Беларусь – США: все могло сложиться иначе. 21.by

Беларусь – США: все могло сложиться иначе

10.06.2010 10:21 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Вопреки расхожим представлениям, белорусско-американское сотрудничество не исчерпывается только политической и экономической сферой. Не последнюю роль в нем играют разные виды содействия, которое Америка продолжает осуществлять даже при сегодняшних напряженных двусторонних отношениях. К сожалению, масштабы его значительно меньше, чем это могло бы быть в нормальных обстоятельствах.

На правительственном уровне Соединенные Штаты начали оказывать гуманитарную помощь нашей стране практически сразу же после обретения ею независимости. Уже в 1992 году ее объем составил 43,67 млн долларов, в следующем – 134,31 млн. Напомним, что в те времена средняя зарплата в стране составляла в пересчете около 25 долларов.

22 июля 1993 года во время официального визита в Вашингтон белорусской делегации Станислав Шушкевич и Билл Клинтон подписали Совместную декларацию об отношениях между Соединенными Штатами Америки и Республикой Беларусь. В ней, в частности, говорилось: "Соединенные Штаты снова подтвердили свое намерение продолжать предоставлять Республике Беларусь помощь в области сельского хозяйства, продовольствия, медицины, финансовой и денежной политики и других сферах в целях оказания содействия проведению реформ в Республике Беларусь. Соединенные Штаты выразили намерение помогать Правительству Республики Беларусь в преодолении разрушительных последствий ядерной аварии на Чернобыльской АЭС".
 
Военно-техническая сфера

Как и следовало ожидать, с самого начала наиболее интенсивно решались проблемы в военной области. Соединенные Штаты высоко оценили стремление Беларуси стать безъядерным государством, ее приверженность выполнению договоров о сокращении вооружений и о ядерном нераспространении.

В результате она оказалась среди первых в реализации программы Нанна-Лугара, причем формат последней был существенно расширен именно в целях оказания дополнительного содействия нашей стране. Дело в том, что ракеты "Тополь" подлежали не сокращению, а выводу на территорию Российской Федерации, что не подпадало под действие программы.

Однако американская сторона поддержала предложение Беларуси о расширении списка задач, на которые можно было расходовать средства, выделяемые в рамках программы. В итоге стало возможным начать осуществление военной конверсии, включая переоборудование бывших ракетных баз, а также строительство жилья для демобилизованных военнослужащих. Так, в Гродно был заложен 174-квартирный дом для остающихся в Беларуси военнослужащих из состава российских стратегических сил, на строительство которого США выделили 10 млн долларов.

С течением времени к этим задачам добавились утилизация оставшегося высокотоксичного ракетного топлива и экологически безопасное уничтожение стартовых сооружений для ракет в соответствии с Договором СНВ.

В общей сложности на эти цели было выделено 100 млн долларов. К сожалению, полностью использовать их не удалось. После проведения в ноябре 1996 года приснопамятного конституционного референдума Беларусь была исключена из числа получателей помощи по программе Нанна-Лугара. Объем сокращения составил 40 млн долларов.

Со стороны официальных структур, естественно, посыпались обвинения США в непорядочности. Однако американцы просто следовали закону Нанна-Лугара, согласно которому получающие такую помощь страны должны быть ежегодно положительно аттестованными по параметру приверженности уважению прав человека.

При этом 8 млн долларов, выделенные на уничтожение сооружений "Крона", предназначенных для размещения на них ракетных комплексов "Тополь", заморожены не были. Но выигравшая тендер американская фирма CDI, уже завезшая оборудование для ликвидации площадок и заявившая о своей готовности приступить к работе, так и не получила разрешения белорусского руководства на доступ к объектам и вынуждена была покинуть страну.

Помимо этого, США выделили Беларуси 5 млн долларов на уничтожение боевой техники, подпадавшей под сокращение по Договору об обычных вооруженных силах в Европе.

Экономика

 
Еще одним ведущим направлением, по которому нашей стране оказывалось значительное содействие, было экономическое. Здесь выделялись два аспекта: прямая материальная помощь и создание благоприятных условий для проведения экономических реформ.

По поводу последнего нашей стране жаловаться грех. Уже в первые годы ей был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле и статус бенефициара Обобщенной системы преференций, были заключены договоры о взаимной защите инвестиций и об избежании двойного налогообложения. Беларусь также получила возможность участвовать в ряде поддерживаемых правительством США программ помощи, таких как Фонд содействия предприятиям западных стран СНГ.

