Приостановление деятельности Общественно-консультативного совета (ОКС) при Администрации президента — это сигнал Европе накануне принятия решения об отмене или продлении санкций в отношении высших должностных лиц Беларуси, считает член ОКС, почетный председатель Объединенной гражданской партии (ОГП) и экс-глава Национального банка Станислав Богданкевич.
Напомним, 12 ноября глава Администрации президента Владимир Макей, который возглавляет ОКС, объявил о приостановлении деятельности совета«с учетом появившихся в СМИ выступлений отдельных оппозиционных деятелей, среди которых есть и члены ОКС, что якобы он является «бутафорской» и «декларативной структурой».
За несколько часов до этого решения Станислав Богданкевич на пресс-конференции в Минске предположил, что обсуждение избирательного законодательства на предстоящем 13 ноября заседании ОКС «полезно, но его результаты будут равняться нулю».
Комментируя БелаПАН решение главы ОКС, Богданкевич заявил: «Я не думаю, что имею такой политический вес, чтобы из-за меня приостанавливали деятельность ОКС. Это послание, направленное Европе: как мы начали либерализацию, так можем быстро ее завершить».
Политик подчеркнул, что не давал обещаний не критиковать работу ОКС. «Я в совет приглашен как частное лицо, и меня тоже критиковали за то, что я вошел в этот совет. Я в совете просто как Богданкевич, а не как почетный председатель ОГП или член этой партии. Поэтому я имею право высказывать свое мнение, и я буду это делать, поскольку считаю, что заседания совета должны проходить не кулуарно, а с участием представителей СМИ», — заявил Богданкевич.
Он также обратил внимание на то, что правительство принимает к сведению рекомендации ОКС. «Это касается либерализации условий существования малого и среднего бизнеса, приватизации, регулирования цен. Может, Макею это не нравится? А может, ему не нравится мое слишком активное участие в деятельности совета? Потому что из трех заседаний, которые провел совет, на двух я был докладчиком. И это принесло свои плоды, как мы видим из решений правительства», — сказал Богданкевич.
Приостановление работы Общественно-консультативного совета — это игра с Евросоюзом. Такое мнение в интервью БелаПАН высказал политолог Валерий Карбалевич.
По словам Карбалевича, в открытом заявлении председателя ОКС он «не увидел серьезных аргументов». «Я не увидел никакой серьезной критики этого проекта, поэтому аргументация Макея мне непонятна», — заявил политолог.
По его мнению, есть две версии того, почему деятельность ОКС была приостановлена. «Первая — не стоит искать каких-то глубинных причин этого решения. Возможно, Александр Лукашенко прочитал что-то по поводу ОКС в прессе, это ему не понравилось, и он приказал Макею приостановить деятельность ОКС. Чисто эмоциональное решение, которое в духе президента. Вторая — политическая. Понятно, что Беларусь пошла на некоторые уступки Евросоюзу, это касается и изменений в избирательное законодательство, и решения об аккредитации в Беларуси «Еврорадио». В то же время Лукашенко неоднократно заявлял, что Евросоюз не должен выставлять нам никаких условий для диалога. Ему необходимо показать, что Беларусь — не слабое государство, которому можно диктовать условия. И таким образом он решил показать силу», — предполагает Карбалевич.
Тем не менее, считает политолог, приостановление деятельности ОКС не повлияет на решение Европы о приостановлении визовых санкций в отношении высших белорусских чиновников: «Европа уже все решила, проекты документов готовы, и они будут приняты».
По словам Карбалевича, приостановление деятельности ОКС — игра с Европой. «Впрочем, и создание ОКС тоже было игрой с Европой. Я не думаю, что этот совет может принять какие-то судьбоносные решения», — заявил эксперт.