«Это все, на мой взгляд, красивые сказки». Почему нормальный пиар бизнеса не может быть бесплатным. 21.by

«Это все, на мой взгляд, красивые сказки». Почему нормальный пиар бизнеса не может быть бесплатным

13.08.2024 08:01 — Разное | ProBusiness  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: ProBusiness


Недавно в Facebook мы наткнулись на нетривиальное описание вакансии для пресс-секретаря. Компания МТС ищет в команду человека, «который любит искать смыслы и не болеет графоманией». Среди прочего руководитель PR-группы компании МТС Мария Канасевич добавила в посте, что ей не подойдут любители, например, «Я писал (-ла), но мне не ответили», «Это невозможно», «Вообще-то рабочий день уже закончился» и так далее. Учитывая дефицит кадров на рынке, мы решили поговорить с Марией о том, почему уже на входе такой жесткий отсев, зачем вообще бизнесу пиарщики и пресс-секретари, а также об ошибках в пиаре. В конце статьи есть бонус с советами по поиску специалиста и для работы с пиар-агентствами.

«Многие собеседования длятся не более 5 минут»

— Скажу честно: я зацепился за пост об этой вакансии, потому что отсутствие в компаниях хороших пресс-секретарей и пиарщиков — это моя личная боль… Кажется, что это какой-то вымирающий вид…

— Ну пока есть я и еще несколько человек, мы попробуем вырастить новое поколение (улыбается, — прим. авт.).

— Было бы неплохо. А пока давайте обсудим, в чем все-таки работа пресс-секретаря, пиарщика в бизнесе. Мне кажется пиар не должен сводиться к вычищению того, что говорят сотрудники и руководство компании в прессе…

— К вычищению — нет, но вот следить за тем, чтобы все действия компании были поданы в позитивном ключе, а также, чтобы коммуникация была синхронизирована с Tone of Voice бренда — да! Поэтому, когда вы пишите «ошибки», мы пишем «опыт» (улыбается, — прим. авт.).

— Для меня важна истина. Даже если она связана, например, с жесткими решениями руководства. Ведь суть этих решений может быть вполне оправдана, но окраска чисто ментально сразу негативная…

— То, что я сказала выше, не убивает смысл. Факт остается фактом. Вопрос в подаче.


— Зато теряется живость, натуральность коммуникации. Вычещенные комментарии, искусственные фразы не вызывают доверия у аудитории…

— Лично я за «настоящность» во всем, чтобы душа была, характер. Тем более сейчас это модно. Согласна, что если все «вылизывать», то становится неинтересно и невкусно. Даже Instagram сегодня за «неидеальную картинку». Мне очень понравилось, когда в прошлом году люди стали фотографировать тарелки с начатой едой. В этом прям жизнь какая-то чувствуется.

— И насколько трудно сейчас найти на рынке человека, который бы такие ценности разделял да еще и хорошим специалистом был?

— Все люди «хорошо разбираются» в политике, футболе и в маркетинге с пиаром (смеется, — прим. авт.). Поэтому дефицита по откликам на вакансию нет. А вот найти тех, кто в этом разбирается по-настоящему, у кого есть компетенции и хотя бы базовое представление о работе, — большая проблема.

Многие собеседования длятся не более 5 минут. Наши HR-специалисты говорят: когда мы перешагнули за 10 минут, значит в человеке что-то есть (улыбается, — прим. авт.).

— А как это происходит? Вы сразу покидаете встречу, если понимаете, что человек не подходит?

— Я задаю пару вопросов и, если вижу, что внутри пусто, говорю: «Спасибо, мне все понятно. Вопросов больше нет».


— Довольно мило.

— Может быть, не совсем мило, зато четко. Просто я очень дорожу своим временем и умею видеть все, что будет дальше.

— Именно поэтому в посте в Facebook прямо по пунктам расписано, кто точно не подходит? Например, те, кто не готов иногда перерабатывать.

— Это уже, скорее, проверка в целом на лояльность к компании, вовлеченность в профессию и свою работу. А так больше оцениваю стандартные hard и soft skills. Я вообще противник переработок: хорошему специалисту должно хватать рабочего дня, чтобы закрывать свои задачи. Но всегда бывают форс-мажоры, когда приходится остаться на работе дольше, поэтому люди, которые принципиально в 18.00 уйдут даже в такой ситуации, нам точно не подходят.