Что же касается непосредственной помощи, то она поначалу также была достаточно значительной. Например, во время визита Б. Клинтона в Минск было объявлено о предоставлении пакета технической помощи объемом 20 млн долларов в целях финансирования малой приватизации, обмена и подготовки специалистов, проектов в области здравоохранения, энергетики и охраны окружающей среды. Тогда же Нацбанку РБ был выделен грант на разработку бизнес-плана развития стратегических национальных платежных систем страны.

В феврале 1995 года Министерство сельского хозяйства США предоставило Беларуси право приобретения соевой муки и желтой кукурузы американского производства на 10 млн долларов. Это был первый этап экономической помощи Беларуси со стороны США с целью поддержания платежного баланса страны. Условия были весьма льготными: ставка 2%, срок платежа – через 7 лет после поставки плюс 99%-е покрытие Минсельхозом США стоимости морских перевозок.

Однако как общее ухудшение отношений, так и отказ Беларуси от проведения реформ привели к тому, что в итоге осталось лишь несколько небольших конкретных программ: по содействию фермерам и предпринимателям в сфере агробизнеса, по поддержке деловых ассоциаций и оказанию консультаций предпринимателям, по защите окружающей среды и по поддержке малого и среднего бизнеса.

Демократические преобразования

На протяжении всего периода существования двусторонних отношений правительство США последовательно поощряло развитие в Беларуси демократических институтов и открытого общества под эгидой принятого в октябре 1992 года Акта в поддержку свободы и открытого рынка в России и возникающих демократий Евразии (FSA). Совместно с рядом частных организаций оно спонсирует многие соответствующие инициативы.

Начиная с 1997 года основная часть американской государственной помощи Беларуси направлена именно на эти цели (см. таблицу ниже). Такого рода содействие осуществляется в виде тренингов и обменов, а также выделения малых грантов неправительственным организациям. Поддерживаются радио- и телевизионное вещание на Беларусь, а также веб-сайты. Оказывается юридическая и материальная помощь лицам и семьям, чьи права были нарушены вследствие их политической активности.

Укрепление законодательства и борьба с криминалом

В данной сфере оказывается преимущественно консультативная помощь, в которую с американской стороны вовлечены такие структуры, как Государственный департамент, Министерство юстиции, ФБР и другие секретные службы, Таможенная служба, Департамент государственных сборов и др. Специальные программы включают в себя учебные курсы и семинары для белорусских официальных лиц. Так, в начале 1995 года Секретная служба США провела в Минске семинар для работников белорусских правоохранительных органов по современным методам обнаружения и расследования экономических преступлений.

В последнее время определенные средства выделяются Беларуси на борьбу с торговлей людьми и содействие ее жертвам.
Таблица. Объемы помощи, предоставленной правительством США шести бывших советским республикам с 1992 по 2008 год (млн долл.). Для Беларуси в скобках указаны средства, выделенные в рамках FSA.
 
 
Беларусь
Украина
Молдова
Грузия
Армения
Азербайджан
1992
43,67 (2.23)
117,84
12,16
30,99
74,96
1,81
1993
134,31 (4.44)
177,68
61,43
169,01
172,41
8,47
1994
73,94 (15.63)
457,61
39,17
143,08
159,22
34,64
1995
67,31 (8.31)
297,4
39,17
152,18
114,58
26,21
1996
33,18 (5.07)
333,12
58,07
116,43
134,23
29,96
1997
7,03 (5.24)
295,78
30,14
54,09
98,73
16,79
1998
8,82 (7.84)
359,98
44,89
221,32
116,15
41,24
1999
13,29 (12.4)
288,34
63,1
208,99
91,94
47,26
2000
10,1 (8.69)
213,68
63,2
233,64
117,19
37,97
2001
12,86 (8.04)
252,24
68,95
223,15
102,4
48,26
2002
12,17 (10.91)
201,96
47,91
242,49
112,75
68,89
2003
10,48 (9.12)
178,17
51,27
231,81
105,07
68,64
2004
12,2 (8.4)
144,83
41,3
220,21
93,19
79,48
2005
16,64 (12.15)
198,06
30,55
215,33
91,02
80,12
2006
15,35 (11.55)
154,43
26,74
220,21
89,54
88,71
2007
16,44 (12.1)
215,02
48,33
131,58
71,64
74,86
2008
17,13 (10.19)
175,93
20,8
209,59
74,79
78,98
Всего
504,92 (152,36)
4157,11
747,18
3024,1
1819,81
832,29

С учетом численности населения указанных стран картина выглядит вполне показательной.

