычного и необходимого; обливается водой на морозе, как в рассказах о пытках подпольщиков. Жанр этой пьесы можно уточнить: не просто комедия, а черная комедия, но с глубоким подтекстом-рефлексией.
Театр кукол открыл сезон шведской сказкой, которую в середине 1980-х знал и любил каждый советский ребенок — о цыпленке Тутте и лисенке Людвиге. Ну кто не помнит песню про тайну цвета апельсина из фильма «Рыжий, честный, влюблённый» Леонида Нечаева? Или чету лис в исполнении Альберта Филозова и Екатерины Васильевой? Режиссер из Санкт-Петербурга Екатерина Ложкина-Белевич вдохновилась детскими воспоминаниями о сказке Яна Экхольма и решила прочитать ее по-новому. Но, несмотря на вариации прочтений, главным в ней так и останется вопрос о дружбе: можно ли подружиться, когда вы так не похожи, и что этому мешает? Кстати, музыкальный акцент у спектакля тоже есть — музыку к сказке написал Леонид Павлёнок, знакомый многим как фронтмен группы «НагУаль».
Белорусским балетоманам придется потерпеть — первые премьеры ждут их только в конце осени и начале зимы. Сначала Ольга Костель выпустит «Анну Каренину» Петра Чайковского, а потом Валентин Елизарьев представит публике возобновленную версию «Сотворения мира» Андрея Петрова. А вот любители оперы уже обсуждают премьеру, которой открылся сезон, — «Князь Игорь» Александра Бородина в постановке Галины Галковской. Можно предположить, что в топе тем режиссерская трактовка Галковской, на которой она делала акцент до премьеры. Князя Игоря сегодня часто представляют неудачником, но в новой версии ключевым становится не поход, где князь теряет дружину и оказывается в плену. Режиссер сосредотачивается на поиске ответа: «Для чего Игорь идет в поход?»
Культурный хаб Ok16 сделал ставку на современную поэзию. Первым спектаклем сезона стала премьера «М.», в основе которой сборник поэзии Вальжины Морт «Эпідэмія ружаў». Возможно, кто-то из зрителей уже видел эскизы «М.» в рамках других мероприятий культурного хаба — идея этой постановки возникла во время Летней резиденции Оk16 в 2018 году. Но сейчас work-in-progress превратилась в полноценный спектакль, где три поколения белорусских женщин (дочка, мама и бабушка) пытаются что-то понять о себе и о том, как нужно жить в этом сложном мире. Кстати, обратите внимание, что некоторые премьеры Оk16 показывает только в сентябре, так что не пропустите 20 и 28 сентября перформанс-путешествие Сергея Пояркова «E)(it», действие которого разворачивается среди выставки картин культового белорусского художника Алеся Родима «Мифологемы тысячелетия».
Центр визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн» начал сезон дебютной постановкой режиссера Антона Макухи «Arche & Ket». На эту постановку стоит обратить внимание тем, кто любит открывать для себя новые театральные имена. А здесь их сразу два: Антон Макуха, которого зрители заметили в спектаклях Купаловского и независимых театральных проектах, но еще не видели в качестве режиссера, и Дмитрий Учанеишвили — современный грузинский драматург, который почти не знаком минской публике. Текст Учанеишвили — запутанная и длинная история любви: немножко «Елизавета Бам» Даниила Хармса, немножко мелодрама, немножко детектив. Антон Макуха воплощает ее на сцене в достаточно сложной форме: видео + хореография. И режиссерские поиски языка, при всех огрехах дебютной работы, — это как раз то, ради чего «Arche & Ket» стоит посмотреть, особенно видеосцены с влюбленными.
Независимая театральная компания HomoCosmos открывает свой первый сезон резидентства: три спектакля из пяти, которые планирует выпустить HomoCosmos до середины 2020 года, в Минске поставит российский режиссер Олег Христолюбский. Сейчас он работает над постановкой, которую публика увидит в ноябре — «Мальчики» по книге Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики». Книга лауреата Нобелевской премии о войне в Афганистане станет отправной точкой для размышлений о военных конфликтах современности и войне как таковой. Олег Христолюбский активно работает с новыми театральными формами. На спектакле «Мальчики» зрители окажутся в непривычных условиях: зала с креслами не будет, сцены тоже, только пространство, объединяющее актеров и зрителей, предлагающее взаимодействовать. Еще к одному популярному театральному жанру — спектакль-променад — Олег Христолюбский обратится весной. Спектакль «Орфей» предложит зрителям поразмышлять о смерти, перемещаясь в пространстве (например, отправляясь за город на машине). И между двумя этими достаточно резкими высказываниями под Новый год Христолюбский поставит белорусскую сказку (название пока не объявили). Обещают, что это будет альтернатива классическим елкам, которой так не хватает многим родителям в Минске.
Для Купаловского этот сезон особенный — юбилейный, 100-й. Такая круглая дата позволяет зрителям надеятся на изобилие ярких событий. Например, на недавней пресс-конференции прозвучали громкие анонсы и обещания вернуть в репертуар «Тутэйшых» и «Ідылію». Но первой премьерой сезона станет «Кароль Лір» в постановке Николая Пинигина. Главную роль в одной из самых известных трагедий Шекспира исполнит актер, которого сегодня мы чаще видим в комедиях, — народный артист Беларуси Виктор Манаев. Поэтому новая работа в галерее его трагических образов не может не вызвать особенного интереса. Еще одна составляющая, которая вызывает любопытство, — сценография Екатерины Шиманович. Художница запомнилась публике своими ярками работами на камерной сцене («Запалкі», «Радзіва „Прудок“») и на большой («Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях»). Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
AFISHA.TUT.BY не поленилась и составила для вас гид от сентября до декабря. Чтобы вы точно не пропустили премьеры Елизарьева и Пинигина. Знали, куда пойти с детьми. И...
|
|