Глеб Лапицкий: «Славянский базар» никогда не ставил перед собой мелких задач
12.07.2022
—
Разное
| Mir24.TV Belarus
Источник материала: Mir24.TV Belarus Чем запомнится «Славянский базар-2022»? Накануне открытия международного фестиваля искусств его директор Глеб Лапицкий стал героем программы «Евразия. Дословно» на телеканале «МИР». – Мы в самом сердце «Славянского базара», мы находимся в летнем амфитеатре. Уже с 13-го числа здесь начнутся, стартанут, как мы говорим, первые концерты. Ну а пока я слышу голоса хищных птиц. Это та самая система оповещения или обороны? Глеб Лапицкий: Ну, можно сказать, оповещения. Да, действительно, летний амфитеатр – это достаточно большая архитектурная конструкция, которую надо защищать, оберегать. – От кого? Глеб Лапицкий: В том числе и от птиц. Хищные голоса их отпугивают. – Ну я слышу только голос вороны. Глеб Лапицкий: Нет, вы не все голоса птиц знаете. Ну на самом деле наши птицы адаптировались, также как и зрители «Славянского базара», поэтому они часто к нам прилетают. – Когда вы ее включаете? Глеб Лапицкий: Она звучит тогда, когда ничего другое не звучит. А когда звучит музыка, птицы сюда и не летят. И когда мы уже начинаем вывешивать оборудование, это, в первую очередь, для того, чтобы защищать его. Потому что очень дорогостоящее оборудование, очень дорогостоящие динамики, дорогостоящее покрытие нашей конструкции. Поэтому мы прибегаем к таким вот, не сказать, что современным методам, на самом деле они уже давно прижились и хорошо существуют. – И еще очень важно, чтобы зрители «Славянского базара», которые уже к дождю, конечно, привыкли, но все-таки не мокли. Я знаю, что часть зала все-таки, когда погода ненастная попадает под дождь. Не шла речь в последнее время о том, чтобы, может быть, какой-то дополнительный навес обустроить? Глеб Лапицкий: Мне кажется, что, если провести социологический опрос «что лучше: под зонтиком, но с фестивалем, либо со стенами, но в закрытом помещении?», многие выберут «под зонтиком на фестивале». – Может быть, вы так думаете, потому что вы не под зонтиком здесь сидите? Глеб Лапицкий: Нет, вы знаете, я сижу как раз на самых неудобных местах, и все члены нашей дирекции. Я думаю, для того, чтобы не потерять эту атмосферу открытой площадки. Ведь можно построить стены, решетки, а потом закрывать их чем-то. Мне кажется, что можно чуть-чуть потерпеть. Тем более, как показывает прошлый фестиваль, мы уже не уберегаемся от дождя, а просим, чтобы дождь пошел. – В прошлом году 32 страны приехали на «Славянский базар», а каких гостей ждем в этом году? Глеб Лапицкий: В этом году мы ждем тоже порядка трех десятков стран. Это совершенно разные страны, это и Пакистан, и Мексика, и Соединенные Штаты Америки, это и наши близлежащие страны. Ну, конечно, мы реагируем так, как необходимо по времени, и мы живем все в реальных условиях. Поэтому каждый день и наша международная служба, и вся дирекция работает для того, чтобы наш фестиваль и в 31-й раз доказал, что через искусство идем к миру и взаимопониманию. – Каким образом формируется портфель приглашений? Вы приглашаете, рассылаете заявки по разным странам? Каким образом страны из Латинской Америки, из Африки выходят на этот фестиваль? Глеб Лапицкий: Фестиваль «Славянский базар» – это не только дирекция. Это огромная организационная структура, которую возглавляет вице-премьер, он руководит республиканским оргкомитетом. Поэтому точно так же, как и мы там есть, представители дирекции, есть представители Министерства иностранных дел, Министерства культуры, Министерства информации, и наша главная задача – донести разными путями, через разных людей информацию о том, что есть в Витебске, в Беларуси такой фестиваль. Ну и условия участия в нашем фестивале очень хорошие. Если мы говорим о наших конкурсах – это самые главные события нашего фестиваля, то можно сюда приехать, а отсюда уехать мало того, что знаменитым, но и с хорошим денежным портфелем. Ведь гран-при нашего фестиваля – 20 тысяч долларов. – Проходят какие-то отборочные соревнования, туры? Глеб Лапицкий: Два пути есть. Есть те ребята, которые непосредственно интересуются через наши дипломатические представительства, через наших партнеров. И мы как раз этими партнерами обзаводимся – и в Латинской Америке, и на Мальте, и в Казахстане, и в большинстве