Мне нужна мощная команда, которая при каких-то горящих проектах сможет сплотиться ради общей цели. Конечно, потом, когда уже можно выдохнуть, стараюсь всех вознаграждать. Я знаю, кто, когда и почему задержался, а также сколько я потом должна вернуть этому человеку.

«Чувство юмора помогает не выгореть в этих условиях»

— Тогда какими все-таки качествами и навыками должен обладать хороший пиарщик?

— Одно из главных требований — быть всегда на чеку. В любой момент может что-то произойти (предположим, «легли» все сервера) и СМИ нужно будет быстро дать честную информацию, чтобы не плодить слухи и страхи. То есть нужно быть всегда готовым к звонку журналистов и зачастую даже предвосхищать их запросы. Нужно иметь готовый ответ еще до того, как тебе задали вопрос.

Кроме того, важно уметь писать сильные и грамотные тексты, чтобы там были и логика, и смыслы, и ценности. Теплохладный официоз здесь неуместен — на него медиа никогда не отреагируют.

Для пиарщика нужен и широкий кругозор, начитанность, информированность. Необходимо понимать, какая сейчас повестка дня, чтобы не тушить пожары, а предвидеть, работать на опережение. Поэтому здесь уже можно говорить и о любознательности, без которой человек не сможет быть в курсе всего самого важного.

Естетственно, потребуется коммуникабельность. PR-специалист все время с людьми, на людях, и делает все для людей. Общение с журналистами, защита своих проектов внутри команд, общение с подрядчиками, которых у нас могут быть десятки.


И, наконец, самое важное — острый ум и чувство юмора. У пиарщика всегда очень много задач, открытых проектов. Часто меняются вводные, которые нужно проанализировать и быстро найти оптимальное решение, рассказать об этом команде. А чувство юмора помогает не выгореть в этих условиях.

— Мне кажется, что в этом списке кое-чего не хватает. Чтобы оперативно выдавать журналистам необходимую информацию, пиарщику нужно быть «своим человеком» для руководства, уметь отстоять позицию даже перед гендиром, убедить его в необходимости конкретной коммуникации с медиа.

— Стопроцентно. Поэтому, у меня, например, прямое подчинение генеральному директору и я имею быстрый доступ к руководству, чтобы синхронизировать видение, понимать, что реально происходит в компании.

Такие же доверительные отношения должны быть и с журналистами разных изданий. Тогда пиарщик будет понимать, что нужно на самом деле каждому из них, и пытаться подавать информацию интересно, а не плакать в углу и думать, почему СМИ не берут на публикацию его инфоповоды и новости…


— Мне кажется, что о последнем как раз вообще мало кто думает. Я каждый день вижу десятки однотипных пресс-релизов, в которых нет ничего полезного для моего издания. Дают ли пиарщикам задание сегментировать, индивидуализировать рассылки?

— Да, такая задача есть всегда. И меня тоже очень злит, когда ребята пытаются устраивать «ковровые бомбардировки» своими релизами, которые никому в итоге не нужны. Иногда достаточно поменять один абзац, чтобы история повернулась в другую сторону и привлекла внимание. Просто этому нужно учиться.

— Надеюсь, что это так. Но, видимо, компании (особенно крупные) нередко нанимают агентства для работы со СМИ. И тут начинается кошмар: ощущение, что заказчики не следят за тем, что делают агентства… Как правильно контролировать такого подрядчика, чтобы он своей назойливостью не делал бренду только хуже?

— К сожалению, есть такая проблема. Но ее можно решить. Мы в самом начале сотрудничества с агентством договариваемся о формате отчетов. Какая-то информация должна подаваться ежедневно, какая-то — еженедельно или ежемесячно. Поэтому мы сразу видим, какие коммуникации идут, как часто и в каком виде.

— А вы никогда не пробовали стать «условным тайным покупателем» и подписаться на все рассылки для журналистов от собственного бренда, чтобы понимать, как компанию может воспринимать СМИ?

— Но мы же согласовываем все тексты и формулировки, поэтому знаем, что в этих рассылках…

— Это понятно. Однако знать, что ты продаешь и быть реальным покупателем — совсем разный опыт, на мой взгляд.

— Надо над этим подумать (улыбается, — прим. авт.).