Гуманитарная помощь

Гуманитарная помощь Беларуси заключается преимущественно в транспортировке, распределении и мониторинге пожертвований в рамках "Гуманитарной транспортной программы" Государственного департамента. Основными товарами, поставляемыми и распределяемыми среди наиболее нуждающихся лиц, семей и учреждений, являются лекарства, препараты, медицинское оборудование и средства, предметы для временного жилья, продукты и одежда.
Поначалу существовал белорусско-американский партнерский фонд, средства на счет которого поступали в результате реализации гуманитарной помощи, предоставляемой Соединенными Штатами. Например, в 1993 году по просьбе белорусского правительства американское посольство в Минске выделило из него свыше 200 000 долларов на оказание материальной помощи семьям, пострадавшим в результате сильнейшего наводнения в Брестской и Гомельской областях. Из тех же средств 400 000 долларов было направлено на приобретение компьютерного томографа для медицинского обследования населения. К сожалению, в настоящее время про него ничего не слышно; вероятно, он прекратил свое существование.
 
Несколько раз были сделаны достаточно крупные вклады в укрепление материальной базы белорусского здравоохранения. В частности, во время визита Б. Клинтона нашей стране было передано медицинское оборудование на сумму в 10 млн долларов. На рубеже столетий в значительной степени на средства Командования вооруженными силами США в Европе была отремонтирована и оборудована больница скорой помощи в Гомеле, а также больницы в Турове и Друе.

Стоит также упомянуть программы обмена. К 2001 году по ним в США побывали более 2500 белорусских студентов и специалистов. Правда, после того, как в 2003 году в Минске было закрыто представительство Совета по международным исследованиям и обменам (IREX), этот поток существенно обмелел.

В настоящее время под эгидой Агентства США по международному развитию в Беларуси осуществляются следующие программы: помощь уязвимым группам населения; волонтерская программа содействия агробизнесу в западных странах СНГ; по борьбе с туберкулезом и некоторые другие. В целом объем сотрудничества едва ли можно назвать впечатляющим.

Одна из причин – специфическое отношение белорусских властей, в том числе к частным организациям. Если в случае с фондом Сороса, выделившим Беларуси 27 млн долларов, целью было прекратить поддержку независимых СМИ, то в отношении благотворительной организации CityHope International явно преобладало желание урвать побольше.

История весьма примечательная. В начале февраля 1997 года А. Лукашенко принял президента CityHope Пола Мора и выразил благодарность за "колоссальную помощь", оказываемую пострадавшим от чернобыльской катастрофы. При этом он особо подчеркнул, что "в то время, когда политики США предъявляют к Беларуси различные требования и ультиматумы, Ваша деятельность является тем мостом, который делает нерасторжимой дружбу между нашими народами".

Однако спустя всего три недели в интервью официальной белорусской газете П. Мор пожаловался на неправомерные действия налоговых служб в отношении его организации. А 10 апреля посольство США и CityHope International вообще заявили о прекращении ее шестилетней гуманитарной деятельности в Беларуси. Это решение было принято в ответ на невозвращение белорусскими властями денежных средств, изъятых у белорусского партнера CityHope - организации "Экспресс-надежда". Тем самым был нарушен Договор о помощи от 18 июля 1996 года, в соответствии с которым гуманитарная и техническая помощь, предоставляемая правительством США, налогообложению не подлежала.

К счастью, спустя какое-то время CitiHope все же восстановила свою деятельность, масштабы которой говорят сами за себя: с 1990 года данная организация добыла, доставила и распределила в Беларуси гуманитарной помощи на сумму более 200 млн долларов. Можно предположить, что в иных условиях она была бы не единственной.

Примечания
[1] Э. Пивовар. Пол Мор строит мост дружбы. Советская Белоруссия, 7.2.97
[2] П. Мор. Зачем отрубать крылья курице, которая несет золотые яйца? Там же, 26.2.97
[3] О прекращении благотворительной деятельности “Ситихоуп”. Белорусская газета, 14.4.97


 
Теги: Гомель, Гродно
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На правительственном уровне Соединенные Штаты начали оказывать гуманитарную помощь нашей стране практически сразу же после обретения ею независимости. Уже в 1992...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика