В конце сентября в Великобритании и ряде других стран отмечалось 70–летие начала воздушного наступления англичан на города нацистской Германии. Участники мероприятий в который уже раз напомнили о замечательном определении демократии, данном тогдашним британским премьер–министром У.Черчиллем: «Демократия — самый несовершенный способ правления, если... не принимать во внимание все прочие!»
Но демократию следует воспринимать открытыми глазами. Если коснуться некоторых ее несовершенств, то за 70 последних лет их список, к сожалению, куцым не стал. Скорее наоборот. В него теперь смело можно вносить, например, свойственное западной теории и практике убеждение в «нормативности» евроатлантического демократического канона для всего мира. Подачу его в качестве «общеупотребительного». Во–вторых, исходя из «обязательности к употреблению» евроатлантического канона легко проявляется готовность нести его в другие страны даже «на кончиках штыков» и добиваться насильственной его «инсталляции».
В–третьих, относясь к незападным странам с чувством, так сказать, «естественного» культурно–политического превосходства, Запад расценивает их практически как «менее равных». Как объект строгого политического и экономического аудита. И соответственно этому практикует по отношению к ним разного рода «изъятия из общих правил». К примеру, «выборы», с позволения сказать, в условиях чрезвычайного положения (как в Ираке или Афганистане). Или стимулирование «цветных революций». В этом же ряду находится и очень «своеобразное», мягко говоря, понимание западными политическими и общественными организациями своей роли в мониторинге избирательного процесса в незападных сегментах мира. Они, как свидетельствует обширная международная практика, возлагают на себя миссию, скорее, «просвещенных ангажированных надзирателей», нежели «беспристрастных наблюдателей». Вот с этим, боюсь, и нам в ближайшие недели предстоит иметь дело в связи с объявленными на 19 декабря президентскими выборами.
Столь либеральная регистрация Центризбиркомом 17 инициативных групп воспринимается с удовлетворением. Однако, на мой взгляд, такое количество претендентов все же выглядит чрезмерным. Предположу, что многовато их останется и после сбора подписей. Что ж, сильная оппозиция стимулирует политическое развитие страны. Но, подчеркну, сильная и ответственная перед своей страной, а не перед зарубежными донорами. А в списке тех, кто дерзнул предложить свои услуги в качестве ее будущего Президента, многовато как раз не сильных оппонентов нынешней власти, а таких «кандидатов от вегетарианцев», чей нелепый образ выведен в знаменитых «Комедиантах» Грэма Грина...
Поделюсь своими ощущениями. Ознакомление со списком потенциальных кандидатов, первая их медийная «пристрелка» позволяют наметить 3 основных агитационно–пропагандистских вектора избирательной кампании. Первый емко определяется хорошо известным лозунгом «Беларусь — в Европу». Не думаю, что кандидаты, педалирующие его, соберут значительный процент предпочтений. Ведь наше массовое сознание достаточно информировано исключительно сложном положении, в котором пребывает в последние годы Евросоюз. И что Европе, таким образом, еще долго будет не до Беларуси, Украины или Молдовы.
Второму вектору подошел бы лозунг «Беларусь при России». Кандидатам, использующим его в качестве основного, вероятно, удастся стать более заметными. Однако традиционная «россиецентричность» белорусского сознания подвергается в последние годы серьезным испытаниям. Несмотря на то что некоторые кандидаты начали предвыборную кампанию в Москве. Это заранее ставит их в неудобную позицию перед общественным мнением, несмотря на бессменные наши симпатии к России.
Третий вектор: «Беларусь — страна в сердце Европы, призванная одновременно играть роль запада Востока и востока Запада». И такой политический ориентир представляется мне наиболее привлекательным.
В конце сентября в Великобритании и ряде других стран отмечалось 70–летие начала воздушного наступления англичан на города нацистской Германии... Мнения:...