«Все, что ты заявляешь, всегда нужно исполнять, потому что журналисты тебе это обязательно припомнят»

— А еще поделюсь совсем печальным опытом. Недавно известная компания позвала журналистов в поездку, обещала показать производство и дать пообщаться с руководством компании. Однако топ-менеджмента никто так и не увидел и ни на один из заданных вопросов представитель компании внятно ответить не смог. Зря потраченное время журналиста и фотографа дорого обходится редакции…

— Мне очень жаль, что мы вообще такое обсуждаем. Подобное поведение непрофессионально. Я не понимаю, как можно обещать что-то и этого не сделать.

— Вот посоветуйте коллегам, как лучше строить коммуникацию с медиа.

— Во-первых, все, что ты заявляешь, всегда нужно исполнять, потому что журналисты тебе это обязательно припомнят. Во-вторых, «доступ к телу» всегда должен быть продуман. Если есть опасения, что могут задать какие-то «неудобные» вопросы, то руководителя нужно к этому подготовить.


В любом случае, если делается пресс-мероприятие, то там главное — контент, ценность, которую ты дашь журналистам. Я против пустозвонства. Либо не собирай, если тебе нечего сказать, а если уже собираешь, то будь готов и отвечать на вопросы, которые не были заготовлены заранее. Я еще всегда сразу после мероприятия отправляю пост-релиз с главными тезисами и фото с мероприятия, чтобы ускорить и упростить работу авторов.

— Окей. Ситуация: вы понимаете, что журналист задает вопросы, на которые сейчас руководитель, скорее всего, не сможет ответить. Должен ли пиарщик брать в этот момент все в свои руки, грубо говоря, и говорить журналисту: «Вопрос зафиксировали, руководитель обязательно ответит на него, но я вышлю ответ вам письменно»?

— Да, это наилучший ход в такой ситуации. Тут и представитель комппании скажет специалисту «спасибо», и журналист поймет, что к его вопросам относятся серьезно. Вариант, когда интервьюер получает раплывчатые, «водянистые» ответы или вообще полный отказ от комментария, — самый проигрышный.

И, конечно, такие просьбы для уточнения информации должны занимать не более 20% от общего массива вопросов журналиста. Иначе это уже не интервью. Некоторые «коллеги» могут пользоваться этим, как способом вообще ничего не говорить, но это только испортит отношения с изданием. А для пиарщика это, по сути, полный профессиональный провал.


— Порой мне кажется, что у бизнеса на нашем рынке весьма своеобразное понятие пиара. Будто это исключительно то, что должно появляться о компании в медиа бесплатно. Причем не важно, в каких медиа. Пиарщики пытаются просто хоть где-то получить упоминание. И никаких бюджетов на полноценную кампанию у них, как правило, нет. Поэтому вопрос: пиар — это только бесплатно или и за деньги?

— Здесь все примерно так же, как с маркетингом без бюджета. Это все, на мой взгляд, красивые сказки. Пиар с бюджетом всегда победит пиар без бюджета.Как ты ни старайся, как ни задействуй личные связи, даже самую классную идею не будут продвигать столько, сколько нужно компании.

Но и совсем необоснованно раздувать бюджеты на продвижение тоже не стоит. Одна из проблем, с которой мы сталкиваемся, когда работаем с подрядчиками, — желание впечатлить. Нам сразу предлагают «супергениальные идеи». Но как только ты спрашиваешь о бюджете для реализации такой идеи, начинается не очень приятная песня «мы ещё не считали».


«Пиар нужен далеко не всем»

— В чем разница между рекламой и пиаром?

— Реклама работает там, где нужно сказать что-то четко, быстро и доступно. А пиар — это когда тебе уже нужно что-то объяснить, когда это какой-то сложный продукт или ситуация и так далее. Пиар работает на имидж бренда, раскрывает суть бизнеса и позиционирование, а в идеале — решает реальные проблемы клиентов. Те же модные сейчас темы ESG и КСО невозможно продвигать бесплатно. Это трансформация бизнеса, и она требует огромных затрат: да, здесь можно получить парочку бесплатных публикаций, но этого недостаточно.

Кстати, пиар нужен далеко не всем. Он однозначно не нужен компаниям, у которых очень дешевые товары, тем, кто продает что-то очень простое, чья продажа не подвержена эмоциям или моде. Овсяным хлопьям не нужен пиар. Не нужен пиар и локальным брендам. Им вполне достаточно рекламы.

— Может ли пиар работать во вред компании? И как этого избежать?

