Законом Республики Беларусь от 23 июля 2019 г. N 231-З «Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства» были внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты страны, касающиеся вопросов прохождения военной службы.

В частности, в Закон Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. «О воинской обязанности и воинской службе» (далее — Закон) были внесены изменения по вопросам предоставления отсрочки от призыва на срочную военную службу, службу в резерве для продолжения образования, обжалования решений призывных комиссий и др. Так, учащимся, получающим профессионально-техническое образование, среднее специальное образование в очной форме получения образования, студентам, получающим высшее образование I ступени в очной форме получения образования, а также гражданам, обучающимся в учреждениях образования в очной форме получения образования за границей, в том числе по направлениям республиканских органов государственного управления (государственных организаций) в рамках реализации государственных программ отсрочка  предоставляется только один раз. Также сокращен срок обжалования решения призывной комиссии с 1 месяца до 1 недели, что будет играть положительную роль, поскольку более длительный срок обжалования препятствовал выполнению мероприятий призыва в отношении конкретного гражданина (отправка в войска завершалась раньше, чем принималось решение по жалобе). Кроме того, предусмотрена возможность ограничения выезда за пределы Республики Беларусь не только граждан, неисполняющих воинскую обязанность, но и граждан, нарушающих обязанности по воинскому учету.

В Законе впервые появилась норма, в соответствии с которой при  уклонении граждан, не состоящих в запасе, от призыва на срочную военную службу, службу в резерве до достижения ими 27-летнего возраста или неисполнения ими обязанностей по воинскому учету, установленных Законом, вследствие чего стало невозможным их оповещение о необходимости явки на мероприятия по призыву на срочную военную службу, службу в резерве, районная (городская) призывная комиссия при достижении такими гражданами 27-летнего возраста с учетом совокупности обстоятельств допущенных нарушений может принять, а при установлении факта уклонения вступившим в законную силу приговором суда — принимает решение о признании их не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. В случае принятия в отношении граждан таких решений они не смогут поступить в дальнейшем на государственную службу и военную службу по контракту, а также на службу в органы внутренних дел, МЧС, СК, органов финансовых расследований КГК и др.

В Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. также внесены дополнения, касающиеся вопросов возмещения средств, затраченных государством на подготовку специалистов. В частности,  выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения, направленные на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), добровольно поступившие на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь и прослужившие не менее срока обязательной работы, освобождаются от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на их подготовку.

В целях установления дополнительных гарантий отдельным категориям граждан Жилищным кодексом Республики Беларусь от 28 августа 2012 г.   предусмотрено предоставление первоочередного права на получение жилого помещения госжилфонда в общежитии учащимся и студентам, осваивающим содержание образовательных программ среднего специального образования, высшего образования I ступени, из числа лиц, имеющих рекомендации воинских частей на обучение в учреждениях среднего специального образования и учреждениях высшего образования и прошедших срочную военную службу либо службу в резерве (выслуживших установленный срок военной службы по призыву либо службы в резерве и уволенных со срочной военной службы либо службы в резерве в запас).

Прокуратурой Минской области на постоянной основе в поднадзорных военных комиссариатах и призывных комиссий осуществляются проверки по вопросам соблюдения законодательства при призыве граждан на военную службу, а также  исполнение гражданами иных обязанностей воинского учета. Особое внимание в нынешней призывной компании уделялось вопросам применения на практике указанных новшеств законодательства, исключения случаев их различного толкования. В ходе проведенных проверок нарушений требований законодательства с учетом внесенных изменений не выявлено.

Проверки показали, что должностными лицами указанных органов проводится работа, направленная на исполнение гражданами своих обязанностей. При установлении фактов нарушений, виновные в этом лица привлекаются к установленной законом ответственности, и такой подход в определенной степени стимулирует граждан, предупреждая совершение ими подобных нарушений. Вместе с тем,  не все граждане, состоящие на воинском учете, знают положения законодательства  и добросовестно исполняют возложенные на них обязанности в силу различных причин, в том числе иногда и осознанно.

В связи с этим, необходимо напомнить гражданам,  что защита Республики Беларусь является конституционной обязанностью и священным долгом каждого гражданина Республики Беларусь (ст.57 Конституции Республики Беларусь).                 Граждане, состоящие на воинском учете должны неукоснительно соблюдать обязанности, предусмотренные ст.18 Закона «О воинской обязанности и воинской службе». Статьей 10 указанного Закона предусмотрено, что граждане, не явившиеся без уважительных причин в место и срок, указанные в повестках или направлениях военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет, нарушившие обязанности по воинскому учету, уклоняющиеся от мероприятий по призыву на воинскую службу, либо от явки на сборы или занятия и учебные сборы, либо от воинского учета или отказавшиеся от получения повесток или направлений военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

 Такая ответственность предусмотрена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (ч.3 ст.25.1) за неявку без уважительных причин на мероприятия по призыву на воинскую службу по повестке или направлению военного комиссариата (обособленного подразделения военного комиссариата) (в том числе неявка гражданина, отказавшегося от получения таких повестки или направления) или в сроки, установленные законодательством, если данная неявка не воспрепятствовала принятию и (или) реализации решения призывной комиссии (военного комиссара) об исполнении гражданином воинской обязанности. Ответственность за данное правонарушение   предусмотрена в виде  предупреждения или наложение штрафа в размере до пяти базовых величин.

Уголовным кодексом Республики Беларусь (ч.1 ст. 435) предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от мероприятий призыва на воинскую службу.

Призыв граждан на срочную военную службу, службу в резерве включает следующие мероприятия: явку и проведение медицинского освидетельствования (обследования); заседание призывной комиссии; явку призванных граждан в военный комиссариат (обособленное подразделение), на призывной (сборный) пункт для отправки к месту срочной военной службы; нахождение в военном комиссариате, на призывном (сборном) пункте до отправки к месту срочной военной службы, службы в резерве; отправку призванных граждан к месту срочной военной службы, службы в резерве и др.

Уклонение от мероприятий призыва, в частности, может выразиться в неявке без уважительных причин на медицинское освидетельствование (обследование), заседание призывной комиссии, на призывной пункт в установленный и указанный в повестке срок и т.п.

Лицо, совершившее такое преступление, наказывается штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

Частью 2 указанной статьи предусмотрена ответственность за уклонение от мероприятий по призыву на воинскую службу, совершенное путем умышленного причинения себе телесного повреждения, либо симуляции заболевания, либо подлога документов или иного обмана. Наказание за такое преступление предусмотрено в виде ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок. При этом, призывник, резервист или военнообязанный, впервые совершившие деяния, предусмотренные частью 1 указанной статьи, частью 1 статьи 436 и статьей 437 Уголовного Кодекса, могут быть освобождены от уголовной ответственности, если содеянное явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.

Старший прокурор отдела  прокуратуры Минской области младший советник юстиции, Денис Гирловский.