...Ностальгия — продукт нежный, а его сейчас употребляют ведрами... Считайте меня колумнистом
...Ностальгия — продукт нежный, а его сейчас употребляют ведрами. Пригласили посмотреть на процесс выживания в бункере, обещали острые впечатления. В 5 километрах от Вильнюса, за 70 литов (по–нашему что–то около 71 тысячи рублей) двухчасовое туристическое развлечение–драма. Бункер — помещения подземной резервной телевизионной станции. Туда водят группы прибалтийских подростков и любопытствующих граждан Северной Европы. Реклама гласит, что в бункере воссоздан 1984 год. Однако, кроме портрета Брежнева в траурной рамке, ничто конкретно на этот год не намекает, так что спишем это на наивность бункерного менеджмента, решившего разбогатеть на погружении во тьму.
...Туристов выстраивают лицом к стенке, водят гуськом и пугают бородатым мужиком в телогрейке. Тот, в свою очередь, таскает на поводке какую–то запуганную овчарку. Актеры говорят по–русски. Юные прибалтийские туристы в большинстве своем не понимают ни слова. Ошалело уставившись на грозно дерущих глотку «офицеров», учатся произносить «так точно». Некто, одетый в сборную форму непонятного рода войск и с погонами советского подполковника, заставляет туристов отжиматься от пола, разучивать гимн на слова Сергея Михалкова и музыку Эль–Регистана и надевать противогаз. Затем допрос — чередующиеся рыки–окрики и ласковое мурлыканье. Актер, похожий на киношного следователя КГБ из 80–х так же, как я на химика Менделеева, на прощание сурово светит туристам лампой в лицо. Всем «выжившим» на выходе полагается «стаканчик водки». По крайней мере, так написано в рекламных буклетах. Режиссер «драмы выживания» — лауреат национальной премии...
Побыла, зря потеряла время и 70 литов. А ведь в Вильнюсе есть настоящий музей жертв тоталитаризма — в бывшем здании КГБ ЛССР. Пожалуй, это единственный виденный мною музей такого рода — честный и страшный. Остальное теперь все больше напоминает цирк с медведями в погонах. Я не уверена, что создатели бункера с «допросами» и овчарками действительно понимают, каких вещей походя они касаются своей клоунадой.
А бизнес на экс–СССР приобретает удивительные формы. Крупная туристическая компания в Эстонии объявила о вакансии. «Приглашаем на работу аутентичного представителя советской эпохи». Возраст соискателя значения не имеет. Главное, чтобы он проживал в квартире советского образца с мебелью 80–х, был настоящим «совком» по ментальности (!) и свободно говорил по–английски (!). Представляю, что это будет за «типичный представитель»...
...В Беларуси крен в противоположную сторону. Мы уже почти согласились с распространенным мнением, что у нас «улучшенный СССР». Так что очередная патока на эту тему от сатирика, который издавна достает из каждого утюга своими «ту–у–пы–ы–ми», вызвала лишь дежурную дискуссию сетевых «друзей по перегрызке». Поживите в России! Нет, это вы поживите в Беларуси... Может быть, отдохнете от кое–чего чересчур продвинутого. От чего убежать хочется куда глаза глядят.
Хотя в Беларуси отношение к советскому прошлому, на мой вкус, просто какое–то уж чересчур серьезное. Публично рассуждая на эту тему, требуется скорбно–почтительно приосаниваться. Потому что у нас советское — или военная патетика, или ужасы ГУЛАГа. Ко всему остальному наследию принято относиться снисходительно, как бы и не было тех десятилетий. У нас даже коммунистические партии — две. КПБ и до недавнего времени ПКБ. В одной — депутаты Парламента и директора предприятий, в другой — профессиональные борцы с реальностью. Правда, недавно последние официально сменили название, потому что, говорят, в перестановках букв «П» и «К» путались даже в Минюсте.