— Конечно, может. Поэтому нужно нанимать хороших пиарщиков. И увольнять плохих. Как говорится, не нужно менять людей — просто меняйте людей. Именно поэтому я так жестко и сформулировала описание вакансии. Когда ты на старте все честно говоришь, то к тебе придут только те, кто готов принять твои условия.

— Какие есть правильные действия пиарщика, когда происходит что-то негативное? Мне почему-то кажется, что любимая многими компаниями тактика страуса (просто прятать голову в песок и делать вид, что ничего не произошло).

— Мне кажется, что все самые страшные вещи на свете происходят из-за того, что люди, прячут голову в песок и молчат. И это касается не только пиара. Только в диалоге, только во взаимодействии людей с людьми решаются все вопросы. Сколько семей распадается из-за того, что люди просто не поговорили, сколько друзей теряют друг друга, а через три года выясняется, что это вообще было не так, и если бы они поговорили, то этого непонимания удалось бы избежать. Искренность и честность — это основа любой коммуникации: как личной, так и корпоративной.


— Есть ли какие-то тенденции в пиаре, на которые сегодня обязательно нужно обратить внимание?

— Главный тренд в том, что антикризисный пиар — это уже давно норма, а не ЧП. Мы живем в постоянной турбулентности, нужно быть очень гибкими. Поэтому когда мне говорят про выход из зоны комфорта, я прошу рассказать, как туда зайти (смеется, — прим. авт.). То есть к любому потрясению пиарщик должен быть всегда готов.

Второй важный тренд — то, что сегодня обсуждают в соцсетях, завтра будет опубликовано в СМИ. Поэтому нужно отслеживать любые упоминания бренда в соцсетях и контролировать актуальные темы.

И третий — продвижение через каллоборации с другими компаниями. Но здесь главное, чтобы у бизнесов частично совпадали ДНК брендов.

— Нужен ли пиарщику личный бренд?

— Пиар пиара (если так можно выразиться) тоже всегда должен быть. В конечном счете это делается для компании. Когда пиарщик стесняется себя продвигать, — это плохо. Еще хуже, если ему просто нечего про себя рассказать.

— Какие ошибки в работе пиарщиков вы считаете самыми частыми и как их можно избежать?

— Главная ошибка — иллюзия уникальности. «Я вот такое придумал, так написал, а они не поддержали»… Еще часто встречается мнимое превосходство над журналистами. Нужно помнить, что они тебе ничего не должны. Также я часто сталкиваюсь со сбитой широтой восприятия действительности: это когда в работу берутся идеи, которые никогда не будут реализованы. Ну и просто классика — отсутствие диалога: не отвеченные отзывы, комментарии.


Вообще успешный проект базируется на 4 главных принципах: связь идеи с брендом, долгосрочность, работа с экспертом, равноправное партнерство. Соответственно, не следование им — ошибка.

— Что делать пиарщику, если он понимает, что руководство совершает PR-ошибку?

— Он должен сделать все от него зависящее, чтобы аргументировано доказать свое мнение, если оно кардинально расходится с мнением руководителя, но при этом специалист уверен в своей правоте.

Конечно, решение всегда будет за директором, но долг честного и порядочного сотрудника — привести все аргументы и убедиться, что он сделал все возможное для спасения ситуации.

Бонус

Вопросы, которые стоит задать пиарщику на собеседовании:

  • В чем Ваща ценность как пиарщика?
  • Что Вас отличает от других?
  • Кто из белорусских пиарщиков вызывает уважение?
  • Кого из блогеров знаете?
  • Сколько у Вас подписчиков в Instagram?
  • Как я смогу оценить эффективность Вашей работы?
  • Опишите себя так, чтобы мне захотелось взять Вас на работу.


Критерии оценки эффективности работы пиар-специалистов и их вклада в общий успех компании:

  • Количество и качество инициированных инфоповодов.
  • Количество упоминаний в СМИ.
  • Охват.
  • Тональность в процентном соотношении (позитивная, нейтральная, негативная).
  • Динамика позитива и негатива в социальных сетях, на картографических сервисах и отзовиках.
  • Количество отработанных упоминаний.
  • Масштаб и качество реализации PR- и КСО-проектов.
  • Исполнение бюджета.
  • «Позитивный шум» в коридорах компании.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Недавно в Facebook мы наткнулись на нетривиальное описание вакансии для пресс-секретаря. Компания МТС ищет в команду человека, «который любит искать смыслы и не болеет...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика