СЕКТА, СТОП!
02.12.2010
—
Новости Политики
|
Всплеск политической активности — характерная особенность любой выборной кампании. Конкуренция идей происходит на всех уровнях: в обывательских «разговорах на кухне», в выступлениях политиков и, конечно, проявляется в соперничестве партий за доверие электората. Какова прозрачность структур, идущих во власть? Кто стремится занять ключевые позиции в системе управления государством? Кто претендует на роль гуру в общественном сознании? Интернет-источники предали огласке занятную информацию: ряд членов незарегистрированной партии «Белорусская Христианская Демократия» (БХД) оказались членами различных сект. Дабы не прослыть голословными, сайты указывают на конкретных людей, называют их фамилии, имена и даже должности, как мирские, так и «просветленные»: Евтух Владимир Иванович, Церковь ХВЕ «Благодать»; Кисель Анатолий Казимирович, учредитель ОО «Белорусская ассоциация «Христианская деловая инициатива» по городу Минску, директор ООО «Антонрайс»; Скоробогатый Леонид Иванович, учредитель ОО «Белорусская ассоциация «Христианская деловая инициатива» по городу Минску, предприниматель, Церковь ЕХ «Луч надежды»; Малыгин Андрей Эдуардович, «Христианская Ассоциация служения осужденным»; Соколова Ирина Ивановна, инициатор создания ХБОО «Надежда для тебя»; Шабалин Юрий Сергеевич, Христианский реабилитационный центр «Свобода». Словарь иностранных слов дает два определения сектантству. Согласно первой трактовке, секта рассматривается как «религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви». Что ж, свобода вероисповедания в нашей стране под вопрос не ставится. Все, что не несет на себе отпечатков экстремизма, не разрушает личность, в Беларуси под запрет не подпадает. Второе определение конкретизирует, что за понятием «секта» скрывается «группа лиц, замкнувшихся в своих узких групповых интересах». Логично предположить, что раз интересы «узкие», с ориентирами большинства не совпадающие, о благе для всего общества речь, как минимум, не идет. Можно было бы закрыть глаза на это явление как на локальное. В конце концов, выбор ценностей и единомышленников — дело сугубо личное. Если бы такие кланы упорно не рвались в большую политику... В конце 90-х годов прошлого века Павел Северинец — личность хорошо известная в оппозиционных кругах — провозглашает христианство концептуальной основой национальной идеологии. В 1999 году он создает объединение «Христианская инициатива». Идею опоры на христианские организации он пытается распространить среди функционеров партии БНФ и возглавляемой им организации «Молодой фронт». Доминирующие в Беларуси конфессии от инициативы «открестились». Зато она нашла отклик в рядах сторонников отдельных христианских сект, прежде всего, среди пятидесятников. Переломной точкой для слияния оппозиции и сектантства стали дискуссии, разгоревшиеся в 2002 году вокруг планируемого принятия Закона «О свободе совести и религиозных организациях». По инициативе «Христианской инициативы», а также общественных и политических активистов создается движение «За свободу вероисповедания». Несмотря на сильное противодействие, закон был все же принят. Острый конфликт между пятидесятниками и государством разгорелся в 2005 году. На кону стояло здание церкви «Новая жизнь». При поддержке «Христианской инициативы» было издано открытое письмо, на этот раз содержащее, помимо требований, прямые угрозы. Партийный облик идеи сектантства обретают в 2006 году. Павел Северинец и его единомышленники создают партию «Белорусская христианская демократия», ориентированную на прямое взаимодействие с религиозными организациями. Представители БХД весьма активно включились в политическую работу. В их активе: попытки провести своих представителей в парламент, постановка на поток информационно-пропагандистской кампании в СМИ, установление контактов с зарубежными дипломатами. В Организационный комитет партии вошли так называемые демократические политики-христиане. Сопредседателями БХД выступили Георгий Дмитрук, Виталий Рымашевский, Павел Северинец, Алексей Шеин. Показательно, что с момента создания БХД до настоящего времени партия официально не зарегистрирована в Беларуси ввиду допущенных многочисленных нарушений законодательства и ее деятельность находится вне правового поля республики. Сей нюанс не воспрепятствовал Виталию Рымашевскому выдвинуть свою кандидатуру на пост Президента Беларуси на предстоящих выборах. В октябре 2010 года вместе с отдельными ныне баллотирующимися претендентами на высшую государственную должность, а именно Николаем Статкевичем, Владимиром Некляевым, Ярославом Романчуком, Андреем Санниковым, Рыгором Костусевым, Алексеем Михалевичем, он выступил в поддержку церкви «Новая Жизнь», подписав соответствующее обращение (www.newlife.by/news_full.php?id=918). Возможности и перспективы участия в политике неформальных религиозных организаций были отмечены рядом независимых изданий. По мнению одной весьма читаемой газеты, «…представители религиозных меньшинств в нашей стране испытывают огромные трудности. Их не так мало, они — один из неиспользуемых резервов оппозиции, потому что кровно и большей частью сознательно заинтересованы в построении демократии». Был бы спрос — будет и предложение! Теоретически критиковать активистов БХД и пятидесятников за стремление принимать участие в политике беспочвенно. Во всем мире действуют христианские партии, вполне конструктивно влияющие на политические процессы. Но, во-первых, в белорусском исполнении налицо узкоклановость созданной партийной организации, что ставит под сомнение ее идейную платформу. Уж не служат ли христианские ценности ширмой? Во-вторых, в своей работе БХД опирается на поддержку иностранных структур, а это уже признаки ангажированности. Чьи интересы отстаивает «Белорусская христианская демократия»? Граждан Беларуси или зарубежных оппонентов государственных институтов? Тема не нова и уже становилась предметом дискуссий. Причем не в исполнении «прогосударственных рупоров», как любит именовать госСМИ оппозиция. К соответствующим выводам пришли международные эксперты. В июне Беларусь посетил Томас Гандоу, руководитель Центра по изучению культов Берлино-Бранденбургской Лютеранской Церкви, один из экспертов авторитетной международной организации «FECRIS». По мнению немецкого исследователя, само название «Белорусская христианская демократия» звучит привлекательно, по-европейски. И — тем не менее! «В Европе тоже есть христианские партии. Но при оценке этого феномена нужно обращать внимание на то, как проходил процесс создания таких партийных организаций. Например, в Германии партия «Христианско-демократический союз» (ХДС) создавалась совместными усилиями нескольких крупных христианских церквей. Сотни тысяч человек приняли решение учредить такую партию, ставшую влиятельной политической силой. Но, если инициатива создания христианской партии принадлежит какой-то одной немногочисленной организации, невозможно серьезно говорить о ее таковой идейной платформе. Это маскировка, но за фасадом ничего нет», — считает эксперт. Политики часто используют такие организации в своих целях. В частности, к услугам подобных структур прибегает правительство США. Церковь «Новая жизнь» вполне может быть востребована для оказания давления на руководство Беларуси. Неплохая пища для размышлений. Сегодня к власти рвутся апологеты сомнительных религиозных течений. Что завтра? Крестный ход вокруг каменных идолов? Или, может, массовое самоубийство? Так уже было однажды в Америке! В ноябре 1978 года в поселке Джонстаун (Гайана) 914 членов американской религиозной секты «Народный храм», включая детей, по призыву ее руководителя Джима Джонса, организованно выпили отравленный цианидом напиток. Несогласные были застрелены… Дарья СНЕГИНА
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Всплеск политической активности — характерная особенность любой выборной кампании. Конкуренция идей происходит на всех уровнях: в обывательских «разговорах на...
|
|