стран они есть. Вот как раз-таки отборочный тур – это уже вторая степень, можно сказать, настоящего. Вот, насколько мы знаем, в Казахстане отборочные туры проводятся. И в Казахстане отборочный тур на «Славянский базар» – это практически один из главных конкурсов в их стране. Потому что, действительно, в Казахстане очень хорошая школа, и они каждый год сюда приезжают. Российская Федерация точно так же, аналогично, на государственном уровне проводится. Конечно, наша мечта – чтобы везде были такие настоящие, серьезные отборы. Согласно нашим правилам, все мы получаем заявки где-то до середины апреля, все эти заявки обрабатываются, ребята получают подтверждение, что они будут участвовать в «Славянском базаре». А дальше начинается огромный титанический проект: мы должны расписать вместе с президентским оркестром фонограммы, мы должны отправить это ребятам. И причем мы даже на этом уровне позиционируем себя, как очень большой мировой фестиваль. Когда ребята приезжают сюда, остается просто формальность. Они корректируют аранжировки, и наш президентский оркестр делает все по запросу наших конкурсантов. И так же вторая часть конкурса – это «Мировой хит», где они выступают вместе с шоу-балетом «Тодес» Аллы Духовой. В «Тодесе» есть статист, который ходит вместо нашего конкурсанта. И точно так же, когда сюда приезжает, есть несколько репетиций. – А кто впервые приедет на «Славянский базар» в этом году? Глеб Лапицкий: Вопрос, конечно, сложный для меня. Потому что за эти годы порядка восьми десятков стран мира уже побывало на «Славянском базаре». Но как премьера, в этом году в детском юбилейном конкурсе примет участие представитель из Мексики. – Как фестиваль работает без виз и для участников, и для желающих просто приехать как зрители? Глеб Лапицкий: – Давайте про гостей. Кого ждем в этом году? Со всеми уже договорились, или переговорный процесс еще идет? Глеб Лапицкий: Звезды все делятся на две большие категории. Есть первые, которые друзья фестиваля, с которыми практически договариваться не надо. Надо просто позвонить, сказать: «Мы вас ждем в июле». А есть те звезды, которые только открывают для себя фестиваль. – А есть список трудных артистов, к которым нужен особый подход, несколько раз позвонить? Глеб Лапицкий: Вы, задавая этот вопрос, хотите услышать какие-то фамилии? – Да. Глеб Лапицкий: А я всегда говорю очень четко для всех: нет трудных артистов. Каждый организатор должен решить так вопросы, чтобы этот артист появился на сцене. – Ну, к примеру, вы на оргкомитете. Будете звать Филиппа Бедросовича, вы звоните его представителю? Глеб Лапицкий: Это уже коммерческая тайна. Есть большие продюсерские центры, у которых не один артист. Есть артисты, с которыми ты договариваешься напрямую, и которые когда-то здесь начинали свой творческий путь, и тебе это уже как по наследству перешло, ты можешь напрямую позвонить и обратиться. Есть просто артисты, которые огромные друзья «Славянского базара», Беларуси, и которые этого приглашения ждут. Есть артисты, которые, например, ждут приглашения. Ты их не пригласил, и их фан-клубы начинают тебя атаковать. – Например? Глеб Лапицкий: Например, в этом году мы еще только решали пригласить Елену Ваенгу и думали, как состыковать ее концерт в БКЗ «Октябрьский» с нашим визитом. А тут нас забросали уже люди электронными обращениями: «Почему вы опубликовали в марте программу, а Елены Ваенги нет?» И мы вместе с ней решили, что мы не только сделаем ее выступление на сцене летнего амфитеатра, но и на сцене концертного зала в Витебске. Он одним из первых продался. И таких артистов очень много. Мы хотим, чтобы на «Славянском базаре» мы позиционировались не только по эстрадному, современному искусству. Но посмотрите, какая у нас театральная программа, филармоническая программа, кукольная программа, программа сольных концертов. – Сколько денег вкладывает в вас государство? Глеб Лапицкий: Государство вкладывает деньги в основные стержневые моменты. Это конкурс, представительства многих стран, все коммерческие концерты, которые проходят на фестивале. Это наш внебюджет, который в разные времена был до 90% бюджета фестиваля. На самом деле, самое главное, чем государство вкладывает, – это поддержкой и собственным ресурсом. Когда ты можешь в любой момент набрать вице-премьеру, министру, любому