Часовню-усыпальницу князей Святополк-Мирских в г.п. Мир, построенную в начале ХХ века, не тронул ни один снаряд двух прогремевших войн, хотя находящиеся рядом постройки сильно пострадали. Предание гласит, что усыпальницу охраняет ее ангел.
Проект церкви-усыпальницы был разработан петербургским архитектором Робертом Марфельдом по распоряжению вдовы князя Николая Ивановича Святополк-Мирского — Клеопатры Михайловны Святополк-Мирской.
Роберт Робертович Марфельд, уроженец Кронштадта, был академиком архитектуры и главным архитектором Министерства внутренних дел России, который известен своими шедеврами в стиле модерн. Выбор зодчего объяснялся родственными связями: племянник князя Николая Ивановича, Пётр Дмитриевич Святополк-Мирский, был в 1904–1905 годах министром внутренних дел. Чертежи усыпальницы также датируются 1904 годом. Строительство началось в 1904 году и продолжалось до 1910 года (по другим данным до 1911 года). В память о Николае Ивановиче усыпальница была освящена в честь святого Николая.
Главный фасад часовни-усыпальницы украшен большим многоцветным мозаичным панно — Спас Нерукотворный «Христос Пантократор». По некоторым сведениям, панно было выполнено в знаменитой мозаичной мастерской Фролова в Санкт-Петербурге. По другой версии, его изготовил мозаичист из Познани, в паре с которым работал местный мастер Панько Иван Прокопович.
Так или иначе, мозаика с ее насыщенными цветами, сияющим золотым фоном и пристальным взглядом Христа производит сильное впечатление.
Мозаика сделана так, что, с какой стороны на нее ни посмотришь, глаза Христа обязательно встретятся с твоими.
Живописную асимметричность фасаду усыпальницы придает башня-звонница, на которой находится рельефный герб-картуш князей Святополк-Мирских. Оригинальный картуш в 1970-х годах неожиданно рухнул, разбившись на несколько частей, и до реставрации хранился в Национальном музее истории и культуры Беларуси в Минске.
В 1939 году княжеская усыпальница была разграблена, а оставшееся имущество в 1940 году вывезли в Свято-Георгиевскую церковь на православном кладбище поселка Мир. Что касается иконостаса и утвари из усыпальницы, то они пострадали, даже несмотря на перемещение в кладбищенскую церковь: в марте 1966 года туда ворвались неизвестные люди, повредившие иконостас. В 1994 году иконостас был перевезен в церковь поселка Березовка (Лидский район). Осенью 2009 года в усыпальнице Святополк-Мирских установлен новый иконостас — копия первоначального. В 2007 году на звоннице появился новый колокол. Небольшие надвратные иконы не сохранились и были созданы заново белорусскими реставраторами.
Реставрация в интерьерах усыпальницы князей Святополк-Мирских завершилась в 2008 году, когда сюда стали пускать туристов.
Усыпальница разделена на два самостоятельных уровня: верхний, куда мы попадаем прямо от входа, представляет собой небольшую церковь, а внизу находится собственно крипта с княжеской усыпальницей, которая была рассчитана архитектором на 20 захоронений.
Собственно церковь состоит из притвора, основного помещения храма (это небольшой молельный зал для семейных богослужений) и алтарной части, отделенной иконостасом с семью иконами.
Интерьер церкви усыпальницы воссоздан по сохранившимся документальным фотографиям. Также в церкви установлены облицованные кафелем воссозданные печи.
В витринах демонстрируются иконы русской школы начала ХХ века из фондов Национального художественного музея Республики Беларусь. Рассмотреть иконы за стеклом довольно трудно.
Сейчас в крипте шесть захоронений: князя Николая Святополк-Мирского (первоначально он был погребен у стен одного из храмов в центре поселка, но затем перезахоронен), его супруги княгини Клеопатры Михайловны, их внучки Сонечки (дочери сына Ивана), а также двоих сыновей: Ивана и Михаила. Кто покоится в усыпальнице шестым, до сих пор не установлено, хотя есть несколько версий.
Мирская земля славится не только всем известными памятниками архитектуры, но и людьми, имена которых сохранят благодарные потомки в веках. Один из них Новицкий Михаил Владимирович, который сыграл важную роль в сохранении часовни-усыпальницы.
Родился Михаил Владимирович 9 декабря 1912 г. в деревне Слободка Столбцовского района Барановичской области в семье крестьян. Его несколько раз арестовывали польские власти. Некоторое время находился в заключении вместе с Я. Брылём, М. Танком в тюрьме города Дзержинска.
С мая 1933 г. был членом КПЗБ. С весны 1940 года Михаил Новицкий состоял в молодежной подпольной организации. Во время Великой Отечественной войны был командиром разведки Барановичского соединения «Комсомолец». С июня 1944 года Михаил Владимирович стал директором Мирского спиртзавода.
Есть воспоминания дочерей Михаила Владимировича Тамары и Инны о том, как в 1948 году он участвовал в спасении церкви-усыпальницы в г.п. Мир.
В 1948 г. был издан приказ об уничтожении усыпальницы. Но не все коммунисты были ярыми противниками религии и святынь. Царюк В. З., первый секретарь Барановичского обкома партии, предупредил Михаила Владимировича о решении взорвать церковь. В это время было принято решение Мирского поселкового Совета депутатов о необходимости использовать усыпальницу в качестве зерносклада. Такая необходимость была мотивирована тем, что на спиртзаводе отсутствует складское помещение для зерна. При этом пришлось умело повредить крышу зерносклада на спиртзаводе, и под покровом ночи рабочие перенесли зерно в усыпальницу. Решение об использовании усыпальницы в качестве зерносклада подписал председатель исполнительного комитета Мирского поселкового Совета депутатов П. Железнякович. Около десяти лет зерно сыпали в здание церкви. Так она была спасена.
К слову, часовня-усыпальница хорошо сохранилась и больших работ по проведению в прежнее состояние не требует. В предании о ней утверждается, что усыпальницу охраняет ее ангел, потому что разрушалась она частично только от времени. Ее не тронули снаряды прошедших войн, хотя совсем рядом другие постройки сильно пострадали.
Светлана ТУРОК,
библиотекарь Мирского художественного профессионально-технического колледжа
✏ Подписывайтесь на телеграм-канал «Гродно Медиа Group» по короткой ссылке