чиновнику, простому человеку, ты можешь выйти пообщаться. Потому что иногда даже не надо деньги, надо человеческое отношение и где-то очень умное административное решение. Поэтому это самое главное, поддержка государства и главы государства. – Кто в этом году будет в составе жюри? Глеб Лапицкий: Жюри я вам не скажу. Потому что мы в последние годы приняли такую тактику, что все-таки жюри должны конкурсанты увидеть здесь. Потом знаете, очень много есть критических замечаний, что кто-то кому-то что-то сказал. Поэтому не знаем, кто будет жюри. Это будет достойнейшее жюри – не только певцы, будут и инструменталисты, будут и хореографы. Это будут те люди, которые могут оценить не вокалиста, а могут оценить весь образ, начиная от того, как он вышел, как он одет. И, конечно, безусловно, самое главное – как он спел. – Сколько посадочных мест? Глеб Лапицкий: 6222. – Выссказали, что фактически сами себя окупаете. А билеты ведь совсем недорогие. Я посмотрела на открытие, если я не ошибаюсь, самый дорогой билет стоит около 200 белорусских рублей. В пересчете на российские, это около 5,5 тысяч рублей. Неужели вы можете за счет коммерческих концертов поддерживать и приглашать других артистов? Глеб Лапицкий: Ну, как показывает практика, можем. Во-первых, у нас есть очень верный партнер, у нас есть спонсоры фестиваля. Да, большая часть наших внебюджетных средств – это заполнение зала. И это как раз-таки билетная программа. И опять-таки, мы должны создавать продукт, который хорош для наших зрителей. – Конечно. Глеб Лапицкий: Мы говорим, что наш продукт доступный. – Вас ведь здесь уже знают, к вам подходят прохожие и говорят: «Привезите такого артиста, почему не приезжает этот артист?» Что за время вашей работы из таких народных запросов вам удалось воплотить в жизнь? Глеб Лапицкий: На самом деле, ты всегда варьируешь. И очень часто не понимаешь, почему происходит именно так. Иногда тебе кажется, что вот ты этого артиста придумал, и это круто. А иногда спрашиваешь, а он говорит: «Не, это не интересно, не интересно». А сейчас очень много же новых артистов появилось. Артисты интернета, артисты TikTok. И когда я организую, например, молодежный концерт, а у нас новая локация открывается в этом году, «Ритмы лета». Это молодежный фестиваль, open air. Ну, ди-джей Грув и ди-джеи, электронная музыка, это все понятно, они друг друга знают. Набрать молодых исполнителей и, когда ты понимаешь, что если раньше говорили: «На сцене артистка Советского Союза», например, София Ротару. И людям в зрительном зале уже не было разницы, что будет петь София Михайловна Ротару. Теперь все повернулось наоборот. Мы иногда объявляем артиста, и никто не знает, кто это. Но, как только зазвучали первые аккорды, зрители сразу встают, начинают двигаться и так далее. Это сейчас, и мы должны на этой волне тоже идти. И мне очень радостно, что люди, помимо популярных исполнителей концертов, интересуются, какая будет театральная программа. Люди не только любят танцевать и веселиться, но еще и любят думать. Мы, например, в этом году перешли к репертуарным спектаклям. И, я считаю, что это одна из заслуг нашей дирекции. Репертуарный спектакль очень сложно провести. Это театр 3D формат, это «Театр на Васильевском» питерский, это «Театр на Юго-Западе» московский, театр наш Якуба Коласа. И каждый показывает свой репертуарный спектакль. Но мы и дальше пошли. Мы вместе с ГИТИСом проводим театральную лабораторию. Для талантливой молодежи, для ребят, которые учатся у нас на актерских отделениях. Кто-то придет на филармоническую программу, например, послушать итальянского пианиста или Дидюлю. И они запомнят все. Ну если любят люди дискотеку 80-х и 2000-х, ну почему... – Кстати, будет же концерт тоже? Глеб Лапицкий: Ну вот здесь же все будем петь и танцевать, и под «На-На», и под «Отпетые vошенники», и под «Божью Коровку», и под «Дюну», и под «Арабески», они все будут здесь. Какой секрет «Славянского базара»? Секрет в том, что «Славянский базар» никогда не ставил перед собой маленьких задач. Вот чем сложнее нам, тем мы больше и больше развиваемся. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Чем запомнится «Славянский базар-2022»? Перед открытием международного фестиваля искусств его директор Глеб Лапицкий стал героем программы «Евразия. Дословно» на... |
|